Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - коммуникация. Тема: «Наши пернатые друзья». Коррекционной группы для детей с нарушением речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Цель: активизировать в речи сложные прилагательные; формировать умение  понимать смысл  фразеологического оборота.                                                        Предполагаемый результат: развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм).                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pernatye_druzya.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                        Детский  сад №1«Алёнушка»                                                                                                                 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками

Коммуникация.

Тема: «Наши пернатые друзья».

коррекционной группы для детей с нарушением речи

        

Подготовила и провела воспитатель

                                                               Светлана Анатольевна Сергеева

                                                                            Дата «23» января 2014 г.

        

г. Октябрьский РБ

Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками:

  • Активизировать в речи сложные прилагательные; формировать умение  понимать смысл  фразеологического оборота.

Задачи:

Коммуникация:

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и воспитанником.
  • Активизировать в речи сложные прилагательные (красногрудый, длинноногий, пестрокрылый, белогрудый, чернокрылый).                                                                                                        
  • Упражнять в употреблении приставочных глаголов совершенного и несовершенного вида.                                                                                                      
  • Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Закреплять умение составлять предложения с существительным родительного падежа.
  • Формировать умения употреблять в речи существительные (женского, мужского рода) с числительными.
  • Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.                                                            
  • Развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом.        
  • Обогащать глагольный словарь.                                                  
  • Побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.
  • Корректировать произношение звуков русского языка.
  • Развивать фонематический слух, темп и ритм речи.
  • Развивать память.
  • Воспитывать устойчивое внимание.

Познание:

  • Развивать умения  распознавать птиц по повадкам и внешнему виду.
  • Закреплять знания о названиях зимующих птиц.
  • Закреплять знания о названиях перелётных птиц.
  • Совершенствование навыков количественного счета.
  • Воспитывать любовь к птицам родного края.
  • Формировать  заботливое отношение к пернатым друзьям.

Чтение художественной литературы:

  • Формировать умение внимательно слушать произведения.
  • Развивать умение отгадывать загадки.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Художественное творчество:

  • Формировать умения нетрадиционного творчества – аппликация манкой.
  • Развивать глазомер.
  • Развивать чувство композиции.
  • Воспитывать аккуратность.

Социализация:

  • Повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости.
  • Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
  • Вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.

Музыка:

  • Приобщать к музыкальной культуре.

Здоровье:

  • Приобщать к здоровому образу жизни.
  • Совершенствовать крупную и мелкую моторику.

Безопасность:

  • Формировать знания безопасного поведения при работе с кисточками, клеем.

Предполагаемый результат: развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм).                                             Направление: познавательно-речевое.                                                     Образовательная область: коммуникация.                                                                         Виды  деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.                                                                                                                                     Форма образовательной деятельности: совместная деятельность воспитателей и воспитанников в непосредственно-образовательной деятельности.                Форма организации детей: групповая.                                                              Формы организации совместной деятельности: чтение письма; загадывание загадок;  игра «Красивые предложения»; физкультминутка - игра «Чуткие ушки»; музыкальное сопровождение; упражнение «Посчитай-ка»; игра «Как разговаривают птицы?»; чтение стихотворения «О чем ты думаешь, снегирь?» автор И. Беляков; постановка проблемы; показ образца; рассказ воспитателя; словесное объяснение; комментирование действий; пальчиковое упражнение «Дятел»; игра на закрепление безопасного поведения во время работы с кисточкой и клеем: «Да – нет»; работа по художественному творчеству; самоанализ выполненных работ.                                                                                                                Интеграция областей: познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, здоровье, безопасность.          Предварительная работа:

  • чтение стихотворений о птицах;
  • загадывание загадок;
  • заучивание пословиц и поговорок;
  • чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»;
  • рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий;
  • дидактические игры «Поможем птицам разобраться», «Узнай по описанию»;
  • изготовление родителями кормушек и заготовка корма для птиц;
  • наблюдение за птицами, прилетающими на участок;
  • лепка снегиря;
  • рисование снегиря на ветке рябины с помощью трафарета - снегиря;
  • разучивание физкультминутки «Снегири», пальчиковой гимнастики «Дятел»;
  • рисование снегиря и ветки с  рябиной;
  • закрепление названий птиц;
  • объяснение смысла пословиц и фразеологического оборота «нос повесил».

Участие родителей: подготовка материалов для аппликации, изготовление кормушек, заготовка корма для птиц.                                                                     Оборудование: конверт с письмом, мультимедийное устройство, слайды, образец, лист с нарисованным снегирём на ветке рябины каждого воспитанника, принадлежности для выполнения аппликации (кисти, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей, цветная манка), магнитофон, тарелки с колбасой, огурцом, помидором, луком, мылом, тарелки с салом, пшеном, хлебными крошками, семечками, маленькие снегири красного и синего цветов (по одному каждого цвета на каждого воспитанника).

Ход совместной деятельности воспитателя с воспитанниками:

Организационный момент. Воспитанники стоят, сделав круг.                                            В. Ребята, у нас сегодня гости,  давайте поздороваемся с ними, улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение (воспитанники  садятся на стулья).                                                                В. Сегодня утром почтальон принёс нам письмо. Давайте его прочтем.                                                                                Чтение письма:                                                                                                                                  «Ой, ой, ой! Ой, ой, ой!                                                                                                                                         К нам пришёл волшебник злой.                                                                                                                     Он руками замахал.                                                                                                                                           И всех нас заколдовал.                                                                                                                               Вы письмо скорей прочтите, нам быстрее помогите!»                                                                                 В. Ребята, вы понимаете, что случилось? (ответы: нет). Давайте прочитаем дальше. «Угадайте, кто мы и освободите нас, пожалуйста».                                                                               В. Ребята, помогите мне понять, кто попал в беду?                                                             Загадки про птиц: (Слайды 1 - 6).                                                                                                   1. Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но драчливый, боевой, удалой! (воробей)
2. Красногрудый, толстый, малоподвижный (снегирь). Значение слова: красногрудый -  здесь два слова слились в одно (ответы: красная  грудка).
3. Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый (дятел). Значение слова: трудолюбивый - труд любит, пестрокрылый -  пестрые крылья.
4. Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая (сорока).
5. Чернохвостая, чернокрылая разбойница (ворона).
6. Маленькая, на брюшке чёрная полоса, желтогрудая, юркая, ловкая (синица). Значение слова желтогрудая – жёлтая грудка.                                                                                       Анализ воспитателя.                                                                                                                                          В. Ребята, а эти птицы:  воробей, снегирь, дятел, сорока, ворона, синица,  живут зимой с нами?  (ответы: да)   А как они называются? (ответы: зимующие). Ребята, эти птицы живут в нашем регионе? В наших садах, парках? Каких еще зимующих птиц вы знаете? (ответы: голуби, галки, совы).                                                                                                                               Анализ воспитателя.                                                                                                                                      В. Правильно! А в природе действительно один снегирь одна ворона (ответы детей – нет).  Конечно, ребята, вы правы - их много. А давайте придумаем  красивые предложения про них, я начну,  а вы мне помогите.                                                                                                 Игра: «Красивые предложения». (Слайды 7 - 10)                                                                 На ветках много… синиц.
В лесу много… дятлов.
Летит стая… ворон.
Около кормушки много… снегирей.                                                                                    (Повтор всего предложения некоторыми воспитанниками).                                                   Анализ воспитателя.                                                                                                                          В. Молодцы, ребята! А вы знаете, есть птицы,  которые осенью улетают в теплые края на зимовку, а весной возвращаются на свою Родину выводить птенцов. Скажите, как они называются (ответы – перелётные). Приготовьте руки, мы сейчас поиграем в «чуткие ушки» будем ловить только перелетных птиц (повторите, каких птиц будет ловить?)                            
Физкультминутка: игра: «Чуткие ушки» (воспитанники ходят по кругу и хлопками ладоней «ловят» перелётных птиц).
Журавль, воробей, гуси (дикие), дятел, жаворонок, синица, трясогузка, голубь, соловей, снегирь, грач.                                                                                                                                                             Анализ воспитателя.                                                                                                                        В. Молодцы, как вы внимательно слушали! (воспитанники садятся на свои места).               В. Мы так много узнали и рассказали о птицах, смотрите, наши птицы уже на свободе и они на деревьях.  Давайте  их теперь сосчитаем.                                                                   Упражнение «Посчитай-ка». (Слайды 11 - 19)
Один воробей, два воробья…пять воробьёв.
Один снегирь, два снегиря…пять снегирей.                                                                                              Одна сова, две совы…пять сов.                                                                                                       Анализ воспитателя.                                                                                                                            В. Молодцы, считать вы умеете! Как вы думаете, а птицы умеют говорить (ответы – да), а мы с вами – тоже, только у нас разные языки,  но есть птицы, которые  знают несколько человеческих слов, а кто это? – ответы - попугаи, вОроны. Они тоже могут повторить некоторые слова.                                                                                                                                    
Игра: Как разговаривают птицы? (Слайды 20 - 28)                                                             Кто курлычет?  – журавль.                                                                                                                         Кто стрекочет? – сорока.                                                                                                                          Кто тенькает? – синичка.                                                                                                                                Кто воркует?  – голубь.                                                                                                                                           А ворона – каркает (повтор воспитанником).                                                                      Воробей – чирикает (повтор).                                                                                             Кукушка – кукует (повтор).                                                                                                            А соловей – поёт.                                                                                                                                               Анализ воспитателя.                                                                                                                                     В. Ребята, послушайте, какое замечательное стихотворение я вам прочитаю. Называется оно: «О чем ты думаешь, снегирь?»
Автор:
И. Беляков                                                                                                                         Ах, до чего мороз сердит!
Кругом снежок, снежок…
Снегирь на веточке сидит,
Снегирь пылает и горит,
Как маленький флажок.
И сад, и роща, и пустырь…
Все в тихом зимнем сне.
- О чем ты думаешь, снегирь?
- Конечно, о весне!                                                                                                                          
Слайд со снегирём на ветке рябины (№ 29).                                                                                                  В. Ребята, посмотрите, снегирь клюёт ягоды рябины,  вот и я  решила позаботиться о птицах и приготовила корм для них. Подойдите к столу, посмотрите  (воспитатель показывает тарелку с колбасой, огурцом, помидором, луком, мылом…)  Покормим птиц? (ответы: птицы это не едят), а чем надо кормить птиц? Салом, пшеном, хлебными крошками, семечкам (воспитатель показывает тарелку с перечисленным).  Правильно, а знаете, ребята, когда птица сыта – она никогда не замерзнет!                                                                                          В. Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался снегирь один, и совсем загрустил.    А как говорят о человеке, которому грустно? («нос повесил»). Вот и снегирь свой клюв повесил. Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение? (ответы – найти друзей).                                                                        В. Очень хорошая идея - найти нашему снегирю друзей. Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Снегирь на ветке рябины». Объяснение работы.                                                                   В. Ребята, давайте вспомним, как мы будем работать с кисточкой и клеем - поиграем в игру «Да – нет».  В. Объясняет правила игры.                                                                       Мы будет брать клей в рот? (ответы).                                                                                                       Кисточка острая? (ответы).                                                                                                                               Мы будем размахивать кисточкой в разные стороны? (ответы).                                                         Мы будем намазывать клей на лист? (ответы).                                                                                            Мы будет намазывать клей на стол? (ответы).                                                                                    Теперь давайте поиграем с пальчиками, чтобы их размять.                                                              Пальчиковое упражнение «Дятел»:                                                                           (проводится 2 раза: один раз – медленно произнося слова, второй – быстро).
Я по дереву стучу,                    Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу,             другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой,    четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Воспитатель объясняет ход работы: мы на прошлом занятии рисовали ветку рябины, снегиря на ней,  раскрасили их,  но оставили нераскрашенным грудку нашей птицы,  а каким она цветом? (ответы – красным). Вот сейчас мы необычным способом сделаем грудку снегиря красной. Когда – то мы делали такую аппликацию. Сначала намазывает грудку снегиря клеем очень аккуратно, не выходя за контур (надо брать много клея, чтобы манка хорошо прилипла), а затем туда, где намазали, сыпем красную манку (сыпать надо хорошо – брать манки много, чтобы не было просветов). Немного подождём и, немного согнув лист, ссыпать лишнюю манку обратно в тарелку. Подходите к своим местам, где лежат ваши рисунки со снегирями и принимайтесь за работу.                                              
Звучит тихая музыка «Пение птиц».                                                                                                     В. Посмотрите на всех птиц.   Какие красивые снегири у нас получились. Ребята, давайте положим красных снегирей на те работы, которые, по вашему мнению, выполнены аккуратно и по всем правилам, а синие – нет (объяснения воспитанниками - почему). Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь.

Итог (рефлексия):

В.Скажите, что мы делали сегодня  (ответы: разговаривали о птицах, приготовили корм для них, помогли снегирю найти друзей, и у нас получилась целая стая снегирей). Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём наш корм и пойдём на улицу кормить птиц.                                                                                                                Спасибо вам, ребята, мне очень понравилось с вами работать, вы были собранные, внимательные, аккуратные, красиво и правильно говорили. Молодцы!

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ТЕМА: «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ»

Конспект  непосредственно образовобразовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»  (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедическ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - формирование целостной картины мира. Тема: «Мама, папа, я – дружная семья».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание представленного занятия. ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по зрительному восприятию на тему: «Круг, овал» В средней группе для детей с нарушением зрения

Целью данного материала является закрепление представлений о круге и овале у детей с нарушением зреня...

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию старших дошкольников «Наши пернатые друзья».

Программные задачиОбразовательные: Обобщать, закреплять знания о зимующих птицах. Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих. Продолжать учить отгадывать загадки.Развиваю...