Ранние признаки нарушения развития речи
консультация по развитию речи на тему

Консультация предназначена для родителей детей в возрасте от рождения до трех лет. Почти все нарушения речи (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет), причем желательно заметить признаки этих нарушений как можно раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannie_priznaki_narusheniya_razvitiya_rechi.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Ранние признаки нарушений развития речи

По мере овладения языком у ребенка могут выявляться нарушения речевого развития. Почти все они (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет), причем желательно заметить признаки этих нарушений как можно раньше.

  1. В первом пункте важно отметить в картине развития ребенка в пренатальном развитии частые угрозы выкидыша, гипертония, гипотония, инфекционные и вирусные заболевания мамы во время беременности. В натальном и постанатольном периоде: родовые травмы, кесарево сечение, искусственное вызывание родов, частые болезни и травмы черепа малыша в младенческом периоде, повышенное внутричерепное давление, часто ставящийся диагноз детскими невропатологами: МЦД (минимальная церебральная дисфункция), ППЦНС (перинатального поражения центральной нервной системы). Все это в совокупности и даже по отдельности очень пагубно влияет на развитие речи в целом.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками ППЦНС (перинатального поражения центральной нервной системы). Раннее поражение мозга в дальнейшем проявится в той или иной степени нарушенным развитием. В силу того, что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев психического, доречевого и речевого развития, а также двигательного анализатора. С возрастом, при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются. В дальнейшем у детей, перенесших ППЦНС, могут наблюдаться: задержки психического и речевого развития ,  общее недоразвитие речи, умственная отсталость, ДЦП и др. Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.

Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления  и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении перинатальной патологии.

 Исследования К.А.Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой показывают, что при условии ранней диагностики и раннего начала адекватного систематического медико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случаях более глубокого поражения или позднего выявления детей с перинатальной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых  психических, двигательных и речевых нарушений является более вероятным.

В настоящее время существуют эффективные методы клинической диагностики ППЦНС и МЦД. При выявлении нарушений психомоторного развития, свидетельствующих о поражении головного мозга, необходимо организовать работу по их преодолению. Важная роль при этом принадлежит логопеду, педагогу-дефектологу.

  1. Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление.

Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.

На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.

Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев

Слова – переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев.

Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.

Стимуляция гуления осуществляется следующим образом.

Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.

Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.

Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.

Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.

Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.

Стимуляция лепета 

Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.

В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.

Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.

Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.

Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.

Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.

Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.

  1. Отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет (проверьте его физический слух — он может быть снижен).

После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной (экспрессивной) речью обеспечивает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.

Первым этапом в формировании понимания речи следует уделить внимание в развитии жестикуляции.

Развитие жестикуляции:

  • В общении с ребенком широко используйте жестовую речь — так ему легче понимать смысл ваших высказываний.
  • Старайтесь дополнять жесты словами, которые хорошо выявляют их смысл (ВЫСОКО —руки поднять вверх, можно даже подняться на мысочки, НИЗКО – руки опустить вниз,  МАЛЕНЬКИЙ — пальцы сближены, БОЛЬШОЙ – руки расставить и т. п.).
  • Не используйте искусственную, специально придуманную жестикуляцию, а только такую, с помощью которой вы сами абсолютно естественным образом дополнили бы высказывание. Если вы говорите ребенку: ЗАКРЫВАЙ ГЛАЗКИ! — пояснить значение этого слова можно, закрыв глаза.
  • Часто родители недооценивают степень понимания речи своими детьми. Когда вы что-то говорите при ребенке, всегда помните, что он может понять вас, причем неправильно. Своими высказываниями вы невольно можете спровоцировать у него нежелательные формы поведения, ведь он далеко не всегда в состоянии правильно понять ваше отношение к тому, о чем вы говорите.
  • Формирование указательного жеста. Спрашивайте у ребенка: ПОКАЖИ ГДЕ ЛЯЛЯ? ГДЕ БИБИКА? и т. п. Он должен показать на игрушку рукой. Можете показывать на предмет его рукой, чтобы он понял, что от него требуется. Пусть показывает на игрушку размашистым движением, вытягивая вперед всю руку, а не скромненько — один пальчик.
  • Формирование жеста просьбы. Попросите у ребенка игрушку (например, куклу), дополняя свою просьбу жестом (сгибая к ладони пальцы). Покажите ребенку, что он должен дать вам игрушку. Повторите несколько раз. Затем скажите: А ТЕПЕРЬ ТЫ ПОПРОСИ ЛЯЛЮ. Протягивайте ему куклу, но не давайте, пока он не изобразит жест просьбы. Покажите ему, как нужно пригибать пальцы к ладони, бережно и нежно сами можете согнуть ему ладошки.
  • Формирование жеста прощания. Когда уходят гости, просите ребенка сказать им «до свиданья» — машите рукой вместе с ним. Можете играть с ним — вы выходите за дверь, а он вам машет ручкой. При этом обязательно просите его сказать вам «ПОКА, ПОКА» (а не «помахать ручкой»).
  • Формирование жеста «иди ко мне». Делайте обеими руками приглашающие жесты и говорите: ИДИ КО МНЕ! Ребенок должен тянуться к вам на руки. Говорите: ПОЗОВИ МЕНЯ! Показывайте — как. Пусть ребенок машет вам рукой, делая приглашающие жесты. Для начала изображайте жесты его руками. В дальнейшем он должен совершать жест сам, а вы подходите к нему и обнимайте.

С помощью жестов можно охарактеризовать некоторые качества предметов, например: большой — маленький.

  • Возьмите два мяча — большой и маленький. Обнимите руками большой мяч, скажите: ЭТО БОЛЬШОЙ МЯЧ. Возьмите в свои пальчики маленький. Скажите: ЭТО МАЛЕНЬКИЙ МЯЧИК. Пусть ребенок по очереди обхватывает руками большой мяч и берет в ручку маленький, а вы изображайте руками и пальцами размер того мяча, который он держит. После этого говорите ребенку, какой мяч он должен взять (показывая руками размер). Затем отложите мячи подальше и спросите: ПОКАЖИ КАКОЙ МЯЧ ДАТЬ — ВОТ ТАКОЙ, ВОТ ТАКОЙ? (показывайте руками  и пальцами величину мяча). Ребенку нужно изобразить размер. В дальнейшем он должен показывать, какой мяч хочет получить, без вашего предварительного показа. Это же упражнение выполняйте с другими предметами.
  • Выражением лица можно показать некоторые душевные состояния: веселый — грустный. Когда папа или мама смеется, широко улыбайтесь и говорите: МАМА СМЕЕТСЯ, МАМА  ВЕСЕЛАЯ . Просите его показать, какой он веселый: ПОКАЖИ, КАКОЙ КОЛЯ ВЕСЕЛЫЙ, и улыбайтесь сами. Покажите, как зайка плачет (свесьте голову, вытяните вперед губы, печально посмотрите, кулачки прижмите к глазам). Скажите: ЗАЯ ПЛАЧЕТ. В дальнейшем просите ребенка: ПОКАЖИ, КАКОЙ КОЛЯ ВЕСЕЛЫЙ. ПОКАЖИ КАК ЗАЯ ПЛАЧЕТ.

Последовательность работы над пониманием речи.

Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного развития понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.

Начинаются занятия с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова -существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький.

Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту.

Самая удобная и интересная игра – это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта например, игрушки с одновременным называнием. Все это помогает малышу соотнести слово и предмет (члена семьи, домашнего любимца).

Рекомендую следующую последовательность накопления словаря:

Существительные 

  • Обязательное условие - предмет предъявляется и называется. Спрашивайте у ребенка:  ПОКАЖИ ГДЕ ЛЯЛЯ?ГДЕ КИСА? и т. п. Он должен показать на игрушку рукой. Можете показывать на предмет его рукой, чтобы он понял, что от него требуется. Пусть показывает на игрушку размашистым движением, вытягивая вперед всю руку, а не скромненько — один пальчик.

Далее организуется  игра, во время которой предмет называется неоднократно. После положите перед ребенком две-три игрушки, спрашивайте: ГДЕ КИСА? ГДЕ БИБИКА? Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух. Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов. Прячьте игрушку на глазах у ребенка (например, под подушку, под одеяло), он должен достать ее оттуда. Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша. Если у вас есть машина и она стоит под окнами дома, то можно попросить, чтобы ребенок глядя в окно нашел свою машину и показал пальчиком.

Просите ребенка показать, где мама, папа, тетя, дядя и т.п. Пусть показывает рукой или пальцем, поворачивается к человеку всем корпусом и глядит прямо на него.

Обучайте ребенка дотрагиваться до другого человека. Пусть покажет, где у вас рот, рука и т. п. Пусть покажет, где рот или рука у кого-нибудь еще. Пусть ребенок погладит вас по руке, по голове, погладит кого-нибудь другого.

  • Если ребенок тянется к предмету, спрашивайте: ДАТЬ КИСУ ? (специально показывая не ту игрушку, которую он хочет). При этом отрицательно качайте головой и говорите: НЕТ. Добивайтесь, чтобы в дальнейшем ребенок качал головой сам и просил: ДАЙ. Когда ребенок освоит утвердительный и отрицательный жесты, спрашивайте: ЭТО КИСА? — показывая попеременно то на кошку, то на другую игрушку. Он должен отвечать соответствующими движениями головы.
  • Формирование понимания обобщенного значения слов. Попросите ребенка показать, где у него рука, потом — где у вас рука, где у куклы. Пусть покажет пальчик, потом другой пальчик, затем пусть покажет, где у вас пальчик, и т. п.

Важно отметить, что каждый последующий пункт берется на вооружение только после того, как ребенок справляется с предыдушим.

Глаголы

  • Ребенку нужно повторять ваши движения. Говорите: СДЕЛАЙ КАК Я! Совершайте как можно более размашистые движения. Широко, справа налево, машите рукой (а также обеими руками), раскачивайтесь туловищем вперед-назад и вправо-влево, кивайте или качайте головой вместе с туловищем. Если ребенок будет неправильно повторять движения, помогайте ему. Следите, чтобы у него работало все тело, а не одни только мышцы рук или головы.
  • Попросите ребенка потянуться к вам, сопровождая это приглашающим жестом: ИДИ КО МНЕ! Если он не понимает просьбы, сами прижмите его к себе или возьмите на руки. В дальнейшем ребенок должен реагировать на ваш жест руками и голосовую просьбу: ИДИ КО МНЕ. По истечении некоторого времени ребенок должен только реагировать на слова: ИДИ КО МНЕ.
  • Делайте своеобразную «гимнастику». Когда ребенок сидит, скажите: УПАДИ! Ему нужно всем туловищем повалиться на кровать. Сначала покажите, как он должен падать, повалите его. Потом пусть падает в правую и левую стороны — поворачиваясь всем туловищем на бок. Слегка подталкивайте его.
  • Научите ребенка следить за перемещением обращающегося к нему человека, поворачиваться всем корпусом. Говорите: ПОСМОТРИ НА МЕНЯ (НА ТЕТЮ), ПОВЕРНИСЬ КО МНЕ (К ТЕТЕ). Разворачивайте его туловище, чтобы показать, как это делать. Если он смотрит исподлобья, осторожно поднимите ему голову за подбородок.
  • Задавайте вопросы по поводу привычных действий: ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ ? ПОЙДЕМ КУШАТЬ? — и сами отвечайте, активно кивая головой: ПОЙДЕМ!, В дальнейшем добивайтесь, чтобы в ответ на ваш вопрос ребенок сам кивал головой.
  • Знакомство ребенка с действием, или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголами «ест, спит». Совершайте простые движения и действия: ходите или делайте вид, что кушаете, спите. Спрашивайте: Я ИДУ? Я КУШАЮ? Я СПЛЮ? Ребенку нужно отвечать утвердительным или отрицательным жестом. Поиграйте в игру, в которой эти действие многократно обыгрываются и называются (мишка ест, зайка спит, ляля ест). Можно прибегнуть и к такой уловке: спрашивайте вслух: СКОЛЬКО ВРЕМЯ? И постоянно смотрите на часы. Спустя какое-то время, задавая вопрос, ребенок должен сам смотреть на часы или вести вас к ним.
  • Просите его поднять руки ВВЕРХ,ВНИЗ, проехать на машинке ВПЕРЕД, НАЗАД, предварительно показав ему пример: ПОСМОТРИ – САМОЛЕТИК ПОЛЕТЕЛ ВВЕРХ, ВАНИЗ и т. п. В дальнейшем указывайте нужное направление рукой или игрушкой, потом ребенок должен реагировать только на слова.

Если в течение первого года жизни у ребенка не сформировалось никакого понимания речи, не спешите нервничать, подождите, пока ему исполнится полтора-два года. Если ситуация не улучшится, проконсультируйте его у логопеда, специализирующегося на алалии. Если алалия не осложнена снижением интеллекта, она (иногда медленно) всегда выправляется.

  1. Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это свидетельствует о задержке у него речевого развития.

Игры для стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы стимуляции.

Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» – положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал), брум (гулять) ав-ав (собака) и т.д.

Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: «Кто пришел, кто это, позови маму». Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами «КУКЛА УПАЛА - БАХ» , «Часы тикают – ТИК-ТАК, ТИК-ТАК».

Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов (слов - звукоподражаний):

Барабан бам-бам-бам
Упал бах, бабах
Качаться, качели кач-кач
Дождик кап-кап
Гусь га-га-га
лягушка ква-ква
Дай, дать? дай
Собака ав-ав
Ворона кар-кар
Спать а-а-а, бай-бай

Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово (звук, слог) спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово “вылетит» непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно. Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка.

Если речь не появилась после 2 лет жизни следует обратиться к педиатру, который вас может направить к логопеду, невропатологу или психоневрологу. Или же вы можете сразу идти на прямую к ним на консультацию.

  1. Отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некоторые слова.

Если к трем годам ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае обязательна консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием.

  1. Заикание. В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи, левшества у ребенка может появиться заикание, это особенно вероятно если  в семье имеются близкие родственники страдающие этим недугом. Если такое произойдет, ребенка нужно срочно показать логопеду, так как заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникновения.

Заикание – серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам – основа всех последующих действий родителей.

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло – в начальной стадии. Лечение обязательно должно быть комплексным. Заикание – проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Исходя из состояния нервной системы врач-психоневролог или детский невропатолог назначает необходимые лекарства. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка. Безусловно, медикаментозные назначения, сделанные врачом, необходимо строго выполнять.

Ребенок, у которого возникло заикание, нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвращению образования невротических комплексов. Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же как и работа с психологом.

Уже в 3 года многие дети могут заниматься с логопедом. Если заикание стало привычным, отмечается несколько месяцев, пора начинать занятия.

Общие правила речевого поведения родителей:

  • Речь должна быть достаточно плавной, четкой, умеренной по темпу, спокойной и обязательно эмоционально-выразительной. Даже те мамы, речь которых обычно не отличается особой выразительностью, разговаривая с ребенком, интуитивно стараются интонационно окрашивать свою речь. Речь, лишенная выразительной интонации, остается без внимания, малыши как будто ее не слышат. Дети в раннем возрасте необыкновенно чутки к интонациям взрослого, охотно копируют их.
  • Ребенку следует задавать только конкретные, понятные вопросы, не торопить с ответом, не перебивать и внимательно выслушивать то, что он пытается сказать, при необходимости помогая ему.
  • Обычно в речи взрослых можно заметить разного рода неправильности: мы часто обрываем высказывание на середине, перебиваем сами себя, на ходу переформулируем мысль, особо не заботимся о выборе лексико-грамматических конструкций. Речь, адресованная ребенку, должна быть простой и понятной, с четким проговариванием слов и предложений. Нужно исключить сложные лексико-грамматические обороты, труднопроизносимые слова. Все это облегчает ребенку восприятие содержания речи и построение собственной языковой системы.
  • Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
  • Полезно читать детям стихотворные тексты, сказки строго соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизированная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов. Полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактика заикания связана прежде всего с охранительным речевым режимом, интенсивность поступающей информации должна быть максимально снижена.

  1. Кроме всего прочего у ребенка в раннем возрасте может появиться детский аутизм. Это касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от речевого общения, становится необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм нужно проконсультироваться у детского психоневролога и психолога.
  2. Если вы у ребенка отмечаете без каких- либо причин постоянное повышенное слюноотделение, частые и продолжительные срыгивания (уже после 3-4 месяцев), вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица, повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех двигательных навыков.  У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у такого ребенка может быть с носовым оттенком. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не может обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и параличи речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.
  3. Если ребенок отставая в речевом развитии недостаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у него задержки умственного развития.

Вообще же нужно иметь в виду, что темп развития детей очень индивидуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как правило, не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко выраженные патологии).

И на последок хочется порекомендовать вам правила общения с ребенком (составила Полякова М.А.)

Правила общения с детьми

  • Когда ребенок обращается к вам, всегда поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза. В возрасте до года у ребенка закладываются некоторые психологические комплексы, в том числе страх перед тактильным (через прикосновение) общением. Поэтому с раннего возраста ребенок не должен иметь барьеров для прикосновения. Не используйте запретительных слов на прикосновения.
  • Если ребенок сделал вам больно, скажите, что вам больно, но не говорите «нельзя». Если ребенок пытается обратить на себя внимание, а вам в этот момент не до него, хотя бы как-то откликнитесь на его обращение, погладьте по голове, скажите что-нибудь. Ребенок должен быть уверен, что его попытка контакта не будет отвергнута. Тогда он не будет бояться «направляться» к собеседнику.
  • Когда вы что-то сообщаете ребенку, сопровождайте это жестами — так ему легче понимать ваши слова, а заодно и запоминать их. Например: Я пошла — и движение локтями. Киса побежала — и очень быстрое движение локтями.
  • В раннем возрасте движение доставляет ребенку большое удовольствие, ведь это единственное, что он на самом деле может, поэтому с движением желательно совмещать вообще всю речь.
  • Всегда сначала предлагайте ребенку посмотреть на предмет, а уже потом что-то с ним сделать (так планируется и «выстраивается» будущее действие). Этот подход будет препятствовать формированию у ребенка привычки как попало, разболтанными, хаотическими движениями хвататься за предметы.
  • Если ребенок смотрит на людей исподлобья, это может сказаться на развитии его речи. Ведь при таком положении головы он будет пытаться и разговаривать, а это является «неречевой позой», то есть позой, несовместимой с речью. При опущенной голове органы артикуляции занимают заведомо неправильные положения — язык тяжелеет и упирается в зубы или высовывается между ними, губы выпячиваются вперед, а подвижность нижней челюсти ограничивается. При таких расположениях органов речи ребенок никогда не освоит правильного произношения звуков, кроме того, рискует начать заикаться. Так что, если заметите у ребенка взгляд исподлобья, предлагайте ему смотреть на человека прямо (осторожно приподнимайте ему голову за подбородок). Показывайте ему, как он смотрит (в шутливой форме), а также, как нужно смотреть.
  • Если у ребенка есть реакции «отшатывания» от людей, нужно постараться очень мягко преодолеть их. Если он отворачивается от кого-то, прячет лицо, не надо поворачивать его насильно — это вызовет только испуг и слезы. Сыграйте на его любопытстве. Пусть человек у него за спиной погремит игрушкой, можно весело посмеяться, пошутить — это может заставить ребенка обернуться. Если ребенок отказывается от контактов с людьми, не спешите выносить его из комнаты. Пусть сидит у вас на руках, даже уткнувшись лицом в плечо. Со временем его врожденная любознательность начнет брать верх, он будет отрываться от вашего плеча и поглядывать на гостей. Ни в коем случае не обращайте на это внимания, иначе ребенок снова начнет капризничать, хныкать и изображать реакции отказа от общения. К такому ребенку не нужно специально привлекать внимание окружающих (но если кто-то случайно обратил на него внимание, заговорил с ним, не спешите его «спасать» — это укрепит в ребенке чувство опасности). После того как он перестанет отворачиваться от какого-то человека, можно предпринять шаги к их дальнейшему сближению. Попросите ребенка что-то дать тете или дяде, взять что-нибудь у них из рук и т. п.
  • Не запрещайте ребенку использовать на людях указательные жесты, считающиеся «невежливыми». Этим вы затормозите его способность «направляться» к человеку, нарушите у него естественные отношения между словом и жестом. Когда ребенок станет старше (после трех лет), вы успеете отучить его от «невежливой» жестикуляции.
  • Никогда не переживайте по поводу неловкости, допущенной вашим ребенком. Он моментально это уловит и почувствует себя неуверенно. Отдавайте себе отчет: никто из окружающих не требует от вашего годовалого ребенка светских манер и безукоризненного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки благополучного развития речи у ребенка

Критерии влияния факторов на развитие речи у детей...

Ранние признаки нарушений развития речи

В основном все нарушения речи, проявляются до трех лет. Важно выявить признаки нарушений  именно в раннем возрасте ,так как речевая деятельность наиболее лабильна в этот период....

Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"

            Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического ра...

Консультация для родителей, посвященная всемирному дню инвалидов. Тема: «Нарушение развития речи – это диагноз, значит болезнь, а может быть даже инвалидностью. Ранняя профилактика и перпедевтика – главное решение данной проблемы»

Много уже написано о том, как важно ранняя диагностика речевого развития ребенка. Диагностика определяет направления коррекционной работы. Родители часто спрашивают, когда нажно начинать логопедически...

Признаки благополучного развития речи ребенка

Признаки благополучного развития речи у ребенка: - Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. - У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. - Ребенок активно общается со знакомыми и...

Ранние признаки нарушений развития речи

По мере овладения языком у ребенка могут выявляться нарушения речевого развития. Почти все они (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет, причем желател...

Конспект дидактической игры «Общие признаки» по развитию речи в средней группе

Цель: закрепить умение находить признаки предметов посредством дидактической игрыЗадачи:Воспитательная: воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённостьРазвивающая: ра...