Методическая разработка по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми 3 - 4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Методическая разработка представляет собой комплекс игр, упражнений посредством которых осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей деятельности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anatatsiya.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми 3-4 лет
«Играем с пальчиками - развиваем речь»
месяц | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | СОВМЕЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
IX | Рисование –пальчиками: «Божья коровка» (нетрадиционная техника)- цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки. Воспитывать аккуратность. Рисование - пальчиками «Веселые мухоморы» Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги | Ознакомление с окружающим миром «Ладушки-ладушки» Цель: познакомить со свойствами песка, развивать внимательность, моторику пальцев, воспитывать аккуратность и взаимопомощь в процессе игры. Комплексное занятие: 1. «Чудесный мешочек» 2. Игра «Кто, что услышит» 3. Игра с мячом «Все дальше и выше» Цель: учить различать фрукты и овощи наощупь; развивать слуховое внимание, речевую активность. Развивать ловкость у детей, умение ловить мяч. | Адаптация Театр «пяти пальцев» «Курочка-хохлатка» Цель: познакомить детей с широкими возможностями пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений. Расширить кругозор детей4 активизировать речь; доставить детям радость. Игра-потешка «Коза рогатая» Игра-потешка «Ладушки» Игра- потешка «Сорока-ворона» Цель: развивать пальцевую моторику рук. Театр «пяти пальцев» «Кисонька-мурысонька» Цель: развивать пальцевую моторику, речь Пальчиковая гимнастика: «Оса», «Большой братец», «Человек» Цель: тренировать пальцы рук, развивать умение, согласовывать речь и движения. | Персонажи театра «пяти пальцев»: курочка, цыплята, кошка. Иллюстрация к потешке «Кисонька-мурысонька» Персонаж театра «пяти пальцев» Кисонька-мурысонька Театр «Би-ба-бо» | Анкетирование. Беседа о пользе пальчиковой гимнастики. Психологическое развитие детей третьего года жизни. |
X | Рисование пальчиками и ладонью (нетрадиционная техника): «Рябина» Цель: Знакомить с техникой Рисования ладонью; рисовать ягодки пальчиками. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Лепка: «Веточки для дерева» (коллективная) Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями, развивать мышцы рук.
Рисование пальчиками «Осеннее дерево»(коллективная) Цель: учить рисовать листочки пальчиками; знакомить с основными цветами. Развивать эстетический вкус | Комплексное занятие: «Домашние животные» 1.Экологическая игра «Кого не стало?» 2.Пальчиковая игра «Коза» 3.Рассматривание картины из серии «Домашние животные» (С. Веретенникова) Цель: Учить различать взрослых животных и их детенышей; упражнять в эвукопроизношении громко-тихо, тонким голосом. Развивать внимание, наблюдательность, речь. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. Комплексное занятие: 1.Чтение рассказа Л.Славиной «Таня и братик» 2.Лепка «Кренделек» 3.Пальчиковая игра «Ладушки» Цель: Учить слушать рассказ, | «Тянем- потянем»(массаж пальчиков)цель: активизировать движения пальцев рук ; развивать ощущения собственных движений. Театр «Би-ба-бо»: « Репка» русская народная сказка. Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой. Вызвать желание слушать сказку, сопровождая показом кукол театра «би-ба-бо» Пальчиковые игры: Игра-потешка:«Пальчик-мальчик» цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра-потешка: «Зайчик» Цель: развитие пальцевой моторики. Игра: «Повстречались» Цель: тренировать тонкие движения пальцев рук, закрепление знаний об особенностях голосовых реакций животных. | Консультация для родителей. «Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников» Беседа с родителями об обучении навыкам одевания и раздевания. | |
XI | Рисование пальчиками: «Дождик» (нетрадиционная техника) Цель: Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая | понимать содержание, воспитывать заботливое отношение к людям. Учить раскатывать палочку цилиндрической формы. соединять концы палочки. Развивать мелкие движения кистей рук, чувство ритма. Комплексное занятие: 1.Наблюдение за рыбкой 2.Математическая игра «Куда плывет рыбка?» 3. Конструирование «Рыбка» Цель: Учить наблюдать за рыбкой. отмечая ее строение и поведение. Помочь понять | Упражнение: «Будем листья собирать» Цель: развитие мелкой моторики ,координации слова с движением. Пальчиковая гимнастика: «Мизинчик», «Шалун», «Встали пальчики» Цель: развитие пальцев рук, развитие речи. Театр «Пяти пальцев»: К.Чуковский «Цыпленок» Цель: Знакомить детей со сказкой; развивать способность понимать содержание сказки. Доставить эмоциональное удовольствие от сказки. Дидактические упражнения: «Зашнуруй шнурочек» «Застегни пуговицы» «Собери машину» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Театр «Пяти пальцев»: Русск. нар.ск. «Теремок» Цель: Учить слушать сказку в инсценированном варианте; вызвать желание послушать ее еще. Побуждать к участию в инсценировке сказки. | Персонажи сказки: курица, цыпленок, Кошка, петушок, лягушка (надеваются на пальчики) Шнуровка, силуэт автомобиля, детали которого пристегиваются на пуговицы. Театр « Пяти пальцев» «Теремок». | Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка» |
их характер(мелкий, капельками ) Рисование - пальчиками «Украсим чашку» (нетрадиционная техника, нанесение точек ватными тампонами.) Цель: Познакомить с техникой рисования ватными тампонами. Учить Украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно на всю поверхность бумаги. Развивать координацию движения рук. Воспитывать аккуратность. | поведение. Помочь понять сюжет картины, формировать умение отвечать на вопросы, и высказываться по поводу изображенного. Учить складывать рыбку из геометрических форм. Формировать понятия «целое», «часть»Развивать моторику рук. Комплексное занятие: 1.Потешка «Чики-чики-чикалочки» 2.Математическая игра «Соотнеси предметы по цвету» 3.Пальчиковая игра «Ладушки» Цель: Познакомить с новой потешкой, вызвать радостное настроение. Обучать выбирать объекты двух заданных цветов из 4 возможных. Развивать мелкие движения кистей рук, чувство ритма. | Пальчиковые игры: «Два медведя» «Кулачок» «Тук-тук» Цель: развитие мелкой моторики пальчиков, умение выполнять движения ручками и произносить текст, развивать речь. Дидактическая игра «Башня из пяти колец» Цель: развивать умение сосредоточенно играть одной игрушкой; развивать координацию мелких движений кистей рук. Знакомить с формой кольца, воспитывать интерес к занятиям. Упражнение « Пошли пальчики гулять» Цель: развитие у детей мелкой моторики рук, учить согласовывать движения и речь. Доставить эмоциональное удовольствие. Игра «Веселый оркестр» Цель: знакомить с музыкальными инструментами; учить играть на музыкальных инструментах. Развивать пальцевую моторику, | Пирамидка с 5 кольцами, игрушка мишка Музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, металлофон, муз.треугольник, погремушки, дер. ложки | ||
XII | Рисование «Украсим елочку» (коллективная работа) Цель: Упражнять в техники рисования ватными тампончиками создать радостное настроение от созданного рисунка, воспитывать аккуратность. Развивать мышцы рук Рисование: «Украсим варежку»(нетрадиционная техника, оттиск печатками) | Комплексное занятие: 1.Чтение рассказа Я. Тайц Поезд» 2.Рисование «Новогодняя елочка» 3.Пальчиковая игра «Оладушки» Цель: Воспитывать желание слушать, понимать содержание рассказа. Создать радостное настроение, желание «зажечь» на ветках елочки огоньки. Учить рисовать огоньки нетрадиционным способом- | слуховое внимание. Вызвать желание играть на музыкальных инструментах. Физкультминутки: «Дружба» «Гости» «Домик» Цель: развитие пальцевой моторики, речи. Массаж прижимающий «Шел медведь к себе домой» Цель: оказывать общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышать тонус, эластичность мышц рук. Игра «Кто быстрее» Цель : Развитие движений кистей рук и пальцев, мышления, зрительного внимания. Упражнение «Слепим снеговика» Цель: Развивать координацию слова с движением, плавной, напевной речи. Развитие моторики рук. | Конверты, в которых вырезаны детали снеговика (3 белых круга, морковка, ведро, метла) | Консультация на тему: «Значение сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста». |
Цель: Упражнять в технике печатанья. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности на всю поверхность. Развивать мышцы рук. | пальчиками, используя яркие краски. Развивать подвижность пальцев. Ознакомление с окружающим миром «По дорожке в зимний лес». Цель: Совершенствовать зрительное прослеживание по зигзагообразной линии, координацию движений пальцев. Знать и называть глаголы единственного числа, настоящего времени: «прыгает», «скачет». Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать доброе отношение к окружающим. | Пальчиковая гимнастика «Коготки» «Воздушные щелчки» «Пальчики» «Мы считаем» Цель: Закрепление названий пальцев рук, развитие пальцевой моторики. Пальчиковая гимнастика «Коготки» «Воздушные щелчки» «Пальчики» «Мы считаем» Цель: Закрепление названий пальцев рук, развитие пальцевой моторики. Театр «пяти пальцев»: «Репка» Цель: Вызвать желание послушать сказку в инсценированном варианте; побуждать к участию в инсценировке, исполняя небольшие роли повторяя за воспитателем фразы из сказки. Развивать моторику рук. Игра «Обведи солнечный зайчик» Цель: Учить держать в руке карандаш, вести линию. | Пальчиковый театр «Репка» Иллюстрации к сказке «Репка». | Знакомство родителей с пальчиковыми играми и предметами. Беседа с родителями на тему: «Сделайте елочные украшения вместе с детьми сами». | |
I | Рисование: «Снежный лес» (нетрадиционная техника: печать по трафарету, рис-е пальчиками) Цель: Познакомить с печатью трафаретом; Упражнять в технике рисования пальчиками, развивать подвижность пальцев. Развивать эстетический вкус. Рисование: «Норка для мышонка» Цель: Продолжать воспитывать умение закрашивать готовое графическое изображение на бумаге карандашом. Знакомить с правилами работы карандашом., наносить штрихи в соответствии с формой, в одном направлении. | Комплексное занятие. 1.Инсценировка русской народной сказки «Козлятки и волк» 2.Рисование «Пальчики гуляют»(нетрадиционная техника) Цель: Обогатить малышей теплотой материнской любви, воплощенной в народном слове. Укрепить авторитет матери, на основе воспитания добрых чувств. Показать, что рисовать можно не только карандашом и кистью, но и пальчиками. Вызвать интерес к работе с красками. Развивать моторику рук. Развитие речи «Кукла в ванночке не плачет» Цель: Формировать активный словарь: водичка, ванна, мыть, купаться. Побуждать | Массаж рук «Катание массажных мячей между ладонями» Цель: активизировать работу рук. Массаж фаланг пальцев: «Кто же это?» Цель: активизация работы пальцев, расширять активный словарь ребенка. Игра «Веселые колокольчики» Цель: Продолжать знакомить с названиями пальцев рук. Развивать пальцевую моторику, речь детей. Подвижная игра «Зайка» Цель: Воспитывать у детей смелость, самостоятельность, решительность и другие качества личности. Развивать моторику рук. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются» «Здравствуй» «Крючочки» «Ладонь- кулак» Цель: развитие пальцевой моторики, речи детей. Хоровод с пальчиковыми играми «Заинька попляши» | Беседа с родителями о необходимости иметь в распоряжении детей красок, цветных карандашей, восковых мелков, пластилина, для самостоятельного творчества. Знакомство родителей с настольными играми для развития мелкой моторики рук. | |
Развивать координацию движений рук. | соотносить предметы по величине. Называть их. Развивать моторику пальцев. | Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству, развитие пальчиков, речи, памяти. Игра «Выгладим платочки» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук у детей. Физкультминутки: «Человечки» «Замок» «Цветок» Цель: развитие пальцев рук. Театр теней «Серенькая кошечка» «Собачка Жучка» Цель: доставить детям радость, побуждать эмоционально, выразительно пропевать слова песенок сопровождая показом изображений. Развивать координацию движений рук. Массаж пальчиков и ладоней «Полянка» | Можно использовать силуэты собачки, кошечки, белая ширма, фонарь. | ||
II | Рисование: «Аквариум» (коллективная работа, ладонная техника) Цель: Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить быстро наносить краску на ладонь и делать отпечатки- водоросли, рыбки. Развивать цветовосприятие. Рисование: «Солнышко для папы» (рисование ладошкой) Цель: Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток. Вызвать желание доставить радость родным людям.. Сенсорное развитие: «Подарим зайке игрушки» Цель: Закреплять знания об основных цветах. Развивать мелкую моторику рук (застегивание кнопок) Активизировать речь малышей. | Комплексное занятие: 1.Знакомство с помидором, огурцом. 2.Пальчиковая игра с прищепками Цель: Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу. Развивать сенсорные ощущения; мелкой моторики пальцев рук. Формирование пространственно образного мышления, чувственного восприятия. | Пальчиковая гимнастика: «Деревья» «За работу» «На работу» «Детки». Цель: Развитие пальцевой моторики, речи детей Этюд «Маме улыбнемся» Цель: воспитывать у детей чувство привязанности к самому близкому человеку- маме. Тренировать тонкие движения пальцев рук. Этюд «Любящие родители» Цель: воспитание в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям - папе, маме. Развитие у детей моторики пальцев рук. Игра – имитация «Заяц». Цель: В игре, в процессе общения, дети учатся координации движений и речи. Дает возможность убедиться в широких возможностях пальцев своих рук, через мышечные ощущения.
Дидактические игры. | Шапочки – маски зайчика, медведя, лисы, волка. Фланелеграф, картинки диких животных. Сюжетные игрушки, цветные шарфы, кукла. | Беседа с родителями на тему: «Учим детей самостоятельно одеваться и раздеваться» Консультация для родителей «Развиваем руки- чтобы учиться и писать и красиво рисовать» |
III | Рисование: «Мимозы для мамы» (рисование пальчиками) Цель: Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закреплять навык наклеивания | Комплексное занятие. 1.Чтение потешки «Как у нашего кота» 2. Пальчиковая игра по потешке «Как у нашего кота» 3.Математическая игра «Чудо- крестики». Цель: Повторение знакомой потешки, создать радостное настроение. Развитие мелкой моторики рук. Учить сортировать фигуры по цветам, находить одинаковые. | «Завяжи шарф кукле» Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Побуждать завязывать шарф двумя руками. Воспитывать внимание, сосредоточенность, желание достичь положительного результата «Кто как ходит?» Цель: Развивать внимание и наглядно–действенное мышление; ориентировку в пространстве; мелкую моторику кистей рук. Массаж с расческой «Колкие иголки». Пальчиковые игры «Солнце» «Цветок» «Белка» «Утята» Цель: развитие тонких движений пальцев рук Этюд «Бабушкины ладони» Цель: воспитывать любовь, ласковое, чуткое отношение к бабушке, потребность радовать | Консультация для родителей «Радость познания». | |
Комплексное занятие 1.Чтение потешки «Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!» 2..Математическая игра «Найди все» Цель: Познакомить с потешкой, учить показывать каждое слово потешки жестом, движением пальчиков или рук. Учить находить предметы определенного цвета и формы. | своих близких добрыми делами, заботливым к ним отношением. Развивать моторику пальцев рук, через прочувствование мышечных ощущений. Физкультминутки: «Зайцы» «Прогулка» Цель: развитие пальчиков. Театр «Би-Ба-Бо» «Колобок» Цель: Учить слушать сказку в инсценированном варианте, принимать участие в инсценировке. Помочь понять содержание сказки. Развивать воображение детей; моторику рук, выразительность речи. Дидактическая игра «Плыви, кораблик» Цель: Формировать у детей навыки владения палочкой. Развивать координацию движений кистей рук. Воспитывать настойчивость, желание достичь цели, чувство радости от полученного результата. | Театр «Би-Ба-Бо» «Колобок» Кораблики, палочки с крючочком, таз с водой. | |||
IV | Рисование: « Жили у бабуси» (рисование ладошкой) Цель: Продолжать использование ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток( большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Комплексное занятие 1.Чтение потешки «Улитка, улитка» 2. Пальчиковая игра «Улитка, улитка» 3. Лепка «Улитка» Цель: Порадовать детей новой потешкой, способствовать запоминанию. Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать у малышей интерес к лепке, учить лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек. Знакомство с окружающим миром: «Смотрит солнышко в окошко» Цель: Формировать представление о растительном мире 6 деревья, цветы, трава; цветовой гамме: зеленый, | Развивающие игры: «Догони» Цель: Закреплять умение держать карандаш в руке и вести линию. «Переливание воды» Цель: учить удерживать в руках сосуды и переливать не разливая воды мимо. Тренировка мышц рук Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель: учить определять и называть предметы наощупь, тренировка пальцев рук. Развивать память, мышление. Пальчиковая гимнастика «Комарики» «Улиточка» «Жук» «Дождик» Цель: Развитие пальцевой моторики, памяти. Упражнение «Запомни движение» Цель: развивать зрительную память, умение запоминать и повторять движения, развивать | «Чудесный мешочек», геометрические фигуры. | Беседа с родителями на тему: «Выбор игр, в зависимости от типа и темперамена ребенка». Беседа с родителями на тему: «Делаем поделки вместе с детьми». |
красный, желтый. Развивать мелкую моторику; воспитывать эстетические чувства любви к окружающей природе. Комплексное занятие 1.Потешка «Киска, киска брысь» 2.Повижная игра «Кошечка крадется» 3.Рисование «Следы котенка» Цель: Воспитывать правильное произношение звуков. Тренировать вестибулярный аппарат, моторику рук. Учить рисовать следы от лапок котенка сложив пальчики щепоткой (нетрадиционная техника). | мышцы рук. Сюжетно- ролевая игра «Почему кот моется после еды?» Цель: Игра закрепляет представление о привычке мыть руки перед едой; учит понимать и использовать мимику, интонацию, жесты; развивает моторику рук; воспитывает чувство юмора. Творческая игра «Кто здесь кто?» Цель: Учить детей средствами жестикуляции, мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Тренировать тонкие движения пальцев рук. Рассказывание сказки «Теремок» Цель: помочь понять содержание сказки; побуждать проговаривать слова. Выполнять действия. Развивать моторику рук. Вызвать желание слушать сказку. | Шапочки-маски кота, воробья. Маленький шарик, крупные пуговицы, катушка с привязанным шнурком. | |||
V | Рисование «Сирень в вазе» (печатанье печатками из картофеля) Цель: Познакомить с приемом рисования печатками из картофеля; развивать мышцы рук, учить прижимать печать к бумаге. Развивать чувство композиции, воспитывать эстетический вкус. Рисование «Травка» (рисование ладошкой) Цель: Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закреплять умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. | Комплексное занятие 1.Игра с «волшебным квадратом» В. Воскобовича «Складывание домиков» 2. Лепка «Погремушка» Цель: Закрепление геометрических форм, способствовать развитию моторики рук. Учить лепить игрушку из двух частей, соединять части. Комплексное занятие 1.Заучивание стихотворения «Воробей живет под крышей» 2.Рисование «Виноград для птичек» Цель: Учить малышей запоминать стихотворение; рассказывать его эмоционально, с выражением. Учить рисовать пальчиками ягодки винограда, плотно прижимая их друг к другу. Комплексное занятие 1. Речевая игра «Кап-кап-кап» 2. Песенка « дождик» 3.Конструирование «Паровозик»(из пуговиц) Цель: Развивать голосовой аппарат. Вырабатывать умение произносить | Пальчиковая гимнастика «Вертолет» «Братцы» «Крестики-нолики» Цель: Развитие речи, пальцевой моторики рук, памяти. Дидактическая игра «Шарик в ложке» Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на расстояние. Развивать глазомер, координацию движений рук Дидактическая игра «Рыболов Цель: развитие координации движений рук, умение зрительно их контролировать; воспитание сообразительности, ловкости. Творческая игра «Гномики на озере» Цель: Помочь детям осознать собственные мышечные ощущения. Развивать моторику пальцев рук. Этюд «Зайчики» Цель: этюд направляет на внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных | Удочка с магнитом, рыбки с магнитом, таз с водой. | Консультация: «Вот и стали мы на год взрослее» Консультация: «Летние игры» |
звукоподражания громко и тихо. Познакомить с русской народной песенкой. Развитие мелкой моторики пальцев рук; творческой фантазии. | ощущений. Развивает моторику рук. Хоровод «Мы на луг ходили» Цель: учить детей согласовывать движения и речь; имитировать игру на музыкальных инструментах. Развивать моторику рук. Развивать воображение. Доставить эмоциональное удовольствие, радость от игры. Игра –инсценировка «Зайчики и волк» Цель: игра учит детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и движения пальцев рук. Игры с пальчиками Мишка - косолапый» «Лодочка» Цель: развитие речи и моторики рук. Учить выполнять движения в соответствии со словами стихотворений. Обследование детей. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова- «Азбука общения»; СПб, 2003г.
2. Л.П. Савина - «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; М., 2002г.
3. Н.В. Нищева - «Разноцветные сказки»; СПб, 2003г.
4. О.И. Крупенчук - «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей»; СПб., 2006г.
5. Н. А. Карпухина - « Конспекты занятий в I младшей группе детского сада »; Вор., 2007 г.
6. Т. М. Бондаренко « Комплексные занятия в I младшей группе детского сада»; Вор., 2003 г.
7. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон « Обучение детей 2- 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре»; М.,1992 г.
8. Казакова «Рисование детьми дошкольного возраста ( нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование)»; М., 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является разви...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей с моторной алалией.
Способы развития мелкой моторики у детей с моторной алалией....
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Не случайно в...
Собственная методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики».Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как п...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Методическая разработка "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей"
Методическая разработка "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей"...