Занятие "Художник и море"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Знакомство детей с творчеством художника И.К. Айвазовского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_khudozhnik_i_more.docx | 136.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Козобова Екатерина Александровна,
Гордеева Татьяна Анатольевна,
воспитатели ГБОУ детский сад 1800
"СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ"
Пояснительная записка к конспекту непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Художник и море".
Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с общепедагогическими и практическими принципами
- непрерывности (с опорой на экспериментальную и опытническую деятельность);
- активности (самостоятельная деятельность детей во всех опытах и экспериментах с водой);
- доступность (весь необходимый материал предоставлялся детям в специально отведенной зоне).
Вся непосредственно образовательная деятельность осуществляется через интеграцию образовательных областей:
- "Познание" - (рассказы воспитателя, беседы, диалоги с детьми: расширение кругозора);
-"Здоровье" - (физкультминутки);
- социализации (развитие - воспитание дружеских взаимоотношений при занятии совместной деятельностью);
- "Труд" - (формирование представлений о труде взрослых и их роли в жизни общества);
- "Коммуникация" - (развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками);
- "Чтение художественной литературы" - (продолжение знакомства с произведениями известных художников);
- "Художественное творчество" - (расширение знаний детей об изобразительном искусстве, развитии художественного восприятия произведения);
-" Музыка" - (приобщение к музыкальной культуре - слушание, танцевальные импровизации).
Применение инновационных технологий:
- использование мультимедийной презентации
- проектная деятельность
- опытно-экспериментальная деятельность
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе по теме "Художник и море"»
"Формирование целостной картины мира", "Художественное творчество"
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством И. К. Айвазовского.
- развивать способность детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства, переданные художником.
- продолжить знакомство детей с морским пейзажем, показать, что изображение изменчивой стихии моря - труднейший мотив живописи, музыке.
- закреплять и расширять знания детей о роли деятельности человека в природе и ее результатах.
- воспитывать бережное отношение к природе, животному миру; развивать экологическую культуру.
- совершенствовать навыки рисования акварелью по тонированному листу бумаги, развивать творчество, самостоятельность в выборе способа изображения моря.
Методическое обеспечение:
- оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,
- демонстрационный материал: репродукции картин И. Айвазовского "Девятый вал", "Радуга","Морской пейзаж".
- раздаточный материал: листы для акварели, акварель, гуашь, восковые мелки, свечи, соль, простые карандаши, кисти, поролоновые губки, стаканчики для воды.
- литературный ряд: Г. Ветрова "Сказка о волне и художнике", чтение и разучивание стихов Ф. Тютчева, В. Брюсова, Г. Поженяна о море.
- изобразительный ряд: репродукции картин И. Айвазовского "Морской пейзаж", "Ниагарский водопад", "Девятый вал", "Радуга".
- музыкальный ряд: шум моря в произведениях Вивальди, Римского – Корсокого, М. Дунаевского.
Форма организации детей -групповая,
форма проведения ООД - интегрированная
Словарная работа: художник, пейзаж, маринисты, штиль, шторм, бриз.
Методы, используемые на занятии:
- словесный (беседы, чтение художественной литературы);
- наглядный (рассматривание репродукций);
- практический (рисование моря различными способами);
- проблемный (люди используют море для своих потребностей – еда, отдых; что нужно делать, чтобы деятельность человека не навредила обитателям морей?) - вывод о необходимости охраны окружающего мира;
Приемы:
- художественное слово (использование стихов);
- слайды - репродукции картин Айвазовского, фото подводного мира;
- появление сказочного персонажа "Морская царица";
- беседа о способах рисования моря и использовании нетрадиционных материалов.
План непосредственно образовательной деятельности:
- организационный этап направлен на активизацию внимания детей (прослушивание звуков моря, беседа с опорой на знания детей) 5 - 7 мин.;
- основной этап ООД включает в себя новую информация, продолжение беседы с детьми с опорой на имеющиеся знания, прослушивание стихов о море,
рисование морских пейзажей различными художественными способами 15 - 20 мин.
- в заключительном этапе дети делают выводы и умозаключения, организуют выставку собственных работ 5 - 7 мин.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы о моряках, морских путешествиях, рыбаках;
- беседа о нравственных качествах и поступках героев произведений художественной литературы; о роли деятельности человека в природе и ее результатах;
- рассказ воспитателя о творчестве художника И.К. Айвазовского;
рассматривание репродукций И.К. Айвазовского в книгах, на открытках;
- чтение сказки о художнике И.К. Айвазовском;
- самостоятельное рассматривание альбомов с репродукциями морских пейзажей;
- рисование моря различными способами.
Ход деятельности.
Под спокойную музыку дети проходят в подготовленную группу
Восп.
Ребята, мы с вами оказались в музеи изобразительных искусств.
Перед нами работы художников - пейзажистов. Поговорить мы сегодня будем о
картинах, изображающих море.
Посмотрите на эти картины, какая картина вам нравится больше, почему
(ответы детей: "Черное море", "Радуга", "Спокойное море")
На фоне спокойной музыки воспитатель читает стихотворение:
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки
Море может быть то земным
С белым гребнем на резкой скадке,
То без гребня свинцово - синим,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло - синим,
Просто светлым и просто синим
Чуть колышещем легким бризом музыка стоп.
Звуки шума волн.
Восп.
Что это за звуки? - ответы детей
Какое море по характеру - ответы детей (спокойное, штиль, бриз)
Звуки шторма.
Восп.
Что можно сказать об этом море - ответы детей (волнующее, шторм.. Композиторы, поэты отражали свои впечатления в стихах, музыке, а художники писали картины.
- ребята, как называются художники пишущие морскую стихию? (маринисты).
а почему их называли маринистами? (море еще называют мариной)
Самым известным художником маринистом является И.К.Айвазовский. Вопросы детям: что вы знаете об это художнике:
- где родился,
- как начался его творческий путь,
- где, учился.
- как вы думаете, легко ли рисовать море (трудно),
- почему? (трудно рисовать море, потому что оно бывает разным: спокойным, бурным и т.д.).
- какими качествами должен обладать художник - маринист? (художник должен быть внимательным, усидчивым очень наблюдательным, внимательным, терпеливым, трудолюбивым).
Восп.
Мы с вами вспомнили о жизни и творчестве И.К. Айвазовского, немного поговорили о его работах, а сейчас давайте сядем (дети садятся), и поговорим о самой известной работе И.К.Айвазовского - картине "Девятый вал"
Вопросы детям:
какими словами можно описать море (грозное, штормовое, сине - фиолетовое, темное),
каким изображено небо? (красно - оранжевое)
как изображены люди (испуганы, обессилены - чем (борьбой со стихией), уставшие),
художник не показывает нам гибель людей, он дает нам возможность додумать, что может произойти с ними позже,
подумайте, что с ними произойдет позже (спасутся, погибнут )
Восп. Не только художников привлекало море, многие композиторы сочиняли произведения изображающие море. Сейчас вы услышите отрывок из оперы Римского - Корсакого "Садко" "Океан море", и вы превратитесь в морских обитателей.
Танцевальная импровизация - сели.
Восп. - ребята все вы знаете сказку о "Золотой рыбке", а я расскажу вам эту сказку на новый лад. слайды.
«Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке на берегу моря. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил. Вот однажды он поймал... Как вы думаете, кто ему на удочку попался?» (Дети высказывают свои предположения.)
«Смотрит Человек — перед ним Золотая Рыбка. Говорит ему Рыбка: «Ты — Человек. Значит, будешь просить, чтобы я желания твои исполнила. Говори свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в море». «Ладно! — говорит Человек. — Раз уж так заведено, исполни мое желания и я тебя отпущу».
Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить?
(Дети высказывают свои предположения.)
«Не хочу жить в деревянной избушке, — говорит Человек, — хочу дом
каменный с электричеством и отоплением». Ничего не ответила Рыбка,
выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к
своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит.
«Вот здорово! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет».
Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить
буду, если машину можно у Рыбки попросить?»
Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в море ее моет. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро лесные тропинки в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит. Опять пришел Человек к Золотой Рыбке. «Будет тебе завод, — ответила ему Золотая Рыбка, — но помни: это твое последнее желание».
Возвратился Человек, видит — завод огромный работает. Из труб дым идет, грязная вода в море льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым».
А утром проснулся Человек, поглядел в окно — вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к морю — земля вокруг дымом окутана, в море мусор плавает, ни одного цветочка не видать
— Что же я наделал? — думает.
Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся». Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.)
Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все
живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу
Вот такая беда произошла. Вам бы это понравилось? (ответы детей).
Тревожная музыка, появляется Морская царица, она возмущается, ругается
на людей.
Восп.
Морская царица, наши ребята хорошие, добрые, они не обижают морских жителей, не загрязняют ни рек, не морей. Правда?
Ребята, давайте нарисуем Морской царице море, которое мы видели, которое мы любим. Выберете материалы для рисования, приступайте к работе. Дети под музыку под музыку Н.Римского-Корсакова ("Садко")рисуют море. Встают в рассыпную со своими рисунками.
Морская царица.
Вот спасибо, успокоили меня, не все еще плохие люди испортили в царстве моем.
Я теперь экологов попрошу, что б они мне помогли все море очистить. А вы подростайте, к нам в гости приезжайте, помогать нам будете. Таким гостям мы всегда рады. И еще помните, что в морях живут животные, не похожие на обитателей суши. Они устроены так, чтобы жить в воде, без нее они погибают. Очень вас прошу, берегите реки, озера, моря, охраняйте их.
Восп.: занятие наше подошло к концу:
- вам понравилось занятие?
- о творчестве какого художника мы говорили?
- кто такие «маринисты»?
- как назвается картина, которую мы с вами рассматривали?
- почему она так называется?
- музыку, каких композиторов мы слушали?
- море прекрасно: в нем живут разные рыбы животные, как людям следует относится к морю, чтоб жизнь в нем сохранилась и для других поколений?
Фонограмма песни «Солнечный круг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"
Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....
О, море, море!
В занятии отражена любимая нами взрослыми и детьми тема МОРЯ....
Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий
Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....
Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"
Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"
Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....
Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...
«Чёрное море – любимое море мое».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста с использованием ИКТ...