Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Данное занятие было представлено мною на городской конкурс профессионального мастерства "Учитель года 2014". В занятии использованы методы и приёмы наглядного моделирования и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_konkurszanyatie_po_formirovaniyu_leksiko.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Зима» (с использованием метода наглядного моделирования и мнемотехники)
Учитель-логопед МБДОУ детский сад №4 Шептунова О.В.
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»
Форма проведение: фронтальное занятие с использованием ИКТ
Тип занятия: обобщение, систематизация знаний
Вид занятия: познавательно- практическое
Технология: личностно - ориентированная
Цель: закрепление представлений о зиме и ее приметах, расширение и активизация словаря по теме; употребление родственных слов; согласование прилагательных с существительными; составление предложений по картинкам; составление рассказа по опорным картинкам и с опорой на схемы предложений; развитие словесно-логического мышления, слухового и зрительного внимания, памяти, интонационной выразительности речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие длительного, плавного выдоха, тонкой и общей моторики, коррекция речи с движением; совершенствование слоговой структуры слова
Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи
Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска, ноутбук, презентация по лексической теме «Зима», ЖК-монитор, предметные картинки по теме «Зима», музыкальный центр, запись концерта П.И. Чайковского «Времена года» (Зима), бутылочки с тертым пенопластом и соломинками по числу детей, подносы с манной крупой, карточки-схемы предложений, картинки с изображением примет времён года (виде ёлочных шаров).
Ход занятия
Логопед: Ребята давайте пожелаем друг другу «Доброго утра» и поделимся хорошим настроением. Посмотрите и послушайте, как это сделаю я. (логопед приветствует рядом стоящего ребёнка «Доброе утро…….» и улыбается ему, далее дети приветствуют по очереди друг друга).
Логопед: А на улице зима,
Наступили холода! Чтобы нам в мороз не мерзнуть предлагаю сделать массаж (Самомассаж (су-джок))
Да – да – да – наступили холода (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да - превратилась в лёд вода (мягко проводить большими пальцами рук по шее сверху вниз)
Ду – ду – ду – поскользнусь я на льду(указательными пальцами массировать крылья носа)
Ду – ду – ду – я на лыжах иду (растирать ладонями уши)
Ды – ды – ды – на снегу есть следы (приставить «козырьком» ладони ко лбу, энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)
Ди – ди – ди – от мороза беги! (надавливать указательным пальцем на точку под носом)
Логопед: Ко мне на стол через открытое окошко прилетели снежинки. Вы снежинки возьмите, на картинки посмотрите и с ними покружитесь: Мы снежинки, мы пушинки покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, мы танцуем день и ночь. (Звучит музыка «Зима» П.И. Чайковского, дети свободно кружатся). Снежинки кружились и на два сугроба опустились.
(У 1-ой группы детей на снежинках картинки времён года, с ними проводится игра «Соседи» (называние «соседей» того или иного времени года). У 2-ой группы детей на снежинках буквы, из которых они составляют слово «ЗИМА».)
Логопед: Сегодня мы будем говорить о зиме. Подойдите к своим рабочим местам и напишите на «заснеженных» подносах слово «ЗИМА»
(Дети пишут пальчиками на подносах с манной крупой – круппотерапия).
А давайте выложим из «волшебных» фишек слово «ЗИМА». (Детьми самостоятельно проводится звуковой анализ слова, затем дают характеристику каждому звуку в слове).
Логопед: Ребята, а какой ваш, самый любимый праздник зимой? (Новый год) А что наряжают в этот праздник? (Ёлку). Предлагаю вам нарядить ёлку. (Выставляется искусственная ёлочка). Выберите и повесьте на ёлку шары, на которых изображены приметы зимы. (Дети вешают шарики на ёлку и составляют предложения о зиме).
Логопед: Вы сказали, что зимой можно кататься на лыжах. Как называют человека, который едет на лыжах? (Лыжник) Что держит лыжник в руках? (Лыжные палки) Как называется его путь? (Лыжня) (Закрепление навыка образования родственных слов).
Физминутка: Предлагаю покататься на лыжах. Представьте, что вы отталкиваетесь лыжными палками. (Имитация езды на лыжах).
На лыжне нас ждет успех.
Кто бесстрашен, скажет «Эх!»
Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
У кого захватит дух, произносит слово «Ух!»
Кто в сугробе с головой, произносит слово «Ой!»
(Логопед говорит начало фразы, дети договаривают слова в конце фразы, придавая им различную эмоциональную окраску, регулируя силу и высоту голоса).
Логопед: Вы наряжали новогоднюю ёлку шарами и составляли предложения о приметах зимы. Вспомните каждый своё предложение и выберите к нему подходящую схему. (Дети произносят предложения, выбирают к ним схемы из предложенных логопедом).
Логопед: Мы составили предложения о зиме. Давайте объединим их в рассказ. Какое предложение будет первым? Какое следующим? и т.д.
(Если дети затрудняются логопед предлагает им рассказать сначала о зимних явлениях природы, затем о жизни диких животных и птиц зимой, после про зимние забавы. В соответствии с ответами детей схемы предложений располагаются на доске в нужной последовательности. Ребёнок называет предложение, после этого на мониторе появляется соответствующий слайд презентации.)
Логопед: У нас получился рассказ. Как мы его назовём? (Зима). Кто может рассказать весь рассказ о зиме? (Один ребёнок составляет рассказ о зиме с опорой на схемы предложений и предметные картинки (последний слад презентации объединяет все ранее продемонстрированные).
Логопед: Знаю, что вы любите отгадывать загадки.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (вьюга)
Логопед: А хотите, мы с вами тоже устроим небольшую вьюгу? (Дети берут тренажёры для речевого дыхания: бутылочки наполненные пенопластом)
Логопед: Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в вертикальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте короткий глубокий вдох, и плавно выдыхайте в бутылочку, не надувая щек и не поднимая плечи. (Звучит музыка. Упражнение проводится 2-3 раза).
Логопед: Посмотрите, сколько снега намело. У нас в группе даже снежный ком образовался. А что же в нём? Ну конечно снежинки. Ребята, вы сегодня меня порадовали, вы все получили звёздочки за правильные ответы и поэтому вам достаются эти снежинки с картинками-раскрасками. Мне было приятно с вами работать, жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи детей подготовительной логопедической группы по теме "Домашние птицы"
План логопеда по теме "Домашние птицы"...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"
Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»
Данное занятие направлено на закрепление представления детей с ОНР об основных приметах осени, развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»
Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...