РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
проект по окружающему миру
Все мы родом из детства и на всю жизнь с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим знакомую считалку, дразнилку, песенку, увидим, как дети играют в такую же игру, в которую играли мы. А еще можем подсказать, поправить: «А мы говорили вот так, правила игры были немножечко другие!» Но слышим и видим все это, к сожалению, реже и реже.
Дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Приоритетной задачей развития ребенка в дошкольном возрасте является овладение речью. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по теме : «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Подготовила:
воспитатель Филиппова Анна Валентиновна
Введение
«В колыбельных песенках, потешках, пестушках обращена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его неприкасаемого авторитета и ожидание … добра, добра и только добра…»
Л.Н. Павлова
Все мы родом из детства и на всю жизнь с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим знакомую считалку, дразнилку, песенку, увидим, как дети играют в такую же игру, в которую играли мы. А еще можем подсказать, поправить: «А мы говорили вот так, правила игры были немножечко другие!» Но слышим и видим все это, к сожалению, реже и реже.
Дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Приоритетной задачей развития ребенка в дошкольном возрасте является овладение речью. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью , но и приобщаются к красоте и самобытности слов, у них формируется чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины. Фольклор не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир. Это, прежде всего, свойственно детям. Возможно, именно поэтому они так отзывчивы на поэтику фольклора.
Условия возникновения, становления опыта.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста много лет, я пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру — занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша и т. д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создавшиеся русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям, поэтому я решила расширить и углубит тему развития речи детей раннего дошкольного возраста используя фольклор.
Развитие речи детей - важнейшая задача обучения. Последнее время коммуникативному воспитанию дошкольников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально-активной личности. На протяжении многих лет работы с детьми дошкольного возраста, проводя диагностические обследования, ежегодно приходится сталкиваться с рядом проблем недоразвития речевой системы детей, таких как:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространѐнное предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развѐрнутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
- плохая дикция.
Результаты наблюдений показали, что, стандартным показателям развития речи в данном возрасте соответствует приблизительно 45% детей, у 10% показатель превышает установленный стандарт. У остальных наблюдается явная задержка речевого развития. А некоторые дети вообще практически не говорят. В результате выяснения таких фактов и выделения проблем, была поставлена такая цель : поиск новых подходов к решению проблем речевого развития детей раннего возраста в системе изучения детского фольклора.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность данного опыта характеризуется соответствием:
* Социальному заказу государства и общества, концепции воспитания детей
В ст. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» отмечено, что одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В ст. 12 Федерального закона «Об образовании в РФ» отмечается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру, а также формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
В ФГОС одними из основных требований к содержанию образовательной программы в дошкольном возрасте являются формирование уважения к ценностям традиционной культуры своего народа, владение элементарными этнокультурными представлениями. В реализации данных принципов и требований прекрасным подспорьем может стать именно фольклор. Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоко нравственный дух России. Фольклорные произведения малого и крупного жанров отражают богатство русского языка и культуры: обилие образных слов и оборотов речи, особенности построения сложных и простых предложений и способствуют развитию речи детей раннего возраста.
* Идеям современной педагогической науки
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Многие педагоги и психологи, как В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.; фольклористы Э.Е. Алексеев, В.Ф. Аникин, А.Ф. Афанасьев, А.Ф. Белоусов, М.А. Булатов, Н.М. Бэешу, О.И. Капица, М.С. Колесов, Ю.Г. Круглов, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, П.В. Шейн, В.М. Щуров и др. определяли важное значение фольклора и народных игр в жизни человека. Кроме того, практически все они отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих.
* В передовой практике воспитательной работы к сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об важности родного языка и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Это и является достаточно серьѐзным препятствием в успешном освоении богатой и разнообразной речи, и как следствие, во всестороннем развитии личности ребенка. Большинство родителей не предают особого значения произведениям малого фольклора, состоящим из нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни ребенка непонятных ему и по содержанию.
Но современным педагогам пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Вместе с тем до последнего времени остается загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка - почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору? Ответ на этот вопрос ищет современная педагогика раннего детского возраста. Ответы непросты и требуют тонкого, вдумчивого подхода, комплексного изучения ребенка. В частности, особенности возрастного восприятия, динамики ориентировочно-исследовательской деятельности и истоков познавательной активности, зрительно-слуховых и речедвигательных взаимодействий. Для ответа на этот вопрос изучается и генезис развития речевых навыков, эмоциональной, сенсорной и умственной деятельности. Это с одной стороны, а с другой - необходимы исследования детской фольклористики, которые высветили бы значимые для малышей аспекты, объяснили феномен активации, проявляющейся в непроизвольном слуховом сосредоточении в наиболее ранние сроки развития, и постепенный сознательный интерес к содержанию произведений. В этом и заключаются актуальность и перспективность рассматриваемого опыта
Теоретическая база опыта
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни и поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Данный опыт продолжает разработку этой проблемы, связанной с использованием малых форм фольклора в развитии познавательной активности детей, формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, воспитание любви к народному национальному искусству. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Фольклор для детей включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно:
курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить;
кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички;
сорока- белобока кашку варит - деток кормить;
котик идет на торжок и покупает пирожок;
заинка горенку метет и т.д.
Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста. При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детской саду. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю. «Все хорошее в жизни происходит от удивления» - замечал Сократ. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Приведѐнное выше изречение подразумевает, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них не может быть рассвета человеческой личности. С фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей моего опыта стала педагогика сотрудничества и сотворчества. Которая является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные процессы в образовании и воспитании. Важное место в ней занимают отношения «педагог — воспитанник». Традиционное обучение и воспитание основаны на положении педагога а качестве субъекта, а воспитанника — объекта педагогического процесса. Психологические особенности ребенка от 1 до 3 лет жизни.
Рассматривая развитие психических особенностей, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Слово приобретает для него предметное значение. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Для того, чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа - взрослые должны этому специально научить. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные ко взрослым. На втором году малыш не дифференцирует реальное и сказочное. (Может быть, поэтому впечатления детства особенно ярки и остаются на всю жизнь). Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящие, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но ребенка раннего возраста легко отвлечь, показав ему новую игрушку. Ребенок мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложения. Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения. Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-двойственным. В это время в совместной деятельности со взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит его тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш. Третий год жизни детей привносит новое, имеет свои неповторимые особенности и в общем развитии, и в методике ознакомления с народной поэзией. К концу третьего года жизни у ребенка усиливается произвольность и преднамеренность поведения, появляется умение выполнять задания в русле заданной взрослыми систем, наблюдается усиленное развитие активных ориетнировочно-исследовательских действий, возрастает познавательный интерес к окружающему миру, а вместе с этим и понимание причинно-следственных связей и отношений. Данные науки, опыт передовой педагогической практики говорят о том, что при условии систематической и целенаправленной педагогической работы дети третьего года жизни способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности. Этот период детства заключает огромные потенциальные возможности, которые можно реализовать, учитывая ведущие линии овладения важнейшими навыками.
Особенности восприятия художественного произведения детьми раннего возраста
Восприятие человека - необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций - памяти, мышления, воображения. Вместе с тем оно служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром, без которого невозможна не только практическая деятельность людей, но и жизнедеятельность в целом. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить с одной стороны, в специфическую «теоретическую деятельность» - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений. С другой стороны, восприятие может переходить и в процессе создания художественного образа и эстетическое созерцание мира. Итак, восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. По этому параметру выделяются восприятие времени, восприятие движения, восприятие пространства. Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля.каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Рассмотрим, как особенности психического развития детей раннего возраста, о которых шла речь в предыдущей части, влияют на процесс восприятия литературного произведения.
К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно- действенное и зарождается образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения .Ребенку третьего года доступен образный язык произведений и даже действия в плане образа. Этому способствует также и развивающаяся ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности. Малышу нравятся не только ритм, рифма, игровые приемы потешек, песенок, сказок. Его увлекает содержание художественного произведения, направленность и результат событий, т.е. он может сказать, чем все закончится, дать оценку, провести сравнения. Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему. Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность.
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно. Сопоставление персонажей приводит к непроизвольной оценке, которую ребенок включает в ткань пересказа. Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Воле и козлята», «Колобок», «Репка» и др.) Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчетливо осознают содержание даже совсем простой по сюжету сказки «Маша и медведь». Исследования педагогов и психологов показали, что многие малыши не улавливают скрытого смысла девочки Машеньки и в связи с этим неправильно понимали некоторые события и поступки героев сказки. Пересказывая ее, дети «спрямляют» сюжет, опуская эпизоды, где Маша прибегает к хитрости. Схема пересказа нередко бывает такова: Маша попадает к медведю – печет пирожки - садится в короб с пирожками - медведь доставляет ее к бабушке с дедушкой. В своих пересказах дети исключают основной конфликт, и вся история приобретает не вполне соответствующий оригиналу характер. Определенную трудность вызывает у малышей восприятие сказок с двух частной композицией, где в сюжете существует несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Коза-дереза» и др.). Обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки. Опора при этом происходит чаще всего на первую часть и на эпизоды, либо более по содержанию, либо знакомые детям. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаться в наглядной опоре - иллюстрациях. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.
Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность – это необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, ба-ба и др. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Овладение речью — один из главных этапов развития ребенка раннего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие.
Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет:
- Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи.
- Совершенствование лексики и семантики детской речи.
- Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому.
Аспекты развития речи детей в раннем возрасте:
-применение игры в развитии речи детей;
-применение фольклора в развитии речи детей;
-связь развития мелкой моторики и речи детей;
-роль семьи в развитии речи детей.
Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой — организацию специальных игр и занятий. Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз).
В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.
Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, согласно Сазоновой С.Е., Малининой О.В.
Воспитатель должен:
- знать уровень развития своих воспитанников;
- научиться владеть художественными средствами;
- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
- петь и танцевать;
- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
- использовать красочность и богатство зрительных образов;
- применять забавный сюжет;
- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
- варьировать методическими приемами.
Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.
Постепенное поэтапное усвоение малых фольклорных форм включает в себя
следующие задачи:
1. Первичное понимание предъявляемого материала.
2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.
3. Заучивание или повторение текстов.
4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.
Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т.е. служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.
Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов. В работе использовались нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям. В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
Адресность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений работающих в группах детей раннего и младшего возраста, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
Технология опыта.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.
Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе. Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности. Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное к концу года дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер. Часто использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев. Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.
Цель: Систематизация методов и приемов для развития речи детей младшего дошкольного возраста на материале устного народного творчества.
Задачи:
- Освоение разговорной речи;
- Расширение словарного запаса;
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Формирование связной речи;
- Расширить представления детей о разных формах фольклора(потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- Установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;
- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями, так как произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
- Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.
Формы работы
1. Создание развивающей речевой среды в группе:
2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).Разработано перспективное планирование НОД (Приложение №1,2)
3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности: Беседы, наблюдения, прогулка. Режимные моменты. Подборка потешек используемых во время проведения режимных моментов (Приложение №3) Народные подвижные игры. Разработана картотека народных подвижных игр. (Приложение № 4 )Игры на развитие мелкой моторики. Разработана картотека пальчиковых игр, с использованием фольклора способствующая развитию мелкий моторики рук. (Приложение №5).Театрализованная деятельность. Игровая деятельность.
4. Работа с родителями.
Принципы работы с детьми соответствуют ФГОС дошкольного образования: 1.Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала.
2. Интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (Коммуникация, ознакомление с природой, различные игры);
3. Активное включения детей.
Методы и приемы обучения:
1.Динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки и др. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфорта.
2.Словесные, наглядные, игровые методы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.
Развивающая среда группы
В группе создана зона сенсорно-речевого развития детей. В ней подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек. Развивающая среда группы соответствует принципам Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а именно:
- возрастной подход;
- функциональность;
- вариативность;
- наглядность;
- системность;
- комфортность;
- самостоятельность;
- доступность;
В ходе опыта работа проводилась со всеми субъектами образовательного процесса.
⮚ С детьми:
Непосредственно образовательная деятельность
Игры
Праздники
Развлечения
Тематические прогулки с использованием фольклорного материала
⮚ С педагогами:
Консультации
Выступления на педсоветах
Открытые занятия
⮚ С родителями:
Индивидуальное, групповое и подгрупповое консультирование,
сообщения на родительских собраниях.
Совместные праздники
Мастер-классы.
Описание жанров народного творчества применяемых мною в процессе проведения опыта. Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. В работе с детьми я использовала следующие жанры устного народного творчества.
Колыбельные песни
Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:
Сон да дрема,
Приди к Ване в голова,
Сон да дрема,
Накатись на глаза.
Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Пестушки
В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.
Потешки.
Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:
Зачем дров не колол,
Воды не носил?
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный маленец [маленький],
Ты, коротенец [короткий],
По воду ходи,
Баньку топи,
Робят мой,
Телят корми...
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок.
Прибаутки
Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:
Коза муку мелет,
Козел засыпает;
Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом...
В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:
А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я горох молочу!
К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…
Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полететь они хотят.
Народные игры забавы.
Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют в песенные хороводные игры. Например, в игры-забавы вводятся хорошо известные детям потешки для того, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».
Сказки
Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о- доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. В сказках о много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,— петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка...»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…» Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания. Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках — темная, солнце — красное, меч у героя — острый, дворцы — белокаменные, камни — самоцветные, столы — дубовые, пироги — пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.
Работа с родителями:
Родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества. Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских. Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду. Готовили декорации для театра. Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление. Развитие речи детей раннего возраста через устное народное творчество помогает лучше адаптироваться в окружающем мире, пополняет активный и пассивный словарь, развивает художественно-эстетические, познавательные способности детей раннего возраста
Результативность опыта и его эффективность.
Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела обследование в начале учебного года, которое позволило выявить:
1. Уровень развития речи детей.
2. Знание детьми малых фольклорных форм.
3. Понимание детьми жанра устного народного творчества.
4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.
Для обследования я использовала следующие методики:
1. Критерии «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Мониторинг проводился в форме критериально - ориентированной методики нетестового типа (наблюдение за ребенком, беседы). Содержание проведенного промежуточного мониторинга направленно на выявление эффективности проведенной работы, оценку динамики развития детей.
Сводная диаграмма результатов 2016г.-2018г.
ь
2016-2017г. 2017-2018г.
Оценка уровня развития:
Сводная диаграмма результатов мониторинга показывает динамику интегративных качеств воспитанников. Поученные результаты показали, что на начальном этапе опыта только 2 % детей имеют достаточно высокий уровень развития речи, воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора. 47% детей показали низкий уровень, 42 % детей имеют уровень развития речи соответствующий возрасту. К концу проведения опыта детей с высоким уровнем развития речи уже было 32%, у 48% детей речь соответствовала возрасту, отдельные компоненты не развиты у 20%, имели низкий уровень развития. Что свидетельствует об эффективности представленного опыта.
Считаю, что проводимая работа даёт положительные результаты. Дети знают много сказок, умеют их пересказывать, употребляя в речи образные слова и выражения. Узнают сказки по иллюстрациям, отрывкам из текста.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре следует приобщать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. В дальнейшей своей работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок, а также привлекать родителей
Список литературы
1. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М., 1997
2. Бунер Д. Психология познания. - М., 1997
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. - СПб., 1996
4. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. - М., 1986
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2002
6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.,1995
7. Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка от года до двух. - М., 2003
8. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. Дошкольное воспитание. - 1990, № 4,7,10
9. Синицина Е.И. Умные сказки. - М., 1998
10. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М., 1982
11. ТеплюкС. Какая твоя мама? Журнал дошкольное воспитание. - 2000, № 8
12. Чуковский К.И. от двух до пяти. - М., 1980
13. Шаграева О.А. Детская психология. - М., 2001
14. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1977.
15. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Муравьёва О., Михайлова М. «О пользе «материнской поэзии»\\ Дошкольное воспитание № 3, 1998.
16. Русские народные загадки, пословицы, поговоркиЛ Сост., авт. Вступ. Ст., коммент. И слов Ю.Г. Круглов.- М.: Просвещение, 1990.
17. Скворцова JI. «Формирование интереса к русскому фольклору»\\ Дошкольное воспитание № 5, 1993.
18. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. 4.1. От былин и летописей до классики 19 века\ Глав. Ред. М.Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Русская народная сказка "Маша и медведь".
Интегрированное занятие по развитию речи в разновозрастной группе (1.5-4 г.) На занятии осуществляется интеграция следующих образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество ...
Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...
Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному творчеству во взаимодействии ДОО и детской библиотеки в дистанционном формате.
Статья из опыта работы ДОО и библиотеки в дистанционном формате по развитию у детей старшего дошкольного возраста к народному творчеству....
Самообразование: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством народного творчества"
План самообразования на 2017-2021 год....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Все мы родом из детства и на всю жизнь с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим зн...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Все мы родом из детства и на всю жизнь с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим зн...
Развитие коммуникации у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество
Подготовила: воспитатель Кателеева Галина ГеоргиевнаВведение «В колыбельных песенках, потешках, пестушках обращена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взоро...