Система работы по формированию звуко – слогового анализа и синтеза слова.
методическая разработка по развитию речи по теме
В основе обучения грамоте лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха ребёнка и умение заменить фонемы соответствующими буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_formirovaniyu_zvuko_-_slogovogo_analiza_i_sinteza_slova_5-6let.docx | 66.65 КБ |
sistema_raboty_po_formirovaniyu_zvuko.docx | 73.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию звуко – слогового анализа и синтеза слова.
Старший возраст (5- 6лет).
Тема | Задачи | Создание развивающей среды | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
Развитие слухового внимания, восприятия на речевых звуках | 1. Различение близких по звуковому составу слов, состоящих из бездефектных звуков. 2. Развитие чувства ритма и рифмы в стихотворной форме. 3. Развитие фонематического слуха 4. Развитие памяти 5. Развитие способности размышлять, думать. 6. Воспитывать нравственно- этические чувства. | Сюжетные картинки: «Дети катают снежный ком», «Строится дом», «Продаются бананы», «У девочки на голове бант». Предметные картинки: Дом, дым, бант, бинт, панамы (из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактические материалы»). Ковролин. | 1. Упражнения общей артикуляционной гимнастики. 2. Игра, «Запомни – повтори» - тень-день, пока-бока, тина-Дина, туп- дуб, папа-баба, бинт-винт. -Банты-фанты, вата-фата, том-дом. 3. Игра «Подбери нужное слово к картинке». 4. Закончи предложение: Из трубы идет дым. На нашей улице построили многоэтажный дом. На книжной полке стоит том А.С. Пушкина и т.д. 5. Игра «Кто дальше скажет?». Добавление стихотврных строк и загадок- добавлялок (А.Барто, К.И.Чуковский, С.Михалков) 6. Итог. | Общая артикуляционная гимнастика. Повторение упражнений на сочетание Речи с движением: «Часы», «Руки в стороны.ю в кулачок, разжимай и на бочок. На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся». |
Звук «У» | 1.Знакомство с гласным звуком, дать ему характеристику. 2.Развитие памяти, внимания. 3.Развитие способности размышлять, думать. 4.Азвитие творческой смекалки. 5.Обучение детей символическому обозначению гласных звуков: 6.Развитие фонематического слуха. 7.Продолжение обучения правильно отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?». 8.Развитие познавательных процессов. | Предметные картинки: утка, ухо, муха, туфли, утюг, паук, улитка, губка, умывальник, бублики, автомат, утята, кубики. Ковролин. Значки для обозначения гласных звуков. Символы. | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Выделение на слух звука «У» из слов: Умный, утро, угол, улица, умница. 3. Длительное произнесение звука «У». Что может так звучать? 4. Характеристика звука «У»: Воздух проходит свободно через рот, поётся гласный (обозначается значком красного цвета). 5. Выделение звука «У» хлопками на слух с закрытыми глазами. Из А, У, А, У, А, И, У, И, А, И, У, А, О, А, У, У, О. Из слов: удочка, ураган, август, ученик и.т.д. 6. Игра «Эхо». Выделение первого звука в звукосочетаниях, в обратных слогах, в словах. 7. Работа с картинками. 8.Игра «Что изменилось?», «Отгадай картинку». | 1.Общая артикуляционная гимнастика. 2.Гласный звук «У» 3.Вспомнить картинки со словами, в которых есть звук «У». |
Звук «А» | 1.Познакомить детей с новым гласным звуком. 2. Развитие внимания, памяти. 3. Развитие способности размышлять, думать, слушать и слышать. 4. Развитие речи детей. 5. Обучение составлению простых нераспространенных предложений по фигурным картинкам с помощью вопросов. 6. Развитие творческих способностей у детей. | Предметные картинки: Автомат, альбом, антенна, автомобиль, ухо, утюг, ива, вата, мак, аист, мальчик, девочка. Простые сюжетные картинки: «Мальчик идет», «Девочка поет», «Девочка подметает» «Автомобиль едет», «Девочка идет», «Автомобиль стоит». Ковролин. Значки для обозначения гласных звуков. Символы. | 1.Отгадывайте по артикуляционной позе звука «У». Вспомнить картинки на звук «У». 2. Выделение звука «А» из слов: август, адрес, аист, армия и его характеристика. 3. Выделение звука «А» (хлопками) на слух (с закрытыми глазами) из ряда гласных, из обратных слогов, из слов. 4. Игра «Эхо». 5. Работа с предметными признаками: - хоровое проговаривание всех картинок. - Отбор картинок на звук «А» в начале слова и ответом на вопрос «Что это? - Антенна», «Кто это? – Аня». 6. Иры с семью картинками «что изменилось?», «Чего не стало?», «Отгадай картинку». Составление предложений с вопросом «что делает?» | 1.Общая артикуляционная гимнастика. 2.Гласный звук «А» 3.Игра с мячом, припоминание картинок на звук «А», «У». |
Звуки «А», «У» | 1.Произнесение и сопоставление звуков «А» – «У». 2.Обучение звуковому анализу звукосочетаний АУ, УА. 3. Обучение подбору слова к сюжетным картинкам на изученные звуки. 4.Обучение способности задавать вопросы к сюжетным картинкам по образцу. 5. Развитие памяти, внимания. 6. Обучение фонематическому восприятию слов. 7. Развитие способности размышлять, думать. | Предметные картинки: Утка, ухо, муха, утюг, паук, улитка, утята, альбом, антенна, автомобиль , аист, вата, мак. Сюжетные картинки: Мальчик идет, девочка поет, девочка подметает, автомобиль едет. Девочка идет, автомобиль стоит, утка стоит, утка летит. Ковролин. Значки для обозначения гласных звуков. Символы с обозначением гласных звуков «А», «У». | 1.Вспомнить картинки, начинающиеся со звуков «А», «У». 2.Сопоставление звуков «А» – «У». - Оба поются, оба гласные. - положение губ различное. 3.Отгадывание звуков по артикуляционной позе и чертежу, символам. 4. Звуковой анализ, составление схемы. АУ УА 5. Дифференциация А – У на слух по картинкам на ковролине. Отбор картинок с числительными один, одна. 6. Обучение составлению вопросов к сюжетным картинкам и ответам на них. Игра «Живые звуки» (АУ, УА). | 1.Артикуляционная гимнастика 2. Вспоминание картинок на звуки «А», «У». 3. Составление вопросов к простым предложениям. |
Звук «И» | 1.Обучение выделению начального ударного и безударного звука «И» в словах. 2.Обучение звуковому анализу звукосочетаний. 3.Обучение расширению предложений по предметным картинкам с использованием действий. 4.Развитие зрительного и слухового внимания. 5.Развитие памяти. 6.Обучение способности находить логические пары по картинкам (ива, липа, калина, малина) | Предметные картинки: Ива, липа, лифт, бинт, улитка, калина, павлин, малина, дельфин, пингвин, девочка, мальчик. Ковролин. Символы, с обозначением гласных звуков «А», «У», «И». Значки для обозначения гласных звуков. | 1.Отгадать звуки по артикуляционному выражению «А», «У». Вспомнить картинки с этими звуками. 2. Выделение звука «И» из слов; игры, иглы, ивушка, иволга, нитки. 3.Выделение на слух «И» из ряда гласных, из слогов, из слов. 4.Звуковой анализ словосочетаний ИУА, АИУ, УАИ. 5.Физкультминутка: речь с движением «Мыши». 6.Работа с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Чего добавить?». 7.Состояние предложений по предметным картинкам и опорным словам и действиям. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Гласные звуки: А, У, И. 3.Подбор имен на звук И. |
Звук «Н» | 1.Знакомство с согласным звуком Н, отличие его от гласных звуков. 2.Обучение звуковому анализу обратных слогов АН, УН, ИН. 3.Обучение составлению предложений по предметным картинкам. 4.Развитие зрительного и слухового внимания. 5.Развитие речи и памяти. 6.Обучение логическому мышлению. | Предметные картинки: Батон, диван, вагон, павлин, тюльпан, пингвин, дельфин, мальчик, гном. Ковролин. Символы с обозначением гласных звуков А, И, У и согласного звука Н. Значки для обозначения гласных звуков и согласных твердых. | 1.Вспомнить гласные звуки по артикуляционному выражению. Припоминание картинок на гласные звуки И, А, У. 2.Игра «4-лишний» с установкой запомнить лишние слова: лимон, батон, пион, банан, бидон. 3. Выделение последнего звука из «лишних» слов. Дать характеристику новому звуку: согласный, носовой. 4. Звуковой анализ и составление схем АН, ИН, УН. 5. Д/и «Живые звуки». 6. Выделение звука «Н» на слух. 7. Игры с предметными картинками «Чего не стало?». 8. Игра «Закончи слово». | 1.Общая артикуляционная гимнастика. 2. Звуки согласные и гласные. Мы их слышим, а буквы пишем. 3. Слова со звуком «Н» в конце. |
Звук «М» | 1.Познакомить с новым согласным звуком. 2.Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными в роде (мой, моя). 3.Развивать фонематический слух. 4.Учить фонематическому анализу. 5.Развивать память, речь, мышление. 6.Учить правильно, отвечать на нужный вопрос: «Кто это?», «Что это?» | Предметные картинки: Мак, муха, дом, альбом, мойка, майка, малина, ванна, батон, вата, гном, девочка. Ковролин. Символы для обозначения гласных звуков «А», «И», «У»; Согласных звуков «Н», «М». Значки для обозначения гласных и согласных звуков. | 1.Припоминание изученных гласных и согласных. 2.Выделение звука «М» из слов: гастроном, гром, гиппопотам, молоток и его характеристика. 3.Выделение звука «М» на слух. 4.Составление системы слогов и слова: «АМ», «ИМ», «УМ». 5.Игра «Живые звуки» 6. Работа с предметными картинками «Что это?», «Кто это?». Определение места звука «М» в слове. 7.Игры на развитие внимания и памяти в картинках на «М». «Кто и с чем поменялись местами?», «Чего не стало?». 8. Игра «Мой моя». | 1. 1.Общая артикуляционная гимнастика. 2.Звуки гласные и согласные 3.Придумать слова со звуком «М» в начале слова. |
Согласные звуки «М», «Н». | 1.Продолжать учить понятию согласный звук, учить отличать его от гласного звука. 2.Развивать фонематический слух. 3.Учить анализу звукосочетаний и простейших слов. 4.Познакомить с маленьким словом в предложении у – предлог. 5.Развивать речь, память, внимание, логическое мышление. | Предметные картинки: Батон, диван, павлин, мак, муха, малина, мальчик, девочка, гном. Ковролин. Символы для обозначения гласных и согласных звуков. Значки для обозначения гласных и согласных звуков. | 1.Вспомнить картинки с согласным звуком «Н», «М»; гласными звуками «А», «У», «И». 2.Выделение первого и последнего звука «Н» или «М» в слогах и словах: дом, дым, дам, мак, мох, мама. 3.Звуковой анализ слова мох. 4.Игра «живые звуки» 5.Составление предложений по предметным картинкам по образцу: «У Кати бант», «У Коли полотенце». 6. Игра «запомни – повтори». 7. Игра с картинками «Что изменилось?» 8. Игра «Закончи слово» | 1.артикуляционная гимнастика. 2. Придумать 5 слов с «Н» в начале и 5 слов с «М» в начале. |
Согласный звук «П» | 1.Познакомить с новым согласным звуком «П» - глухим. 2.Учить слышать и выделять звук этот звук в конце слов (суп, сноп). 3. Учить составлять звуковой анализ обратных слогов: ап, уп, ип, и учить составлять схемы по следам анализа слогов. 4. Развивать внимание, память, речь. 5.Учить составлять и преобразовать простые нераспространенные предложения с глаголами: покупать, поливать, петь, пугать в 3 л. Наст. времени 6.Учить думать. | Предметные картинки: Панамы, попугай, липа, кепки, пальто, пальма, тополь, плита, тапки, тюльпаны. Сюжетные картинки парные: Девочка – подметает, дети – подметают и т.д. Символы для обозначения пройденных звуков и нового звука «П». Значки для обозначения гласных и согласных звуков. | 1.Отгадывание звуков А, У, И По артикуляционному выражению, дать им характеристику. Почему называются гласными звуками? 2.Выделение нового звука из слов: хлоп, суп, тулуп, сноп, потоп, стоп и дать ему характеристику, используя символы. 3.Игра «Живые звуки» - звуковой анализ обратных слогов. Составление схем, используя значки. 4. Игры «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?» - Игры на развитие внимания и памяти 8-9 картинок. 5. Составление предложений по предметным картинкам и опорным глаголам и охранным глаголам. 6. Игра «Найди пару» составить и преобразить предложение. По парным картинкам. | 1. Закрепить новый звук в словах (вспомнить все картинки, которые были на занятии). 2. Придумать новые слова с этим звуком в различной позиции слова. |
Согласный звук «Т» | 1.Познакомить с новым согласным звуком «Т» - глухим. 2.Учить слышать и выделять этот звук в разном положении слов (в начале, в середине, в конце). 3.Учить звуковому анализу. 4.Познакомить с делением слов на слоги. 5.Учить составлять предложения по предметным картинкам с числительными: один, одна, два, две и закрепить согласование с существительными в роде. 6.Развивать память, внимание, логическое мышление. | Предметные картинки: Кот, кит, бинт, бант, билет, бегемот, торт, букет, тыква, тапки, утка, петух, батон. Сюжетные картинки: «Дети летят». Символы для обозначения звуков. Значки для обозначения гласных и согласных звуков. Карточки с цифрами 1, 2. | 1.Повторить пройденные звуки. На какие две группы делятся все звуки. 2.Выделение звука «Т» из слов, дать ему характеристику используя символы. 3.Воспроизведение слоговых рядов: «Слушай, запоминай, повторяй». 4.Звуковой анализ ат-от-ут-ит. Игра «Живые звуки». 5. Игра «Прошагаем слова» - учим делить слова на слоги. 6. Игра «Отгадай картинку в картинке». 7.Составление предложений с использованием карточек с цифрами 1, 2. 8. «Закончи слово звуком «Т»»: ко…, бан…, биле… и т.д. | 1.Вспомнить картинки со звуком «Т» 2. Придумать имена, начинающиеся с этого звука. |
Согласный звук «К» | 1.Познакомить с новым согласным звуком «К» - глухим. 2.Учить слышать и выделять его в словах. 3.Учить составлять звуковой анализ слов. 4.Учить делить слова на слоги (части слов). 5.Развивать внимание, память. 6.Закрепить употребление родит.падежа, ед.числа, существительных без предлога и с предлогом «У». 7.Учить детей думать. | Предметные картинки: Кони, кот, мак, кубик, окно, веник, конфета, майка. Сюжетная картинка «Котята». Символы для обозначения звуков. Значки для составления звукового анализа. | 1.Вспомнить пройденные звуки и дать им характеристику. 2.Выделение звука «К» из слов и дать ему характеристику. 3.Игра «Слушай, запоминай, повторяй». 4. Игра «Живые звуки». Звуковой анализ слова кот , используем символы и значки. 5. «Прошагаем слова» - деление слов на слоги. 6.Игры с картинками «Что с чем поменяли местами?» 7.Подбор слов на звук «К» к сюжетной картинке «Котята». 8. Игра «Закончи слово»: МА…, като… | 1.Вспонить слова со звуком «К». Учим делить на слоги (части) «Прошагаем слова». |
Согласные звуки «К Т» | 1.Закрепить в произношении и различии звуков «К Т». 2. Учить выделять последний глухой согласный в словах. 3. Учить звуковому анализу и преобразовыванию обратных слогов, составлению схем. 4. Учить делить слова на слоги. 5.Закрепить употребления род. Пад., мн.ч. существительных. | Предметные картинки на звуки: Конь, кот, мак, бинт, окно, туфли, бант, батон, петух. Ковролин. Символы и знаки для обозначения согласных и гласных звуков. | 1.Вспонить картинки на звуки «К», «Т», и их характеристика. 2.Игра «Запомни, повтори» - воспроизведение слоговых рядов. 3. Составление звуков «К Т» в игре «Эхо» Бан…т, ма…к и т.д. 4.Игра «Живые звуки» - Звуковой анализ, преобразование обратных слогов и составление схем: ак, ат, ут, ук. 5.Различение звуков «К Т» на слух в различных позициях. На звук «Т» - хлопок, на звук «К» выталкив. Движ. Вперед прогнутыми ладонями. 6. Игра «Один – много». Животные, детёныши. | 1.Вспомнить картинки на занятии со звуком «К Т». 2.Делить слова на слоги «Прошагаем слова». |
Согласные звуки «П Т» | 1.Закрепить произношение и различение звуков «П-Т». 2.Учить выделять последний глухой согласный в словах. 3. Учить звуковому анализу и синтезу обратных слогов, преобразовывать их в прямые слоги, составлять схемы. 4.Учить употреблять предлоги «на, под»; Составлять предложения. 5.Развивать зрительную память, внимание, речь. 6. Учить детей думать. | Предметные картинки: Туфли, павлин, кот, пауки, стол, мост, тапки, тыква, мальчик Толя, девочка, Поля. Сюжетные картинки с предлогами «на, под». Символы и значки согласных и гласных звуков Ковролин. | 1.Вспомнить картинки на звуки «П, Т»; их характеристика. 2. «Эхо» - выделение последнего глухого согласного в словах бант – т, сноп – п. 3. Игра «Живые звуки» - звуковой анализ и синтез слогов ап-па, ут-ту, уп-пу, кот, ток. 4. Работа с предметными картинками. Отбор картинок на звук «П», на звук «Т». 5. Прошагаем слова» - деление слов на слоги. 6. Договаривание предложений по сюжетным картинкам с предлогами «на, под». 7. Игры с картинками «Чего не стало?» | 1.Вспомнить картинки со звуками «П, Т» 2.Работа над звуковым анализом и синтезом слов: кот – ток. |
Согласные звуки П-Т-К | 1.Учить правильно произносить и различать звуки П-Т-К. 2.Учить звуковому анализу и синтезу слогов и простых слов, составлять схемы слов. 3.Закрепить употребление предлогов «на» и «под» в предложениях. 4.Учить детей делить слова на слоги. 5.Развивать зрительное и слуховое внимание, память, речь. 6. Развивать логическое мышление. | Предметные картинки: Кот, конь, павлин, тыква, батон, книга, мак, тополь, туфли. Предметы: мяч, книга, ковролин. Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков. | 1.Отгадать звуки п, т, к, по артикуляционной позе; дать им характеристику. 2.Работа с картинками – различение звуков п, т, к. 3. Игра «Прошагаем слова» - деление слов на слоги. 4. Звуковой анализ и синтез слова мак. 5.Игра «Закончи слово» - договаривание слов со звуками п, т, к. Со(к), су(п), су(к), ко(т). 6. Составление предложений м предметами, с книгой, затем с мячом, используя предлоги «на, под» | 1.Вспомнить предложения с предлогами «на, под». 2. Звуковой анализ слова мак. |
Согласный звук «Х» | 1.Познакомить с новым звуком. 2.Учить выделять начальный звук Х в словах. 3.Учить делить слова на слоги. 4.Развивать внимание, память, речь. 5.Учить звуковому анализу и синтезу слов. 6.Закрепить представление о роде существительном в соотнесении с притяжательными местоимениями мой, моя, моё. | Предметные картинки: Ухо, муха, петух, охотник, хвост, кот, хлеб, яхта, хобот. (Сос) Игрушки: петух, кот. Символы и значки для обозначения согласных и гласных звуков. Ковролин. | 1.Вспомнить знакомые согласные слова с ними. 2.Выделение последнего согласного звука «Х» из слов: мох, петух, мех; дать характеристику. 3. Игра «Живые звуки» звуковой анализ слогов и слова мох. 4. Игра «Запомни – повтори» (тахта – охотник, яхта - хвост) 5. Игра «прошагаем слова» - деление слов на слоги – предметные картинки. 6. Игра «Отгадай и назови картинки». 7. Игра «Эхо». Выделение 1-ого звука в словах – хвост, хлеб, халва. | 1.Повторить слова с новым звуком «Х», дать ему характеристику. 2. Делить эти слова на слоги. |
Согласные звуки «К-Х» | 1.Закрепить произношение и различение звуков К-Х. 2.Учить звуковому анализу и составлению схем слов пух, мох. 3.Развивать внимание, память. 4.Закрепить представление о роде существительных в согласование с количественными числительными: один, одна, одно. 5.Развивать речь детей. 6.Учить думать детей. | Предметные картинки: кот, хобот, конь книга, хвост, петух, мак, муха, ухо, паук. Карточка с цифрой 1. Символы и значки для обозначения согласных и гласных звуков. Ковролин. | 1.Вспомнить картинки на звуки Х,К; дать им характеристику. 2.Игра «Наоборот» ко-хо кы-хы ка-ха ак-ах ку-ху ок-ох. 3.Игра «Закончи слово» 4.Звуковой анализ слов: пух, мох. 5. Игра «Закончи слово» 6.Различие звуков К-Х в словах по картинкам: в сочетании с числительными один, одна, одно. 7. «Что с чем поменяли местами?» 8. «Прошагаем слова» - деление слов на слоги. | 1.Повторить слова с новым звуком «Х», дать ему характеристику. 2.Звуковой анализ слова «УХО». |
Гласный звук О | 1.Познакомить с новым гласным звуком, артикуляционной позой. 2. Учить звуковому анализу и синтезу слов кот, ток; составлению схем этих слов. 3.Развивать внимание, память, мышление. 4.Учить детей мыслить, думать. 5. Развивать речь детей. 6.Учить употреблять в речи прилагательные. | Предметные картинки: дом, кот, кони, пальто, хобот, сом, батон, двойка, совы. Ковролин. Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков. | 1.Вспомнить по артикуляционному выражению изученные гласные звуки. 2.Игра «4-й лишний» - Какое слово лишнее и почему?» Кот, совы, пальто, дом. 3. «Запомни – повтори». 4.Выделение звука «О» из ряда слов: кот, совы, пальто, дом. Какой звук произносим сильнее? О. Дать ему характеристику. 5.Выделение звука «О» из слов хлопками. 6.Игра с картинками «Что и с чем поменялись местами?» 7.Игра «Живые слова» - звуковой анализ слов кот, ток. 8.Подбор признаков к картинкам. | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Вспомнить слова со звуком О. |
Согласный звук Хь – мягкий. | 1.Познакомить с понятием мягкие согласные звуки. 2.Учить делить слова на слоги. 3.Учить составлять схемы слогового состава слов. 4. Развивать внимание, память, речь. 5.Учить звуковому анализу и синтезу слов. 6.Учить составлять предложение из деформированной фразы. | Предметные картинки: Муха, мухи, петухи, духи, хлеб, хобот, хвост, яхта, хек. Ковролин. Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков. Мел, карандаши, листы, бумаги. | 1.Вспомнить картинки на звук Х. 2. Познакомить с понятием мягкие согласные – и с их условным обозначением (зеленый цвет). 3.Игра «Наоборот» - преобразование твердых слогов в мягкие (ха-ха-ха --> хя-хя-хя). 4.Мягкий Хь – хлопок, твердый – стук кулачком. 5. Игра «Запомни – повтори» Духи-мухи-петухи-стихи. 6.Деление слов на слоги по картинкам. 7.Игра «Потерялись слова». 8.Игра «Эхо» образование именительного падежа множественного числа. 9.Составление предложений из деформированных фраз. | Вспомнить чистоговорки: хи-хи-хи – ходят в поле петухи. Хи-хи-хи – поют в поле петухи. Ха-ха-ха – на плите стоит уха. Хи-хи-хи – нет ни хека ни ухи. |
Согласный звук Пь - мягкий | 1.Продолжаем знакомить с мягкими согласными. 2.Учить различать мягкие и твердые согласные. 3. Учить делить слова на слоги и составлять слоговые схемы. 4.Учить спряжению в настоящем времени по образцу: пилить, пень. 5.Развивать память, внимание, речь. 6.Учить думать и правильно воспроизводить услышанное. | Предметные картинки: Петух, пень, павлин, пеликан, пион, липа, пять, степь, опенок, попугай. Ковролин. Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков. Карандаши, листы бумаги. | 1.Вспомнить картинки на звук «П». 2.Закрепление понятия мягкие согласные и выделение его из слов; дать характеристику звуку Пь – использовать символы (согласный глухой, губной, мягкий). 3. Игра «Наоборот» (преобразование слогов и слов). По-по-по, пе-пе-пе пылить – пилить. 4.Игра с картинками: отбор картинок на Пь. «Что и с чем поменялись местами?» (9-10 картинок). 5. «Прошагаем слова» - деление слов на слоги, вычерчивание схем. 6.Игра «Потерялись слова». | Вспомнить картинки с Пь. Делим их на слоги. |
Согласный звук Ть. Мягкие согласные звуки. | 1.Закрепление понимания мягкости согласных и составление звуков. 2.Учить делить слова на слоги. 3.Развивать зрительное и слуховое внимание. 4.Учить звуковому анализу и синтезу слов. 5.Развивать речь детей. 6.Учить детей думать и анализировать. | Предметные картинки: Утюг, котята, паутина, туфли, тюльпаны, ботинки, утенок, телефон, кит, пять. Сюжетная картина «Котята». Ковролин. Символы и значки для обозначения согласных и гласных звуков. Карандаши, листы бумаги. | 1.Вспомнить картинки на звук Т. 2. Сопоставление твердого и мягкого согласного звука и дать характеристику звуку Ть. 3. Игра «Наоборот» так-тек, тук-тюк. 4.Игра «Твердый-мягкий». Звук твердый – стук по столу, мягкий – хлопок в ладони. 5. Игры с картинками (9-10). «что и с чем поменяли местами?» 6.Составление рассказа по картине «Котята». Использовать слова с Ть. 7. Игра «Живые слова». Звуковой анализ и составление схем слов так-тик. 8.Игра «Телефон». Картинки на Ть. | 1.Вспомнить картинки с Ть. 2.Деление их на слоги. 3.Повторить «Песенку весенних минут». |
Согласный звук Кь. Мягкие согласные звуки. | 1.Закреление понятия мягкие согласные звуки. 2.Учить делить слова на слоги. 3.Учить звуковому анализу и синтезу слов и упражнять в составлении схем. 4. Развивать память, внимание, речь. 5. Учить детей думать, анализировать. 6.Учить детей быть сдержанными. 7.Учить слушать и быть внимательными к ответам своих товарищей. 8.Воспитывать усидчивость. | Предметные картинки: Васильки, букет, кот, кит, кубик, ботинки, пауки, коньки, тапки, кеды. Ковролин. Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков. Карандаши, листы бумаги. | 1.Вспомнить картинки на звук К. 2.Сопоставление мягкого и твердого согласных звуков К-Кь. 3.Игра «Наоборот» ка-кя, кот-кит. 4.Игра «твердый-мягкий» - выделение из слов звука Кь – хлопок, звук К – стук. 5. Игры с картинками. «Что прибавилось?» «Запомни-назови-положи» 6.Прошагаем слова – деление слов на слоги. 7.Игра «Живые слова» - составление звукового анализа и синтеза слов: кот, кит. 8. Выделение звука Кь из слов в предложении. «Потерялись слова» | 1.Вспомнить слова со звуком Кь и разделить их на слоги. 2.Подобрать красивые слова о весне. |
Гласный звук Ы | 1.Закрепить понятия гласные, согласные звуки, их различие. 2.Учить делить слова на слоги. 3.Учить звуковому анализу и синтезу слов и упражнять в составлении схем. 4.Развивать память, внимание, речь. 5.Закрепить понятие мягкости согласных звуков. 6.Закрепить образование именительного падежа множественного числа существительных. 7. Учить детей быть активными. | Предметные картинки: Тыква, дыня, дым, бант, банты, коты, буквы, ноты, конфеты, лимоны, альбомы. Ковролин. Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков. Карандаши, листы бумаги. | 1.Вспомнить изученные гласные и согласные звуки. 2.Выделение звука Ы из слов, дать ему характеристику. 3. Звуковой анализ слов: дым, сын. 4. «Прошагаем слова» - деление слов на слоги. 5.Игра с картинками. «Запомни, назови, положи». «Что прибавилось?», «Что изменилось?». 6.Игра «Эхо» - образование именительного падежа множественного числа существительных: дуб – дубы. 7.Заучив чистоговорки: «От топота копыт пыль по полю летит». | 1.Повторить скороговорки и перечислить слова со звуком Ы. 2.Деление этих слов на слоги. |
Гласные звуки Ы-И | 1.Учить различать звуки Ы-И в произношении и на слух. 2.Учить выделять ударные гласные Ы, и после согласных. 3.Упражнять в образовании именительного падежа множественного числа существительных. 4.Учить делить слова. 5.Учить звуковому анализу и синтезу слов: дым, кит. 6.Развивать память, внимание, речь. 7.Учить составлять предложения по картинкам. | Предметные картинки: Дым, дыня, тыква, бинт, буквы, малина, кит, конфеты, тюльпаны, книга. Ковролин. Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков – карандаши, бумага. | 1.По артикуляционному выражению узнаем гласные звуки. 2.Выделение ударных гласных Ы-И после согласных в словах. 3.Характеристика звуков Ы-И. 4. Игра «Наоборот» - преобразование слогов, слов пы-пы-пы, пи-пи-пи. 5. Игра «Эхо» - упражнение на закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных: мак-маки. 6.Игра с картинками «Что прибавилось?». 7. Игра «Живые слова». Анализ слов – дым, кит и составление схем. | 1.Вспомнить картинки со звуками Ы-И. 2. Учить делить слова на слоги. 3. Назвать признаки весны. |
Согласный звук Ль – мягкий. | 1.Учить правильно произносить звук Ль в словах и предложении. 2.Учить определять место звука Ль в словах. 3.Учить делить слова на слоги. 4.Учить звуковому анализу и синтезу слов. 5.Закрепить образование и употребление относительных прилагательных. 6.Развивать память, внимание, речь. | Предметные картинки: Лимон, апельсин, малина, калина, липа, улитка, пальма, тополь, ель, лес, поляна. Ковролин. Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков. Карандаш, бумага. | 1.Различие гласных от согласных звуков. 2.Выделение звука Ль из его слов и его характеристика. 3.Игра с картинками «Что изменилось?» 4. Игра «Живые слова». Деление слов на слоги, составление схем слов. 5.Игра «Бегите ко мне» - определение места звука Ль в словах по предметным картинкам. 6.Игра «4-й лишний» (хвойные и лиственные деревья; деревья и кустарники). 7. Скороговорка « Ехали мы, ехали, до ели доехали, ель объехали, и домой поехали». | 1.Вспомнить картинки со звуком Ль. 2.Повторить скороговорку. |
Звуки Ль-Й | 1.Различение звуков Ль –Й на слух и в произношении. 2.Учить делить слова на слоги. 3.Учить звуковому анализу и синтезу слов. 4.Учить выделять ударный слог. 5.Упражнять в употреблении предлогов в, на. 6. закрепить согласование притяжательных местоимений с существительными. 7.Развивать память, внимание, речь. 8.Учить думать. | Предметные картинки: Цыпленок, олень, лиса, дельфин, пеликан, павлин, двойка, попугай, воробей, майка. Символы и знаки для обозначения согласных и гласных звуков в словах. Ковролин. Карандаши, листы бумаги. | 1.Вспомнить картинки со звуком Ль, дать ему характеристику. 2.Выделение звука Й из слов. 3.Игра «Живые слова» - деление слов на слоги и составление схем. 4.Игра «Наоборот» преобразование– замена звука Й звуком Ль ай-ай-ай-аль. 5.Игры с картинками «Что изменилось?». 6. Назови полным именем, как тебя сейчас зовут, а как будут звать, когда вырастишь. Как зовут твоих родителей. 7. скороговорка: «Ехали…». | 1.Полное имя и отчество родителей, знать. 2. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. |
Согласный звук В | 1.Познакомить с новым согласным звуком, дать ему характеристику. 2.Учить на слух различать звуки В-Вь. 3.Учить определять место звука В в слове (в начале, в середине) 4. Учить делить слова на слоги. 5.Учить звуковому анализу и синтезу слов. 6.Закрепить употребление предлога В, дать ему смысловое значение. 7.Развивать внимание, память, речь. 8. Учить думать. | Предметные картинки: Валенки, веник, васильки, буквы, клюква, совы, ива, павлин, вата, венок. Ковролин. Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков. Карандаши, листы бумаги. | 1.Вспомнить звуки и слова, в которых они есть. 2.Знакомство с новым звуком В, выделение его из слов, дать ему характеристику. 3.Работа с предметными картинками. «Где в слове слышится звук В?» 4.Игра .2живые слова» - деление слов на слоги – шагаем. Звуковой анализ. 5.Игра «Эхо» - учить выделять ударный слог в словах. 6.Составление предложений с предлогом В. 7. Игра «Запомни, повтори» - игра в мяч . Соревнование 2 команд. Припоминание картинок на В. | 1.Повторять слова со звуком В. 2.Делить их на слоги и выделять ударный слог. |
Согласный звук Ф | 1.Знакомство с новым звуком Ф – всегда глухим. 2.Учить различать на слух звуки Ф в слове. 3.Учить определять место звука Ф в слове. 4.Учить делить слова на слоги. 5.Учить звуковому анализу и синтезу слова. Миф. 6. Закрепить употребление предлога В. 7.Развивать память, внимание, речь. 8.Учить думать. | Предметные картинки: Фонтан, финики, туфли, телефон, шкаф, фасоль, фокусник, веник, буквы, кофта. Символы и знаки для обозначения согласных и гласных звуков. Ковролин. Карандаши, листки бумаги. | 1.Вспомнить и назвать слова со звуком В. 2.Знакомство с новым звуком Ф и выделение его из слов, дать ему характеристику. 3.Звуковой анализ и синтез слова миф. 4.Работа с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?». 5.Игра «Раз, два, три» - отбор картинок из 1-ого, 2-х, 3-х слогов. 6.Игра «Потерялись слова» - закрепление употребления предлога В в предложении. 7.Игра «Бегите ко мне» (звук Ф в начале, середине, конце). | 1.Назвать слова со звуком Ф в разных позициях слова. 2.Делить их на слоги, выделять ударный слог. |
Согласный звук Фь | 1.Учить детей различать на слух звуки ф-фь. 2. Учить делить слова на слоги. 3.Учить выделять ударный слог в словах. 4.Закрепить употребление предлогов В, НА 5. Учить звуковому анализу и синтезу. 6.Развивать память, внимание, речь. 7.Учить думать. 8. Развивать творческую фантазию. | Предметные картинки: фен, фикус, фея, дельфин, филин, флейта, телефон, финики, конфета, кофейник. Кофейник. Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков. Карандаши, листы бумаги. | 1.Вспомнить картинки со звуком Ф. 2.Различие звуков ф-фь в словах. 3. Работа с предметными картинками. Игра «Раз, два» - определение места звука фь в начале или середине слова. 4.Деление слов на слоги, вычерчивание схем слогового состава слов. 5.Игра «Эхо» - выделение ударного слога. 6.Игра «Путаница» - работа с формированием фразы. 7.Звуковой анализ слова фен. | 1.Назвать картинки со звуком Фь. 2.Делить слова на слоги. 3. Выделение ударного слога. |
1.Впомнить все пройденные звуки. 2.Закрепление понятия гласные и согласные звуки. 3.Развивать зрительное и слуховое внимание. 4.Учить детей обобщать, устанавливать логические цепочки. 5.Развивать память и речь у детей. 6.Учить детей думать. 7.Закрепление образования относительных прилагательных. | Предметные картинки: Финики, фокусник, фея, конфета, веник, фартук, флейта, дельфин, буквы, муха. Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков. | 1.Вспомнить с какими звуками познакомились, на какие 2 группы (по произношению) они делятся. 2. Отгадывание гласных звуков по артикуляционной позе. 3.Игра «Телеграф» - делим слова на слоги. 4.Игра «Что и с чем поменяли местами?» 5.Игра «Приготовим кисель(коктейль, суфле) из лимонов» и т.д. 6.Игра «Назови полным именем» - словообразование полных имен. 7.Игра «Путаница» - составление предложений из деформированных фраз. | 1.Повторить все о гласных и согласных звуках, которые прошли в этом году. |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию звуко – слогового анализа и синтеза слова.
Старший возраст (6 – 7 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
Методическая разработка "Игры на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов".
В данной методической разработке представлены игровые упражнения, направленные на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов....
Дидактическая игра "Посылка" на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов
Игра предназначена для детей 6-7 лет....
Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза слов
Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза способствуют развитию слухового восриятия: умения различать на слух звуки и слова, близкие по звучанию. Ребенок учится определять количество звуков,...
«Игры для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
Целью данных игр является: научить детей слышать звуки в словах, развивать слуховое внимание,закрепить правильное и четкое звукопроизношение....
99 игр на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов
Игры на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов предназначены для учителей-логопедов, воспитателей и родителей воспитанников....
Система работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у воспитанников подготовительной группы
В России в конце ХХ века произошли значительные изменения в социально-экономической, политической и экологической областях, которые привели к росту детской патологии, в том числе и нарушений речевого ...