Методическая разработка по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми 3 - 4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Стецюк Ольга Петровна

        Методическая разработка представляет собой комплекс игр, упражнений посредством которых осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей деятельности, совершенствованию внимания, памяти,  наблюдательности и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anatatsiya.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми 3-4 лет

«Играем с пальчиками -  развиваем речь»

месяц

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОВМЕЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1

2

3

4

5

6

IX

Рисование –пальчиками: «Божья коровка»

(нетрадиционная техника)-

цель: познакомить с

нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.                                                                Учить наносить ритмично и равномерно точки.                            Воспитывать аккуратность.

Рисование - пальчиками

«Веселые мухоморы»

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги

Ознакомление с окружающим миром «Ладушки-ладушки»

Цель: познакомить со свойствами песка, развивать внимательность, моторику пальцев, воспитывать аккуратность и взаимопомощь в процессе игры.

Комплексное занятие:

1. «Чудесный мешочек»

2. Игра «Кто, что услышит»

3. Игра с мячом «Все дальше и выше»

Цель: учить различать фрукты и овощи наощупь; развивать слуховое внимание, речевую активность. Развивать ловкость

у детей, умение ловить мяч.

Адаптация

Театр «пяти пальцев» «Курочка-хохлатка»

Цель: познакомить детей с широкими возможностями пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений. Расширить кругозор детей4 активизировать речь; доставить детям радость.

Игра-потешка «Коза рогатая»

Игра-потешка «Ладушки»

Игра- потешка «Сорока-ворона»

Цель: развивать пальцевую моторику рук.

Театр «пяти пальцев» «Кисонька-мурысонька»

Цель: развивать пальцевую моторику, речь

Пальчиковая гимнастика:

«Оса», «Большой братец», «Человек»

Цель: тренировать пальцы рук, развивать умение, согласовывать речь и движения.

Персонажи театра «пяти пальцев»: курочка,  цыплята, кошка.

Иллюстрация к потешке «Кисонька-мурысонька»

Персонаж театра «пяти пальцев»  Кисонька-мурысонька

Театр «Би-ба-бо»

Анкетирование.

Беседа о пользе пальчиковой гимнастики.

Психологическое развитие детей третьего года жизни.

X

Рисование пальчиками и ладонью (нетрадиционная техника): «Рябина»

Цель: Знакомить с техникой

Рисования ладонью; рисовать ягодки пальчиками. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Лепка: «Веточки для дерева» (коллективная)

Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями, развивать  мышцы рук.

 

Рисование пальчиками

«Осеннее дерево»(коллективная)

Цель: учить рисовать листочки пальчиками; знакомить с основными цветами. Развивать эстетический вкус

Комплексное занятие:

«Домашние животные»

1.Экологическая игра «Кого не стало?»

2.Пальчиковая игра «Коза»

3.Рассматривание картины из серии «Домашние животные»    (С. Веретенникова)

Цель: Учить различать взрослых животных и их детенышей; упражнять в эвукопроизношении  громко-тихо, тонким голосом. Развивать внимание, наблюдательность, речь. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.                              

Комплексное занятие:

1.Чтение рассказа Л.Славиной «Таня и братик»

2.Лепка «Кренделек»

3.Пальчиковая игра «Ладушки»

Цель: Учить слушать рассказ,

«Тянем- потянем»(массаж пальчиков)цель: активизировать движения пальцев рук ; развивать  ощущения    собственных  движений.

Театр  «Би-ба-бо»: « Репка» русская народная сказка.

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой. Вызвать желание слушать сказку, сопровождая показом кукол театра «би-ба-бо»

Пальчиковые игры:

Игра-потешка:«Пальчик-мальчик»

цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игра-потешка: «Зайчик»

Цель: развитие пальцевой моторики.

Игра: «Повстречались»

Цель: тренировать  тонкие

движения пальцев рук, закрепление знаний об  особенностях  голосовых реакций

животных.

Консультация для родителей.

«Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников»

Беседа с родителями об обучении навыкам одевания и раздевания.

XI

Рисование пальчиками:

  «Дождик» (нетрадиционная техника)

Цель: Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая

понимать содержание, воспитывать заботливое отношение к людям. Учить раскатывать палочку цилиндрической формы. соединять концы палочки. Развивать мелкие движения кистей рук, чувство ритма.

Комплексное занятие:

1.Наблюдение за рыбкой

2.Математическая игра «Куда плывет рыбка?»

3. Конструирование «Рыбка»

Цель: Учить наблюдать за рыбкой. отмечая ее строение и

поведение. Помочь понять

Упражнение:

«Будем листья собирать»

Цель: развитие мелкой моторики ,координации слова с  движением.

Пальчиковая гимнастика:

«Мизинчик», «Шалун», «Встали

пальчики»

Цель: развитие пальцев рук, развитие речи.

Театр «Пяти пальцев»:

К.Чуковский «Цыпленок»

Цель: Знакомить детей со сказкой; развивать способность понимать содержание сказки. Доставить эмоциональное удовольствие от сказки.

Дидактические упражнения:

«Зашнуруй шнурочек»

«Застегни пуговицы»

«Собери машину»

Цель: развитие мелкой моторики

пальцев рук.

Театр «Пяти пальцев»:

Русск. нар.ск. «Теремок»

Цель: Учить слушать сказку в инсценированном варианте; вызвать желание послушать ее еще. Побуждать к участию в инсценировке сказки.

Персонажи сказки: курица, цыпленок,

Кошка, петушок, лягушка

(надеваются на пальчики)

Шнуровка, силуэт автомобиля, детали которого пристегиваются на пуговицы.

Театр « Пяти пальцев» «Теремок».

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

их характер(мелкий, капельками )

Рисование - пальчиками

«Украсим чашку»

(нетрадиционная техника, нанесение точек ватными тампонами.)

Цель: Познакомить с техникой рисования ватными тампонами. Учить

Украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно на всю поверхность бумаги. Развивать координацию движения рук. Воспитывать аккуратность.

поведение. Помочь понять сюжет картины, формировать умение отвечать на вопросы, и высказываться по поводу изображенного. Учить складывать рыбку из геометрических форм. Формировать понятия «целое», «часть»Развивать моторику рук.

Комплексное занятие:

1.Потешка «Чики-чики-чикалочки»

2.Математическая игра «Соотнеси предметы по цвету»

3.Пальчиковая игра «Ладушки»

Цель: Познакомить с новой  потешкой, вызвать радостное настроение. Обучать выбирать объекты двух заданных цветов из 4 возможных. Развивать мелкие движения кистей рук, чувство ритма.

Пальчиковые игры:

«Два медведя»

«Кулачок»

«Тук-тук»

Цель: развитие мелкой моторики пальчиков, умение выполнять движения ручками и произносить текст, развивать речь.

Дидактическая игра «Башня из пяти колец»

Цель: развивать умение сосредоточенно играть одной игрушкой; развивать координацию мелких движений кистей рук. Знакомить с формой кольца, воспитывать интерес к занятиям.

Упражнение  « Пошли пальчики гулять»

Цель: развитие у детей мелкой моторики рук, учить согласовывать движения и речь. Доставить эмоциональное удовольствие.

Игра «Веселый оркестр»

Цель: знакомить с музыкальными инструментами; учить играть на музыкальных инструментах. Развивать пальцевую моторику,

Пирамидка с 5 кольцами, игрушка мишка

Музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, металлофон, муз.треугольник, погремушки, дер. ложки

XII

Рисование  «Украсим елочку»

(коллективная работа)

Цель: Упражнять в техники рисования ватными       тампончиками создать радостное настроение от созданного рисунка, воспитывать аккуратность. Развивать мышцы рук

Рисование: «Украсим варежку»(нетрадиционная техника, оттиск печатками)

Комплексное занятие:

1.Чтение рассказа Я. Тайц Поезд»

2.Рисование «Новогодняя елочка»

3.Пальчиковая игра «Оладушки»

Цель: Воспитывать желание слушать, понимать содержание рассказа. Создать радостное настроение, желание «зажечь» на ветках елочки огоньки. Учить рисовать огоньки нетрадиционным способом-

слуховое внимание. Вызвать желание играть на музыкальных инструментах.

Физкультминутки:

«Дружба»

«Гости»

«Домик»

Цель: развитие пальцевой моторики, речи.

Массаж прижимающий  «Шел медведь к себе домой»

Цель: оказывать общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышать тонус, эластичность мышц  рук.

Игра «Кто быстрее»

Цель : Развитие движений кистей рук и пальцев, мышления, зрительного внимания.

 Упражнение «Слепим снеговика»

Цель: Развивать координацию слова с движением, плавной, напевной речи.       Развитие моторики рук.

Конверты, в которых вырезаны детали снеговика (3 белых круга, морковка, ведро, метла)

Консультация на тему: «Значение сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: Упражнять в технике печатанья. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности на всю поверхность. Развивать мышцы рук.

пальчиками, используя яркие краски. Развивать подвижность пальцев.

Ознакомление с окружающим миром «По дорожке в зимний лес».

Цель: Совершенствовать зрительное прослеживание по зигзагообразной линии, координацию движений пальцев. Знать и называть глаголы единственного числа, настоящего времени: «прыгает», «скачет». Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать доброе отношение к окружающим.

Пальчиковая гимнастика

«Коготки»

«Воздушные щелчки»

«Пальчики»

«Мы считаем»

Цель: Закрепление названий пальцев рук, развитие пальцевой моторики.

Пальчиковая гимнастика

«Коготки»

«Воздушные щелчки»

«Пальчики»

«Мы считаем»

Цель: Закрепление названий пальцев рук, развитие пальцевой моторики.

Театр «пяти пальцев»: «Репка»

Цель: Вызвать желание послушать сказку в инсценированном варианте; побуждать к участию в инсценировке, исполняя небольшие роли повторяя за воспитателем фразы из сказки. Развивать моторику рук.

Игра «Обведи солнечный зайчик»

Цель: Учить держать в руке карандаш, вести линию.

Пальчиковый театр «Репка»

Иллюстрации к сказке «Репка».

Знакомство родителей с пальчиковыми играми и предметами.

Беседа с родителями на тему: «Сделайте елочные украшения вместе с детьми сами».

I

Рисование: «Снежный лес»

(нетрадиционная техника: печать по трафарету, рис-е пальчиками)

Цель: Познакомить с печатью трафаретом; Упражнять в технике рисования пальчиками, развивать подвижность пальцев. Развивать эстетический вкус.

Рисование: «Норка для мышонка»

Цель: Продолжать воспитывать умение закрашивать готовое графическое изображение на бумаге карандашом.  Знакомить с правилами работы карандашом., наносить штрихи в соответствии с формой, в одном направлении.

Комплексное занятие.

1.Инсценировка русской народной сказки «Козлятки и волк»

2.Рисование «Пальчики гуляют»(нетрадиционная техника)

Цель: Обогатить малышей теплотой материнской любви, воплощенной в народном слове. Укрепить авторитет матери, на основе воспитания добрых чувств. Показать, что рисовать можно не только карандашом и кистью, но и пальчиками. Вызвать интерес к работе с красками. Развивать моторику рук.

Развитие речи «Кукла в ванночке не плачет»

Цель: Формировать активный словарь: водичка, ванна, мыть,

купаться. Побуждать

Массаж рук «Катание массажных мячей между ладонями»

Цель: активизировать работу рук.

Массаж фаланг пальцев: «Кто же это?»

Цель: активизация  работы пальцев, расширять активный словарь ребенка.

Игра «Веселые колокольчики»

Цель: Продолжать знакомить с названиями пальцев рук. Развивать пальцевую моторику, речь детей.

Подвижная игра «Зайка»

Цель: Воспитывать у детей смелость, самостоятельность, решительность и другие качества личности. Развивать моторику рук.

Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются»

«Здравствуй»

«Крючочки»

«Ладонь- кулак»

Цель: развитие пальцевой моторики, речи детей.

Хоровод с пальчиковыми играми «Заинька попляши»

Беседа с родителями  о необходимости иметь в распоряжении детей красок, цветных карандашей, восковых мелков, пластилина, для самостоятельного творчества.

Знакомство родителей с настольными играми для развития мелкой моторики рук.

Развивать координацию движений рук.

соотносить предметы по величине. Называть их.

Развивать моторику пальцев.

Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству, развитие пальчиков, речи, памяти.

Игра «Выгладим платочки»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.

Физкультминутки:

«Человечки»

«Замок»

«Цветок»

Цель: развитие пальцев рук.

Театр теней

«Серенькая кошечка»

«Собачка Жучка»

Цель: доставить детям радость, побуждать эмоционально, выразительно пропевать слова песенок сопровождая показом изображений. Развивать координацию движений рук.

Массаж пальчиков и ладоней «Полянка»

Можно использовать силуэты собачки, кошечки, белая ширма, фонарь.

II

Рисование: «Аквариум»

(коллективная работа, ладонная техника)

Цель: Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить быстро наносить краску на ладонь и делать отпечатки- водоросли, рыбки. Развивать  цветовосприятие.  

Рисование: «Солнышко для папы» (рисование ладошкой)

Цель: Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток. Вызвать желание доставить радость родным людям..

Сенсорное развитие: «Подарим зайке игрушки»

Цель: Закреплять знания об основных цветах. Развивать мелкую моторику рук (застегивание кнопок) Активизировать речь малышей.

Комплексное занятие:

1.Знакомство с помидором, огурцом.

2.Пальчиковая игра с прищепками

Цель: Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу. Развивать сенсорные ощущения; мелкой моторики пальцев рук. Формирование пространственно образного мышления, чувственного восприятия.

Пальчиковая гимнастика:

«Деревья»

«За работу»

«На работу»

«Детки».

Цель: Развитие пальцевой моторики, речи детей

Этюд «Маме улыбнемся»

Цель: воспитывать у детей чувство привязанности к самому близкому человеку- маме. Тренировать тонкие движения пальцев рук.

Этюд «Любящие родители»

Цель: воспитание в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям - папе, маме. Развитие у детей моторики пальцев рук.

Игра – имитация «Заяц».

Цель: В игре, в процессе общения,   дети учатся координации движений и речи. Дает возможность убедиться в широких возможностях пальцев своих рук, через мышечные ощущения.

 

 Дидактические игры.

Шапочки – маски зайчика, медведя, лисы, волка. Фланелеграф, картинки диких животных.

Сюжетные игрушки,

цветные шарфы, кукла.

Беседа с родителями на тему: «Учим детей самостоятельно одеваться и раздеваться»

Консультация для родителей «Развиваем руки- чтобы учиться и писать и красиво рисовать»

III

Рисование: «Мимозы для мамы» (рисование пальчиками)

Цель: Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закреплять навык наклеивания

Комплексное занятие.  

1.Чтение потешки «Как у нашего кота»

2. Пальчиковая игра по потешке «Как у нашего кота»

3.Математическая игра «Чудо- крестики».

Цель: Повторение знакомой потешки, создать радостное настроение. Развитие мелкой моторики рук. Учить сортировать фигуры по цветам, находить одинаковые.

«Завяжи шарф кукле»

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Побуждать завязывать шарф двумя руками. Воспитывать внимание, сосредоточенность, желание достичь положительного результата

«Кто как ходит?»

Цель: Развивать внимание и наглядно–действенное мышление; ориентировку в пространстве; мелкую моторику кистей рук.

Массаж с расческой «Колкие иголки».

Пальчиковые игры

«Солнце»

«Цветок»

«Белка»

«Утята»

Цель: развитие тонких движений пальцев рук

Этюд «Бабушкины ладони»

Цель: воспитывать любовь, ласковое, чуткое отношение к бабушке, потребность радовать

Консультация для родителей «Радость познания».

Комплексное занятие

1.Чтение потешки «Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!»

2..Математическая игра «Найди все»

Цель: Познакомить с потешкой, учить показывать каждое слово потешки жестом, движением пальчиков или рук. Учить находить предметы определенного цвета и формы.

своих близких добрыми делами, заботливым к ним отношением. Развивать моторику пальцев рук, через прочувствование мышечных ощущений.

Физкультминутки:

«Зайцы»

«Прогулка»

Цель: развитие пальчиков.

Театр «Би-Ба-Бо»

«Колобок»

Цель: Учить слушать сказку в инсценированном варианте, принимать участие в инсценировке. Помочь понять содержание сказки. Развивать воображение детей; моторику рук, выразительность речи.

Дидактическая игра «Плыви, кораблик»

Цель: Формировать у детей навыки владения палочкой. Развивать координацию движений кистей рук. Воспитывать настойчивость, желание достичь цели, чувство радости от полученного результата.

Театр «Би-Ба-Бо» «Колобок»

Кораблики, палочки с крючочком, таз с водой.

IV

Рисование: « Жили у бабуси»

(рисование ладошкой)

Цель: Продолжать использование ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток( большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Комплексное занятие

1.Чтение потешки «Улитка, улитка»

2. Пальчиковая игра «Улитка, улитка»

3. Лепка «Улитка»

Цель: Порадовать детей новой потешкой, способствовать запоминанию. Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать у малышей интерес к лепке, учить лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек.

Знакомство с окружающим миром: «Смотрит солнышко в окошко»

Цель: Формировать представление о растительном мире

6 деревья, цветы, трава; цветовой гамме: зеленый,

Развивающие игры:

«Догони»

Цель: Закреплять умение держать карандаш в руке и вести линию.

«Переливание воды»

Цель: учить удерживать в руках сосуды и переливать не разливая воды мимо. Тренировка мышц рук

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: учить определять и называть предметы наощупь, тренировка пальцев рук. Развивать память, мышление.

Пальчиковая гимнастика

«Комарики»

«Улиточка»

«Жук»

«Дождик»

Цель: Развитие  пальцевой моторики, памяти.

Упражнение «Запомни движение»

Цель: развивать зрительную память, умение запоминать и

повторять движения, развивать

«Чудесный мешочек», геометрические фигуры.

Беседа с родителями на тему: «Выбор игр, в зависимости от типа и темперамена ребенка».

Беседа с родителями на тему: «Делаем поделки вместе с детьми».

красный, желтый. Развивать мелкую моторику; воспитывать эстетические чувства любви к окружающей природе.

Комплексное занятие

1.Потешка «Киска, киска брысь»

2.Повижная игра «Кошечка крадется»

3.Рисование «Следы котенка»

Цель: Воспитывать правильное произношение звуков. Тренировать вестибулярный аппарат, моторику рук. Учить рисовать следы от лапок котенка сложив пальчики щепоткой (нетрадиционная техника).

мышцы рук.

Сюжетно- ролевая игра «Почему кот моется после еды?»

Цель: Игра закрепляет представление о привычке мыть руки перед едой; учит понимать и использовать мимику, интонацию, жесты; развивает моторику рук; воспитывает чувство юмора.

Творческая игра «Кто здесь кто?»

Цель: Учить детей средствами жестикуляции, мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Тренировать тонкие движения пальцев рук.

Рассказывание сказки «Теремок»

Цель: помочь понять содержание сказки; побуждать проговаривать слова. Выполнять действия. Развивать моторику рук. Вызвать желание слушать сказку.    

Шапочки-маски кота, воробья.

Маленький шарик, крупные пуговицы, катушка с привязанным шнурком.

V

Рисование «Сирень в вазе»

(печатанье печатками из картофеля)

Цель: Познакомить с приемом рисования печатками из картофеля; развивать мышцы рук, учить прижимать печать к бумаге. Развивать чувство композиции, воспитывать эстетический вкус.

Рисование «Травка»

(рисование ладошкой)

Цель: Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закреплять умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

Комплексное занятие

1.Игра с «волшебным квадратом» В. Воскобовича «Складывание домиков»

2. Лепка «Погремушка»

Цель: Закрепление геометрических форм, способствовать развитию моторики рук. Учить лепить игрушку из двух частей, соединять части.

Комплексное занятие

1.Заучивание стихотворения «Воробей живет под крышей»

2.Рисование «Виноград для птичек»

Цель: Учить малышей запоминать стихотворение; рассказывать его эмоционально, с выражением. Учить рисовать пальчиками ягодки винограда, плотно прижимая их друг к другу.

Комплексное занятие

1. Речевая игра «Кап-кап-кап»

2. Песенка « дождик»

3.Конструирование «Паровозик»(из пуговиц)

Цель: Развивать голосовой аппарат. Вырабатывать умение произносить

Пальчиковая гимнастика

«Вертолет»

«Братцы»

«Крестики-нолики»

Цель: Развитие речи, пальцевой моторики рук, памяти.

Дидактическая игра «Шарик в ложке»

Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на расстояние. Развивать глазомер, координацию движений рук

Дидактическая игра «Рыболов

Цель: развитие координации движений рук, умение зрительно их контролировать; воспитание сообразительности, ловкости.

Творческая игра «Гномики на озере»

Цель: Помочь детям осознать собственные мышечные ощущения. Развивать моторику пальцев рук.

Этюд «Зайчики»

Цель: этюд направляет на внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных

Удочка с магнитом, рыбки с магнитом, таз с водой.

Консультация: «Вот и стали мы на год взрослее»

Консультация: «Летние игры»

звукоподражания громко и тихо. Познакомить с русской народной песенкой. Развитие мелкой моторики пальцев рук; творческой фантазии.

ощущений. Развивает моторику рук.

Хоровод «Мы на луг ходили»

Цель: учить детей согласовывать движения и речь; имитировать игру на музыкальных инструментах. Развивать моторику рук. Развивать воображение. Доставить эмоциональное удовольствие, радость от игры.

Игра –инсценировка «Зайчики и волк»

Цель: игра учит детей  выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и движения пальцев рук.

Игры с пальчиками Мишка -  косолапый»

«Лодочка»

Цель: развитие речи и моторики рук. Учить выполнять движения в соответствии со словами стихотворений.

Обследование детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова- «Азбука общения»; СПб, 2003г.

2. Л.П. Савина - «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; М., 2002г.

3. Н.В. Нищева - «Разноцветные сказки»; СПб, 2003г.

4. О.И. Крупенчук - «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей»; СПб., 2006г.

     5. Н. А. Карпухина - « Конспекты занятий в I младшей группе детского сада »; Вор., 2007 г.

    6. Т. М. Бондаренко « Комплексные занятия в I младшей группе детского сада»; Вор., 2003 г.

   7. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон « Обучение  детей 2- 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре»; М.,1992 г.

   8. Казакова «Рисование детьми дошкольного возраста ( нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование)»; М., 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос,  как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является разви...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей с моторной алалией.

Способы развития мелкой моторики у детей с моторной алалией....

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.       Не случайно в...

Собственная методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики».Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как п...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Методическая разработка "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей"

Методическая разработка  "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей"...