Индивидуальная работа с детьми по развитию речи в ДОО
методическая разработка по развитию речи по теме
Рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию речи. Использование методов и приемов коррекционной работы в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №12»
Дальнереченского городского округа
методическое объединение
Индивидуальная работа с детьми по развитию речи
подготовила заместитель заведующего
по воспитательной и методической работе
Волобуева О.Л
2014
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом.
Учитывая ежегодный рост количества детей с различными речевыми нарушениями, сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно.
Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Необходимость проведения индивидуальной коррекционно-речевой работы связана с тем, что более 50% воспитанников ДОУ имеют отклонения в речевом развитии и оказываются неподготовленными к школьному обучению.
Выполнение социального заказа общества – всестороннего развития ребёнка в дошкольном возрасте и подготовке его к школьному обучению – ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные коррекционные приёмы и методы для профилактической работы, наблюдения и анализа динамики изменений в речевом развитии ребёнка.
Для того, чтобы наладить систематическую, планомерную индивидуальную работу с ребёнком, необходимо провести диагностику речевого развития. В ходе диагностики воспитатель
- выясняет состояние речевого развития ребёнка,
- определяет динамику речевого развития,
- определяет перспективы развития той или иной стороны речи,
- определяет соответствие или несоответствие речевого развития норме,
- определяет, на каком уровне проявляются отклонения в речевом развитии.
Прежде всего, воспитатель наблюдает за детьми в процессе их естественного общения, изучает речь ребёнка на занятиях, в играх, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки речи (заикание, задержку речевого развития и др.). Затем проводит индивидуальное обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребёнка.
После подведения итогов по обследованию планируется индивидуальная работа.
Осуществляется индивидуальный подход на фронтальных занятиях, в игровых и режимных моментах. И организуется собственно индивидуальная работа по развитию речи, с использованием различных игр и игровых упражнений, в зависимости от характера речевой патологии.
Индивидуальная работа планируется и проводится с учётом ведущей деятельности детей, вида речевого нарушения, психологических особенностей ребёнка и особенностей его эмоционально-волевой сферы.
Педагогу целесообразно распределить весь учебный материал по трём направлениям:
- воспитание произносительных навыков,
- формирование словаря,
- формирование грамматических умений и навыков.
Соответственно этим направлениям воспитатель оформляет три тетради. В первой даётся материал по развитию правильного звукопроизношения, во второй - по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой структуры слова, в третьей – по развитию фразовой речи и её грамматическому оформлению.
Не с каждым ребёнком следует вести работу по всем указанным направлениям. Это зависит от тяжести нарушения речи. Например, если ребёнок страдает дислалией, преимущественное внимание уделяется формированию звукопроизношения.
Если при систематической индивидуальной работе в течение двух-трёх месяцев нет положительной динамики, следует обратиться к логопеду. Итак, логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях с воспитателем отклонения в речевом развитии не устраняются и мешают дальнейшему развитию.
Из всех возможных нарушений речи у детей воспитателю в основном приходится встречаться с различными недостатками звукопроизношения. Это, как правило, возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определённых этапов речевого развития. При правильном воспитании они ликвидируются и не задерживают развития речи ребёнка. Но не всегда их удаётся исправить даже при систематической работе.
Воспитатель должен знать основные отличия работы по ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ от работы по ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Формирование звукопроизношения – это систематическая работа, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.
Как и при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуком состоит из трёх основных этапов:
-подготовительного,
-этапа появления звука,
-этапа усвоения звука в речи.
Рассмотрим по этапам эти отличия.
Воспитатель 1) Подготовительный этап. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. 2) Этап появления звука Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Воспитатель использует способность ребёнка к подражанию. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых звук есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые ещё его не произносят, фиксируя внимание ребёнка на звучании и артикуляции звука. 3) Этап усвоения звука Уточнение правильного произношения звука. Звук уточняется в словах, фразах, стихотворениях, чистоговорках и скороговорках, рассказах. Материал даётся не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя. | Логопед Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Постановка звука. Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путём повторений перед зеркалом логопед закрепляет её, а затем, применяя специальные приёмы, получает правильное произнесение изолированного звука. Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития; образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.
На занятиях по развитию речи педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но их индивидуальные проявления, обусловленные особенностями темперамента, характера и отражающиеся в их поведении. Очень важно выяснить отношение каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно участвующих в занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие занятиям, пассивность, нежелание думать. Обычно и речь у них плохо развита. Сложность вопроса заключается в том, что в причинах малой активности детей на занятиях иногда нелегко сразу разобраться. Больше того, при внимательном рассмотрении активность некоторых оказывается только внешней, ложной, а пассивность других далеко не такой, как кажется. Некоторые воспитатели, оказываясь «в плену» повышенной активности отдельных детей, уделяют им слишком много времени в ущерб остальным. Другие, наоборот, все внимание направляют на пасивных детей, считая, что активным не требуется особый подход. И те и другие неправы.
Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать их интерес к занятиям, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.
Иногда активность ребенка на занятиях бывает искусственной, если вызвана слишком легкими для него вопросами. В результате ребенок, неприученный думать, привыкает несерьезно относиться к занятиям, у него развивается ложная самоуверенность. Впоследствии в школе он может спасовать перед первыми же трудностями и попасть в разряд неуспевающих.
Педагог должен быть очень внимательным, чтобы не спутать подлинную активность с ложной. Дети с ложной активностью готовы отвечать на любой вопрос, даже не выслушав его до конца, они не любят размышлять и обосновывать свои ответы. С удовольствием слушая рассказы, сказки, интересные истории, они обычно не вникают глубоко в их суть и не могут правильно пересказать прослушанное. Всякий раз, когда требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. К таким детям обязательно нужен особый подход, иначе и школе они тоже легко могут попасть в число отстающих.
Приведем пример.
Витя был всегда активен: он отвечал на любой вопрос, даже не дослушав его. Чтобы приучить мальчика к сдержанности, приучить его думать и терпеливо вслушиваться в ответы товарищей, воспитатель решил некоторое время его не спрашивать. Но Витя при любых ответах товарищей бросал иронические реплики: «Много ты знаешь!», «Не так сказал». Тогда воспитатель стал предлагать Вите поправить отвечавшего, дать более верный, по его мнению, ответ. Как и следовало ожидать, Витя часто говорил невпопад, проявляя полную беспомощность, неумение последовательно рассуждать. Это поколебало самоуверенность мальчика. Но еще долго пришлось вести с ним индивидуальную работу по развитию внимания, наблюдательности, преодолению самоуверенности.
Воспитание активности детей на занятиях тесно связано с воспитанием их поведения. Легко возбудимым, невнимательным и несдержанным детям можно предлагать повторить указания воспитателя, причем, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Таня, Витя, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и вместе с тем эффективный прием, так как способствует; сосредоточенности внимания детей на указаниях педагога, а следовательно, способствует их запоминанию, предупреждает поспешный и непродуманный ответ.
На занятиях необходимо сдерживать эмоциональность и двигательную активность детей. Не следует разрешать им сильно тянуть руку, вскакивать, выкрикивать: «Я скажу», «Спросите меня». На такие действия воспитатель должен категорически заявить, что будет спрашивать только тех, кто сидит спокойно, руку поднимает правильно и не выкрикивает, требуя вызова. Эти правила должны обязательно выполняться. Очень полезно вместе со всеми детьми оценить ответы и обсудить поведение некоторых ребят. Как правило, дети отмечают в первую очередь недостатки. Это, конечно, необходимо, но прежде всего важно выделить хорошее в каждом, о ком идет разговор.
Пассивность детей на занятиях может объясняться самыми различными причинами: физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье. Например, если ребенка слишком опекают дома, по первому требованию исполняют все его желания, ему нет необходимости самому думать, принимать самостоятельные решения. У таких детей чрезмерно развита подражательность, отсутствует инициатива.
Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучить их размышлять, обращаться к личному опыту. Вопрос «Почему ты так думаешь?» он может задать нескольким детям.
Совершенно очевидно, что установление связей между личным опытом и новым материалом помогает ребенку лучше усвоить новое, причем для этого от него требуется припоминание событий, определенные волевые усилия. Такой прием, частые вызовы на занятиях, предупреждения, что их спросят, способствуют тому, что дети становятся более активными.
Бывают дети, которые внешне не проявляют активности, но, когда воспитатель спрашивает их, отвечают, и отвечают чаще всего правильно. Это застенчивые дети. Обычно они внимательны, не спускают с воспитателя глаз, всегда поворачиваются к тем, кто отвечает, шевелят беззвучно губами. Но есть дети, которые не отвечают, даже когда воспитатель спрашивает их. Это чрезмерно застенчивые дети и нерешительные. Они требуют особого внимания педагога, специального подхода.
Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые ребята смущаются, когда к их ответам, к ним самим проявляют особое внимание. Поймав взгляд воспитателя, такие дети перестают участвовать в коллективной работе, начинают заниматься чем-нибудь другим: нервно теребят какие-нибудь предметы, мнут край одежды. Педагогу лучше сделать вид, что он не смотрит на них. Оценку действий нужно давать общую, всему коллективу. Когда же ребенок несколько освоится, его следует постепенно привлекать к самостоятельным действиям. Такой подход к чрезмерно застенчивым детям должен быть всегда, при любых видах их деятельности. Наблюдения показывают, что застенчивость детей очень часто бывает связана с их речевыми недостатками. Боясь насмешек, такие ребята предпочитают отмалчиваться. Проводя индивидуальные занятия по исправлению неправильного произношения звуков, воспитатель помогает ребенку приобрести уверенность в своих силах.
Все дети, какими бы ни были их проявления, нуждаются в дифференцированном подходе к ним в процессе занятий по развитию речи. Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать, и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступлений детей тоже следует исходить строго индивидуально от того, насколько правильно педагог заранее продумал этот вопрос, во многом зависит активность детей на занятии и соответственно результативность этого занятия.
Заранее следует подумать и над формулировкой вопросов и заданий, что тоже очень важно для активизации воспитанников, Вопросы и задания должны возбуждать у детей уверенность, что они смогут на них ответить, выполнить их. Иногда неуместные добавления при постановке вопроса мешают этому. Например, если воспитатель после проведенной беседы о зиме обратится к детям так: «Вы учили стихотворение о зиме, кто помнит его?»,- то такая постановка вопроса приведет к тому, что поднимут руки только активные дети. Будет правильнее, если педагог скажет так: «Вы учили стихотворение о зиме, вы все его знаете, а сейчас, кого я вызову, тот и прочтет». Спокойный тон воспитателя, уверенность в том, что ответить смогут все, передается и робким, пассивным детям. Что же касается излишне самоуверенных ребят, то для них будет полезно убедиться, что не только они все знают, но и другие могут хорошо ответить.
Конечно, не всегда все можно предусмотреть, иногда в ходе занятия воспитателю приходится быстро перестраиваться, заменять намеченные приемы, подыскивая более целесообразные для данного случая.
Очень важно для планирования дальнейшей работы со всей группой и с отдельными детьми проанализировать замеченные в ходе занятий индивидуальные проявления воспитанников, применявшиеся приемы индивидуального подхода к ним и отметить то, что можно будет использовать впоследствии.
Для облегчения планирования индивидуальной работы можно порекомендовать воспитателю регулярно заполнять листки учета. Такой листок можно заводить на две недели или же на месяц. Из него видно, кто из детей отсутствовал и какие именно занятия пропустил, кто болел и сколько времени, кто отвечал и как. Эти сведения, помогают определить индивидуальную работу с отдельными детьми в процессе занятий.
Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию речи дает возможность всем им полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение, формирование нравственных качеств личности ребенка, способствует его активизации.
Участие детей в занятиях по развитию речи
Список детей группы | Дата и тема занятия | Дата и тема занятия | Дата и тема занятия | Дата и тема занятия |
27/12/14 Придумывание рассказа | Разучивание стихотворений | Беседа об экскурсии | Упражнение в составлении сложных предложений | |
Условные обозначения: нб - не был + - отвечал хорошо у - отвечал удовлетворительно — - не смог ответить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная работа с детьми по развитию речи
Развитие речи...
Перспективный план индивидуальной работы с детьми по развитию речи детей в старшей группе
интернет ресурсы...
«Планирование индивидуальной работы с детьми по развитию речи»
консультация для воспитателей...
Перспективный план индивидуальной работы с детьми по развитию речи в старшей группе
Индивидуальная работа...
Индивидуальная работы с детьми по развитию речи детей в старшей группе
по формированию словаря по формированию ЗКР по формированию грамматически правильной речи по формированию ЗКР по формированию грамматически правильной речи ...
Индивидуальная работы с детьми по развитию речи детей в старшей группе
по формированию словаря по формированию ЗКР по формированию грамматически правильной речи по формированию ЗКР по формированию грамматически правильной речи ...
Перспективный план индивидуальной работы с детьми по развитию речи детей в старшей группе
Перспективный план индивидуальной работы с детьми по развитию речи детей в старшей группе...