Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Яр Екатерина Петровна

роль дидактической игры в эстетическом воспитании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников

Процесс эстетического воспитания предполагает решение взаимосвязанных задач развития эстетического восприятия, этетических чувств и представлений и формирования художественных способностей и основа эстетического вкуса. Эстетическое восприятие представляет собой  совокупность направленных на понимание произведений искусства познавательных процессов.  

Наиболее важное место в эстетическом воспитании дошкольников занимает дидактическая игра. Обучение таким путем самое естественное в дошкольном возрасте, так как основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию, действовать по определенным ею мотивам. Для таких игр характерно единство  игровой и дидактической задач, причем последняя скрыта от ребенка. Он просто играет, но по внутреннему значению это процесс неосознаваемого, непроизвольного обучения. В дидактической игре взрослый воздействует на ребенка путем подбора и постепенного усложнения содержания игры, ее правил. Взрослый при этом находится как бы на полпути от равноправного партнёра к воспитателю, ребенок же имеет возможность проявлять активность и самостоятельность.

При разработке материала и содержания дидактических игр, направленных на развитие познавательной сферы психики, необходимо учитывать особенности умственного развития дошкольника.

Все познавательные процессы взаимосвязаны в своем проявлении и развитии, часто их невозможно отделить друг от друга.

Поэтому для дидактической игры подбирается имеющих комплексный характер материал, который позволяет развивать познавательные процессы в их совокупности, системности. При этом познание всегда начинается с восприятия материала и идет к его анализу, синтезу, обобщению.

Игры для иллюстрации этого принципа.

«Кто больше увидит»

Цель. Развитие у детей восприятия признаков предметов, развитие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, образной памяти, творческого воображения, связной речи, наблюдательности, самоконтроля.

Материал: 8-10 предметных открыток.

Ход игры. Воспитатель показывает детям открытки и предлагает (по очереди) назвать признаки изображенного на них предмета. За каждый ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры их будет больше. Дети воспринимают и анализируют признаки объектов: цвет, форму, величину, пространственное расположение частей и деталей. Усложнение задания с этим материалом предполагает сравнение предметов по выделенным признакам типа «Кто больше увидит различий между предметами», «Кто больше увидит сходного в них». Затем переходят к объединению предметов в группы, например, «Кто больше назовет круглых (красных, маленьких и т.д.) предметов», т.е. в восприятие включается мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.

Эта же игра используется для развития памяти, когда указанные мыслительные операции осуществляются без опоры на образец, а также с целью развития воображения, когда на основе выделенных признаков строится ситуация, в которую включается данный предмет или несколько предметов, например, «Придумай сказку про этого героя».

«Что сначала, что потом».

Цель. Развитие мыслительной операции обобщения, понимания последовательности сюжета, причинно-следственных связей, воображения, наблюдательности, связной речи, самоконтроля.

Материал: серии сюжетных картинок по 4-5 в каждой, стихотворения, соответствующие им по содержанию.

Ход игры. Воспитатель хаотично раскладывает перед ребенком серию картинок и читает стихотворение А. Кондратьева.

Малыши

Один небольшой мышонок,

И маленький лягушонок,

И крошечный кукушонок

Пока не встречались нигде.

Поскольку в норке  мышонок,

Возле реки лягушонок,

И высоко кукушонок

Сидит у себя в гнезде.

Но выйдет гулять мышонок,

Припрыгает лягушонок,

И крошечный кукушонок

Спустится к ним из гнезда.

И с этой поры мышонок,

И маленький лягушонок,

И крошечный кукушонок

Подружатся навсегда.

Детям предлагается разложить картинки по порядку, объяснив при этом свои действия. Воспитатель поправляет ошибки детей и просит одного или двух детей составить рассказ по этим картинкам, поощряя их стремление выйти за пределы изображенного или описанного в стихотворении.

Дидактические игры предполагают усложнение, как игровых действий, правил, так и материала.

В каждой дидактической игре решаются две группы взаимосвязанных задач: центральные (на решение которых направлена игра) и вспомогательные, предполагающие развитие условий и средств протекания познавательной деятельности. Поэтому при проведении каждой дидактической игры необходимо, чтобы ребенок объяснял в развернутой речи полно, четко, грамматически правильно то, что он выполняет, чтобы он рассуждал, доказывал, обосновал свои решения. Следует побуждать ребенка к анализу своих ошибок, например путем сравнения результата, с образцом, а также к их исправлению.

Таким образом, рассмотренные ведущие принципы построения дидактических игр направлены не только на развитие познавательных процессов, но и на развитие эстетического восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников"

В данной картотеке приведены некоторые дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Конвецией о правах ребенка.Это позволит детям в игровой форме легко освоить материал....

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесооб­разно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...

« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...

Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников

Сборник дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников, помогающий формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине....

Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников

Роль дидактической игры в эстетическом вочспитании дошкольников...

Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников.

Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников.Эстетический  вкус проявляется в том, что человек  получает удовольствие, духовное наслаждение  от встречи с ис...

Значение подвижной игры в эстетическом воспитании дошкольников

Проведение подвижных игр создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе игры формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывае...