Занятия по развитию речи (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Соломенникова Наталья Николаевна

Представлены занятия, которые рекомендую для использования экспресс-диагностики рарушений слоговой структуры , проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми.

Речевой материал,  дидактические игры и упражнения помогут воспитателям , родителям, логопедам в работе с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры.enlightened

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игры, занятия по развитию речи48 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по развитию речи (старший возраст)

«РЕГУЛИРОВЩИКИ»

Цель: учить на слух определить конец предложения.

Детям предлагается стать «регулировщиками». Но регулировать они будут не уличное движение, а речь ведущего. Слушая произносимые вслух предложения, они должны будут поднимать сигналь» —точки — в том месте, где предложения заканчиваются. Ведущий обязан остановиться тогда, когда дети поднимут сигнал. Если они ошиблись, ведущий указывает им на ошибку, демонстрируя тот фрагмент предложения, который дети приняли за целое. Таким образом, усваивается понимание того, что предложение выражает законченную мысль.

 ТЕКСТЫ ДЛЯ ИГРЫ

ЖИЛ НА СВЕТЕ СЛОНЕНОК

Жил на свете слоненок. Это был очень хороший слоненок. Только вот беда: он не знал, чем ему заняться, кем быть. Так все сидел слоненок у окошка, сопел и думал, думал...

Однажды на улице пошел дождь.

у-у— сказал промокший лисенок, увидев в окошке слоненка. <— Ушастый какой! Да с такими ушами  он  вполне  может быть  зонтиком!

Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком. И лисята, и зайчата, и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя.

ГРИБЫ

Люблю грибы собирать. Под березами — подберезовики. Ножка тоненькая, шляпа широкая. В сухом бору гриб боровичок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито... вдоль ручья — осинки. Под осинками — подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках.

«НАПИШЕМ КУКЛЕ ПИСЬМО»

Цель научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

Ход игры. Для игры надо заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску — «пишут кукле письмо». Второй paз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении* Затем так же анализируется второе и третье предложения. После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать* первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.

«подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

ПРИМЕРНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИГРЫ

Алеша спит.

Петя  кормит кур.

Врач лечит больного ребенка,

Мама купила Наташе красивую куклу.

Сильный спортсмен легко поднял тяжелую штангу.

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель. закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа*

Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа.) Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.  

***

Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого Я видел двух свинок Без шляп и    ... (ботинок).

* * *

Постой, не тебе ли На прошлой  неделе Я выслал две  пары Отличных ...   (калош)

***

Робин бобин Барабек Скушал сорок ...   (чёлочек).

* * *

Он сказал: «Ты злодей, Пожираешь людей, Так за это мой меч —-Твою голову с ...    (плеч/.

«кого я вижу, что я вижу»                                             

Цель различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что буДут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу... воробья» — и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» — и бросить мяч следующему. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

«ЧТО Я ВИДЕЛ И ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: различение в речи форм винительного и родительного падежей неодушевленных существительных, развитие кратковременной зрительной памяти.

Ход игры. Перед ребенком на столе располагают 5-6 предметов или игрушек. Какое-то время он их рассматривает, затем закрывает глаза. Одну игрушку убирают и разрешают ребенку открыть глаза. Он должен заметить, какая игрушка убрана, и назвать ее, используя такую конструкцию: «Я видел мяч. Сейчас я не вижу мяча».

«ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ...»

Цель: научить правильно строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово потому что. Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку, выиграет тот, кто соберет больше фишек.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИГРЫ

Вова заболел ... Дети легли спать ... Лед на речке растаял… Стало очень холодно

 Мама взяла зонт ...  Очень хочется пить…  Деревья сильно закачались…

 

«НАЙДИ КАРТИНКЕ МЕСТО»

Цель научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребенку с tеm, чтобы он нашел ей нужное место. После этого просят ребенка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель. научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребенком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребенок находит ошибку, кладет картинку на нужное место, а затем состав/гнет рассказ по всей серии картинок.

«какая картинка не нужна»

Цель. научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, не одну картинку берут из другого набора. Ребенок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«СОСТАВЬ ДВА РАССКАЗА»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. , Перед ребенком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы  по каждой  серии.

«нарисуй,скажу»

Цель научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребенку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребенок сам, изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Конечно, пятилетнему малышу нелегко одному выполнить такое задание, нужно ему помочь. Покажите, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу, определите вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделите главные повороты сюжета. Начать лучше всего со знакомой, легкой по композиции сказки, например с «Колобка» или «Репки».

«КАК ТЫ УЗНАЛ?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребенок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает; «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберет больше всего фишек.

«А Я БЫ….»

Цель:  развитие творческого воображения,  обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребенку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал одним из главных персонажей. Запишите рассказ ребенка на магнитофон, проанализируйте его по плану:

1)   грамматическая, фонетическая, лексическая правильность речи:

2)   эмоциональность речи;                              -

3)   мера самостоятельности в выборе сюжета;

4)   есть ли элементы контаминации известных детям художественных    произведений

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. Перед игрой дети могу? посмотреть и потрогать предметы, которые будут использоваться в игре. Затем предметы прячутся в «чудесный мешочек». Ведущий просит достать из мешочка любой предмет, но не называет сам предмет, а загадывает загадку, отгадкой и будет являться данный предмет. Когда ребенок отгадает загадку, ему разрешают достать из мешочка данную вещь.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ИГРЫ

* * *

Под кочкою крошка, Только шляпка да ножка, {Грибок)

 * * *

В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь)

* * *

Есть крылья, а не птица, Ног нет, а не догонишь. (Рыбка) 

* * *

Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок! В землю теплую УЙДУ» К солнцу колосом взойду. (Зернышко) 

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. По другому варианту хода игры ребенок нащупывает в мешочке предмет, называет его, а затем уже вынимает и показывает ведущему.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». ГРЕ7ИЙ ВАРИАНТ

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. Более сложным вариантом проведения игры будет такой, в котором предметы предварительно детям показывают, но трогать  не  разрешают.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ

Цель: развитие тактильных ощущений.

И еще более сложным заданием будет определение на ощупь предметов,   которые  детям   предварительно  даже  не  показывали.

Наборы Для игры обновляют постепенно, заменяя предметы и игрушки не сразу, а по одному, пока не заменятся все предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

дидактические игры по развитию речи старший дошкольный возраст

Игры представлены по трем направлениям 1. На различение предлогов в и из. 2. На составление и использование словосочетаний. 3. На составление и использование предложений...

Конспекты НОД по развитию речи(старший дошкольный возраст)

Конспекты НОД по развитию речи старшего дошкольного возрастаКонспект 1. Тема: "Счастливая зыбка".Программное содержание. Поддерживать положительное эмоциональное отношение, развивать интерес к колыбел...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста

Содержание ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3      1. Особенности развития речи старших дошкольников  ……………………...52. Влияние малых форм фольклора на р...

Цикл занятий по развитию речи старший дошкольный возраст

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение г.Нижневартовск детский сад №15 «Солнышко»Конспект занятияРассматривание картины Васнецова«Иван-царевич на сером коне»старший дошколь...

Интегрированное занятие по развитию речи (старший дошкольный возраст) Тема:«ПО СЛЕДАМ УХОДЯЩЕЙ ЗИМЫ»

Целью занятия  "По следам уходящей зимы" было поставлено формирование лексико-грамматических компонентов речи по темам «Дикие звери наших лесов», «Зима».В ходе п...


 

Комментарии

Соломенникова Наталья Николаевна

С проблемами речи справиться можно!
Специалист вам в этом поможет!