Консультация для родителей, посвященная всемирному дню инвалидов. Тема: «Нарушение развития речи – это диагноз, значит болезнь, а может быть даже инвалидностью. Ранняя профилактика и перпедевтика – главное решение данной проблемы»
консультация по логопедии
Много уже написано о том, как важно ранняя диагностика речевого развития ребенка. Диагностика определяет направления коррекционной работы. Родители часто спрашивают, когда нажно начинать логопедические занятия. Думаю, в данном случае уместно вспомнить притчу о том, как пришла к мудрецу и спросила его: "Когда надо начать воспитывать ребенка?" Мудрец спросил: "А сколько лет Вашему ребенку?" Ответ матери: "Он только родился!" Мудрец поразил мать своим вердиктом:" Вы опаздали на 9 месяцев!" итак, мы уверенны, что чем раньше работать над развитием речи, тем лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul_roditeley_den_invalidov.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей, посвященная всемирному дню инвалидов.
Тема: «Нарушение развития речи – это диагноз, значит болезнь, а может быть даже инвалидностью. Ранняя профилактика и перпедевтика – главное решение данной проблемы»
«А само все встанет!»- думают родители о «каше во рту» у своего малыша, «Мы его понимаем, и другие поймут!- вот еще один частый лозунг. «Что этот логопед говорит, какие диагнозы? Не болит, значит не болезнь!»- и такое можно услышать.
Но интересный факт во всем мире дается инвалидность детям, у которых не сформировалась речь, и взрослым людям, у которых произошел распад речи.
Итак, почему так важна речь?
Значение речи и важность ее развития
Люди всегда общались и общаются друг с другом. Если прекратить общение с социумом, начинается психическое нарушение, появляется замкнутость и даже остановка в развитии. В чем сила речи? При помощи нее человек осваивает новые навыки, делится эмоциями и передает информацию. Ее значение невозможно переоценить.
Что такое речь?
Психологи изучают речь с появления на свет человека. Не следует путать речь с языком, это два разных термина. Речь — это разговор человека, выражение эмоций через знаки языка, действие, выраженное при помощи звуков. Язык — это система знаков, через которую мы передаем информацию письменно и устно.
Есть несколько свойств речи:
- понятность — совокупность информации, знаний темы разговора, владение терминологией;
- содержательность — количество выраженных мыслей и эмоций в разговоре;
- выразительность — эмоциональная насыщенность разговора;
- воздействие — манипуляция человеком при помощи просьб, убеждений и команд.
Функции и цель речи
Исследователи, которые изучают роль речи в социуме, выделяют две функции — интеллектуальную и коммуникативную. Коммуникативная речь — общение между людьми для обмена информацией или побуждения к действиям. Нужно придать правильный смысл сообщению, чтобы у слушателя появились правильные эмоции. Интеллектуальная речь — средство для выражения, образования мыслей при помощи слов. Слово — единица мышления, которая имеет определенное значение.
Итак, чем лучше развита речь, тем больше развивается мышление. При хорошем общении человек доволен, спокоен и любая деятельность, в том числе и творческая, плодотворна. Коммуникабельный человек большего добивается в жизни, чем ребенком с грамотной речью хорошо учится в школе.
Как узнать, ребенок говорит соответственно своему возрасту или надо бежать срочно к логопеду?
Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании слов или при употреблении местоимений и глаголов прошедшего времени) и т.д. Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок в каждом возрасте.
Возраст | Развитие речи |
Новорожденный (0-1 месяц) | Крик. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет). |
Грудной | Примерно к 2 мес. Появляется гуление, т.е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). Все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой системы, к которой принадлежат (дети англичан, русских, японцев и т.д.) |
3-6 месяцев | С 3 мес. у малышей развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические нормы «своей» языковой системы. С 5 мес. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык. |
6-9 месяцев | Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. |
9 месяцев 1 год | К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. |
Ранний (1-3 года) | С появлением первых слов начинается этап развития активной речи. |
Дошкольный (3 года-6 лет) | В 3 года словарный запас дошкольника может составлять до 3000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения. В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з,ц. И в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’.К 7 годам ребенок правильно стрит любые предложения, произносит любые звуки. |
Школьный (от 7 лет) | В 7 лет появляется письменная речь, а в подростковом возрасте – литературная и сленг. |
Часто в данном вопросе родители начинают сравнивать своих детей с детьми из песочницы. И патологическая ошибка заключается в том, что родители усыпляют свою бдительность тем , что и соседский Паша, и Саша, и Валя и другие дети тоже плохо разговаривают, и это «нормально», на самом деле самообман и отрицание проблемы. Сейчас 90% плохоговорящих детей, поэтому так делать не стоит, потеряете время.
Почему мой ребенок плохо говорит?
Причины расстройства — как естественные, социальные, так и патологические, обусловленные заболеваниями физического и психического плана.
Если ребенок плохо говорит, что делать?
Лечить пациента, если он плохо говорит нужно всегда. Но в разных случаях лечение будет своим. Необходимо обратиться к детским психологу, логопеду, педиатру. Возможно, потребуется помощь педагога, дефектолога.
Когда начать заниматься с ребенком?
Чем раньше, тем лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей и педагогов. "влияние пения на развитие речи ребенка"
Невозможно переоценить влияние пения на развитие ребенка. В консультации содержатся упражнения на развитие речи, которые будут полезны детям как в саду общеразвивающего вида, так и логопедических учре...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Тема: "Этапы развития речи ребёнка в норме"
1. Развитие звуковой стороны речи у детей в норме2. Этапы развития детской речи от 0 до 1 года3. Развитие детской речи от 1 года до 2-х лет4. Развитие детской речи от 2-х лет до 6-ти лет...
Консультация для родителей. Роль устного народного творчества в развитии речи ребенка раннего возраста.
Роль устного народного творчества в развитии речи ребенка раннего возраста....
Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста»
Речь- чудесный дар природы- не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своев...
Консультация для родителей "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"
Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей....
Консультация для родителей роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей раннего возраста
laquo;РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»....
Консультация для родителей "Семья , имеющая ребенка с нарушениями развития речи"
Речевое общение (высказывания, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройкам личности....
- Мне нравится (1)