В гости к солнышку
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Конспект  НОД  образовательная область «Коммуникация» раздел «Развитие речи» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ромашка»

.  

Конспект  

 непосредственно образовательной деятельности

образовательная область «Коммуникация»

раздел «Развитие речи»

по теме: «В гости к солнышку»

для детей   младшей группы (3-4 года)

«Веснушки»

Воспитатель:

Мартынец Т.Р.

г. Советский                                                                                                                                                                                                                                       2013г.

Занятие по развитию речи во 2- ой младшей группе

«В гости к солнышку»

Цель: выявить уровень знаний детей

Программное содержание: формировать умение детей подбирать слова противоположные по смыслу, узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать связную речь, интонационную выразительность. Закрепить знания о предлогах, употребляя существительное с предлогами. Воспитывать активность, инициативность, положительные эмоции.

Словарная работа: активизировать в речи детей противоположные по смыслу слова.

Методы и приемы:  наглядный – рассматривание картины «Весна»; словесный – вопросы, ответы детей; практический – выполнение заданий детьми.

Материал и оборудование: картина «Весна», картинки с изображением медведя, ёжика, насекомых,  игрушки кошка, собака, корова, макет солнышка.

 Ход занятия:

Воспитатель:

 - Ребята, сорока нам прислала письмо от солнца, которое  приглашает нас  в весенний лес и я предлагаю вам отправиться   в путешествие.

-Поедем на поезде, я буду паровозиком, а вы  вагончиками. Чтобы сесть в вагончики, надо  ответить на вопросы.  

Кто первый  назовёт слово, тот и встанет за мной.

 Дидактическая игра «Наоборот»

Слон большой, а собачка - маленькая.

Летом тепло, а зимой -  холодно

Я высокая, а Юля – низкая

Мама молодая,  а дедушка - старенький

Дорога широкая, а тропинка - узкая

Днем светло, а ночью - темно

У мышки хвост длинный, а у медведя  - короткий

Красная шапочка добрая, а волк - злой.

Петушок смелый, а зайчик - трусливый.

Приглашаю детей встать паровозиком.

- Какой длинный поезд получился? Ту - ту поехали.

Поезд мчится и грохочет, Тук- тук- тук. Тук- тук- тук.

Машинист вовсю хлопочет, чух- чух- чух, чух- чух –чух.

Поезд мчится под горой, Тук- тук- тук, тук- тук- тук.

Для детей вагон второй, Чух- чух- чух, чух- чух- чух.

Выпускаем пар с-с-с, тормозим з-з-з (дети повторяют звуки)

 -Вот мы и приехали на полянку, угадайте загадку:

Если птички прилетели,  песню весело запели

И медведь в лесу дремучем  пробудился ото сна.

Значит к нам пришла…  (весна).

Показываю картину «Весна».

-Что весной в природе происходит? (ответы  детей). Солнце светит ярко. Плачут сосульки. Тает снег и бегут ручейки. Появляется трава. Прилетают птицы. Появляются цветы. Просыпаются медведь, ёжик и насекомые.

 -Давайте вспомним стихотворение  про весну.

Травка зеленеет. Солнышко блестит

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

-Много цветов расцвело на  полянке. Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика «Аромат цветов». Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем.

-Посмотрите, что-то здесь случилось. У кого бы узнать? Обращает внимание детей на сороку.  

-Сорока мне рассказала о том, что встретила в лесу животных, а кто такие - не знает. Давайте поможем сороке и отгадаем, какие это  животные и где они живут.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

- Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, ловит мышей (кошка).  Назовите ласково кошку. А что любит делать кошка? (ловить мышей, царапаться, играть). Какая шёрстка у неё? (пушистая, мягкая). Где живёт кошка? (дома). Как  кричит  кошка?

-Это большое домашнее  животное с длинным хвостом. У неё есть рога (корова).

-Как мычит корова? Где живет корова? В сарае, в коровнике.

-Как корова помогает человеку в жизни? (даёт молоко). Что из молока делают? ( масло, сыр, творог)

- Это домашнее животное, которое охраняет дом? Что умеет  делать собака? (лаять, сторожить, рычать, грызть косточку, бегать, вилять хвостом). Где живёт собака? (в  конуре). Как гавкает собака?

- Как  назвать  одним словом этих животных?  (Домашние).

-Молодцы, ребята,  угадали  животных.  А ещё животные с вами хотят поиграть. Скажите,  где стоит корова? Под деревом, на траве. Где стоит собака? За ёлочкой. Где сидит кошка? Около собачки.

                                                                                                                                                            - Ребята, на одной  полянке резвятся дикие зверушки, поиграем и мы тоже. Становитесь  в кружок!

Физкультминутка «Ёжики»

Два притопа, два прихлопа, ёжики, ёжики,

Наковали, наковали ножницы, ножницы

Бег на месте, бег на месте, зайчики, зайчики

Скажем вместе, скажем дружно – девочки, мальчики.

- Ребята, а  у ёжика пропали …  ? (колючки).  Поможем ёжику вернуть колючки?

- Ребята, надо взять из коробочки одну прищепку и прицепить на спину ёжику (дети выполняют задание).

Воспитатель: - сколько Лена прицепила колючек ежу?  - Одну.

 - А сколько Максим? – Одну, посмотрите, сколько теперь на спине у ежа колючек?

Дети: много.

Воспитатель: - погладьте по спине ежа, какой он стал?

Дети: - колючий.

Воспитатель: - А вот и наше любимое солнышко.

-У меня солнышко есть, а у вас пока нет, давайте каждый из вас нарисует солнышко  и тогда в весеннем лесу будет ещё светлее.

Практическое задание. Дети рисуют пальчиками солнышко на крупе.  

-Какие замечательные солнышки у вас получились. Протяните свои ладошки к солнышку, погрейте их. Вот так пригревает солнышко и нашу Землю.

-Попрощаемся с солнышком и поедем обратно на поезде.

-Мы по лесу погуляли, поиграли, подышали

И вернулись без сомненья все с хорошим настроеньем.

-Ребята, вам понравилось путешествие? Что больше понравилось?

- Я вас благодарю за участие, будьте как солнышки и согревайте всех своим теплом.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Коммуникация» раздел  «Развитие речи»

Тема: «В гости к солнышку»

Цель: Выявить уровень знаний детей.

Программное содержание:  

1. формировать умение детей подбирать слова противоположные по смыслу, узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

2. Развивать связную речь, интонационную выразительность. Закрепить знания о предлогах, употребляя существительное с предлогами.

3. Воспитывать активность, инициативность, положительные эмоции. Воспитывать любовь к природе, всему живому.

Методы и приемы:  наглядный – рассматривание картины «Весна»; словесный – вопросы, ответы детей; практический – выполнение заданий детьми.

Материал и оборудование: картина «Весна», картинки с изображением медведя, ёжика, насекомых,  игрушки кошка, собака, корова, сорока,  макет солнышка.

   Содержание данного занятия соответствует требованиям  примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного      образования «От рождения до школы» авторы Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева   и возрастным особенностям детей младшей группы. Материал данного занятия основан на знании детей, полученных на предыдущих занятиях:  умение составлять рассказ по картине, называть свойства и качества предметов, подбирать слова  с противоположным значением, знание  обобщающих слов, рассказывать знакомые стихи, называть слова на заданный звук.

. На занятии закреплялись ранее полученные знания, которые были осуществлены через  дидактические игры:

  1. «Наоборот» - закрепление умения подбирать слова с противоположным значением.
  2. «Узнай по описанию» - умение называть животных по описанию
  3. «Составление рассказа по картине» - умение составлять рассказ по картине.

На занятии решались задачи по развитию речи и по разделам «Художественная литература», «Формирование целостной картины мира», «Здоровье». Дети старались отвечать на вопросы полным предложением, закрепили знания о приметах весны,  о предметном и животном мире.

В целях создания условий для более качественного усвоения детьми программных задач, я использовала наглядный материал, который позволил мне развить познавательную активность детей.

Структура занятия - провела организационный момент, который вызвал у детей доброжелательный настрой. Для снятия у детей усталости, провела физкультминутку.

   Все занятие было объединено одним сюжетом. Части занятия были взаимосвязаны. На протяжении занятия вопросы были доступны детям. Для проявления активности, интереса использовала наглядный и раздаточный материал. Оборудование и материал, используемые на занятии, были подобраны и размещены рационально, были красочно оформлены, соответствовали  требованиям безопасности.  На занятии преобладал продуктивный характер познавательной деятельности, дети самостоятельно и с помощью воспитателя отвечали на вопросы воспитателя. На занятиях старалась держать всех детей в поле зрения. Если ребенок не справлялся с заданием, задавала наводящие вопросы, словесно поощряла всех детей.

На занятии старалась чередовать разные виды деятельности. Дети отвечали с места, у доски, отгадывали загадки. Задания, которые выполняли дети, были направлены на развитие связной речи, фонематического слуха, умения четко произносить слова.

На занятии рационально и эффективно использовала время, была создана игровая мотивация, которая заинтересовала детей на протяжении всего занятия. Старалась поддерживать доброжелательную, располагающую  атмосферу. Дети меня слышали и понимали.

При проведении занятия были соблюдены санитарно-гигиенические требования: проветривание, освещение соответствовали  норме, длительность занятия соблюдена. Было обращено внимание на осанку детей, провела физкультминутку, которая формирует положительное отношение к здоровью и навыкам самоконтроля.

Цель занятия была достигнута. Дети на занятии не отвлекались, были внимательными, выполняли все задания. С поставленной задачей думаю, дети справились. Настроение на занятии было хорошее. Итог  был подведен в конце занятия, проведена рефлексия. Считаю, что детям понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "В гости к солнышку" для детей старшей группы. Экологическое развлечение, посвящённое празднованию Дня Земли..

Цели: Способствовать формированию личности ребёнка, воспитывать чувство ответственности за общее дело. Помочь детям понять, насколько серьёзна и важна проблема охраны окружающей среды, осознать, что с...

"В гости к Солнышку"

использование нетрадиционных методов рисования....

Конспект занятия по родной речи Тема: «В гостях у Солнышка»

Подгрупповое занятие для детей с нарушением интеллекта...

«В гости к солнышку»

Развлечение для детей подготовительноый группы....

Конспект интегрированного занятия "В гостях у солнышка"

Интегрированное занятие по художественному творчеству в первой младшей группе....

конспект занятия "В гости к солнышку"

В моем занятие  для первой младшей группы я использовала фольклор, и приемы рисования. Занятия  было показано к педсовету....

Конспект совместной образовательной деятельности "В гости к солнышку"

Игра для детей старшей и подготовительной групп с ограниченными возможностями здоровья.Коррекция интелектуальных способностей детей посредствам позновательных процесов,как восприятия, памяти,мышления,...