Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа) по теме
роль дидактической игры в эстетическом воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников
Процесс эстетического воспитания предполагает решение взаимосвязанных задач развития эстетического восприятия, этетических чувств и представлений и формирования художественных способностей и основа эстетического вкуса. Эстетическое восприятие представляет собой совокупность направленных на понимание произведений искусства познавательных процессов.
Наиболее важное место в эстетическом воспитании дошкольников занимает дидактическая игра. Обучение таким путем самое естественное в дошкольном возрасте, так как основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию, действовать по определенным ею мотивам. Для таких игр характерно единство игровой и дидактической задач, причем последняя скрыта от ребенка. Он просто играет, но по внутреннему значению это процесс неосознаваемого, непроизвольного обучения. В дидактической игре взрослый воздействует на ребенка путем подбора и постепенного усложнения содержания игры, ее правил. Взрослый при этом находится как бы на полпути от равноправного партнёра к воспитателю, ребенок же имеет возможность проявлять активность и самостоятельность.
При разработке материала и содержания дидактических игр, направленных на развитие познавательной сферы психики, необходимо учитывать особенности умственного развития дошкольника.
Все познавательные процессы взаимосвязаны в своем проявлении и развитии, часто их невозможно отделить друг от друга.
Поэтому для дидактической игры подбирается имеющих комплексный характер материал, который позволяет развивать познавательные процессы в их совокупности, системности. При этом познание всегда начинается с восприятия материала и идет к его анализу, синтезу, обобщению.
Игры для иллюстрации этого принципа.
«Кто больше увидит»
Цель. Развитие у детей восприятия признаков предметов, развитие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, образной памяти, творческого воображения, связной речи, наблюдательности, самоконтроля.
Материал: 8-10 предметных открыток.
Ход игры. Воспитатель показывает детям открытки и предлагает (по очереди) назвать признаки изображенного на них предмета. За каждый ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры их будет больше. Дети воспринимают и анализируют признаки объектов: цвет, форму, величину, пространственное расположение частей и деталей. Усложнение задания с этим материалом предполагает сравнение предметов по выделенным признакам типа «Кто больше увидит различий между предметами», «Кто больше увидит сходного в них». Затем переходят к объединению предметов в группы, например, «Кто больше назовет круглых (красных, маленьких и т.д.) предметов», т.е. в восприятие включается мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.
Эта же игра используется для развития памяти, когда указанные мыслительные операции осуществляются без опоры на образец, а также с целью развития воображения, когда на основе выделенных признаков строится ситуация, в которую включается данный предмет или несколько предметов, например, «Придумай сказку про этого героя».
«Что сначала, что потом».
Цель. Развитие мыслительной операции обобщения, понимания последовательности сюжета, причинно-следственных связей, воображения, наблюдательности, связной речи, самоконтроля.
Материал: серии сюжетных картинок по 4-5 в каждой, стихотворения, соответствующие им по содержанию.
Ход игры. Воспитатель хаотично раскладывает перед ребенком серию картинок и читает стихотворение А. Кондратьева.
Малыши
Один небольшой мышонок,
И маленький лягушонок,
И крошечный кукушонок
Пока не встречались нигде.
Поскольку в норке мышонок,
Возле реки лягушонок,
И высоко кукушонок
Сидит у себя в гнезде.
Но выйдет гулять мышонок,
Припрыгает лягушонок,
И крошечный кукушонок
Спустится к ним из гнезда.
И с этой поры мышонок,
И маленький лягушонок,
И крошечный кукушонок
Подружатся навсегда.
Детям предлагается разложить картинки по порядку, объяснив при этом свои действия. Воспитатель поправляет ошибки детей и просит одного или двух детей составить рассказ по этим картинкам, поощряя их стремление выйти за пределы изображенного или описанного в стихотворении.
Дидактические игры предполагают усложнение, как игровых действий, правил, так и материала.
В каждой дидактической игре решаются две группы взаимосвязанных задач: центральные (на решение которых направлена игра) и вспомогательные, предполагающие развитие условий и средств протекания познавательной деятельности. Поэтому при проведении каждой дидактической игры необходимо, чтобы ребенок объяснял в развернутой речи полно, четко, грамматически правильно то, что он выполняет, чтобы он рассуждал, доказывал, обосновал свои решения. Следует побуждать ребенка к анализу своих ошибок, например путем сравнения результата, с образцом, а также к их исправлению.
Таким образом, рассмотренные ведущие принципы построения дидактических игр направлены не только на развитие познавательных процессов, но и на развитие эстетического восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-123343-1586171568.jpg)
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников"
В данной картотеке приведены некоторые дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Конвецией о правах ребенка.Это позволит детям в игровой форме легко освоить материал....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-156654-1364990291.jpg)
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...
« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-135046-1380724167.jpg)
Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников
Сборник дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников, помогающий формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-808493-1547978702.jpg)
Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников
Роль дидактической игры в эстетическом вочспитании дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/08/picture-1196907-1673206773.jpg)
Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников.
Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников.Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с ис...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1199216-1583555488.jpg)
Значение подвижной игры в эстетическом воспитании дошкольников
Проведение подвижных игр создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе игры формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывае...