"Перспективное планирование образовательной деятельности с элементами фольклора".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Александрова Светлана Юльяновна

Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества[2] . Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Исследования показывают [1], что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.

Задачи организации непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора:

1. Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.

2. Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

4. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь

Тема

Задачи

1.

Милости просим, гости дорогие

Познакомить детей с «избой» и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча

Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: «чугунок», «ухват», «кочерга».

3.

Петушок – золотой гребешок

Познакомить детей с обитателем избы – Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

4.

Как у нашего кота

Познакомить детей с обитателем «избы» - котом Васькой; заучить потешку «Как у нашего кота…»; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.

Октябрь

Тема

Задачи

1.

Чтение потешек «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок»

Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах «Не ешь одна» при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.

2.

Мы ходили в огород

Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: “овощи”, “огород”, “грядки”, “твердая”, “круглая”, “продолговатая”; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

3.

Семья Петушка

Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

4.

Колобок

Напомнить детям содержание сказки «Колобок»; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.

Ноябрь

Тема

Задачи

1.

Ходит сон близ окон

Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково;  развивать память, активную речь детей.

2.

Водичка, водичка, умой моё личико

Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку «Водичка, водичка…»; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

3.

С гуся вода, а с Ванечки худоба

Повторение потешки и знакомых колыбельных;  закреплять последовательность действий при укладывании спать; учить петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в «избе».

4.

Заюшкина избушка

Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой «Зайки».

Декабрь

Тема

Задачи

1.

Девочка и лиса

Познакомить детей со сказкой «Снегурушка и лиса»; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой «Кто позвал?»; развивать слуховое внимание.

2.

Уж ты, зимушка-зима

Обогащать словарь детей: «тулуп», «рукавицы», «валенки», «шаль»; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память.

3.

Фока воду кипятит и как зеркало блестит

Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.

4.

Сундучок Деда Мороза

Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника.

Январь

Тема

Задачи

1.

Пришла коляда – открывай ворота

Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки.

2.

Весёлые ложки

Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству.

 

3.

Хозяйкины помощницы

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым.

4.

Половичку курочка веничком метёт

Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь.

Февраль

Тема

Задачи

1.

Масленица годовая – наша гостьюшка дорогая

Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей.

2.

Три медведя

Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.

3.

Маша и медведь

Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы

4.

Идёт коза рогатая

Познакомить детей с новым обитателем «избы» - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.

Март

Тема

Задачи

1.

В гости к Хозяюшке

Ознакомление с малыми фольклорными формами;  вызвать у детей радость от повторения  знакомых потешек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

2.

Приди, весна, с радостью

Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички «Ласточка, ласточка…», «Грачи-киричи»; познакомить детей с традицией печь «жаворонков».

3.

Трень-брень, гусельки

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.

4.

В гости к бабушке Загадушке

Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Апрель

Тема

Задачи

1.

Сорока-белобока кашу варила

Познакомить детей с новым предметом русского обихода – глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку.

2.

Репка

Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.

3.

Во дворе у бабушки

Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

4.

Курочка Ряба

Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху.

Май

Тема

Задачи

1.

Солнышко, нарядись, красное, покажись

Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.

2.

Кто в тереме живёт

Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.

3.

Ярмарка

Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.

4.

Сказки водят хоровод

Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе.

Фольклор   является   богатейшим   источником   познавательно-речевого  развития   детей.   Через   фольклор   дети...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепление знаний о домашних животных, ознако...

Методический материал Тема: «Перспективный план образовательной деятельности с элементами фольклора в первой младшей группе». .

Пояснительная записка Последнее время практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с пробле...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Эстетическое воспитание детей посредством изобразительной деятельности и художественного с

Планирование может использоваться работниками дошкольного образования. В планирование включены занятия по изобразительной деятельности, художественному слову, ознакомлению с окружающим миром (наблюден...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Эстетическое воспитание детей посредством изобразительной деятельности и художественного слова»

Планирование может использоваться работниками дошкольного образования. В планирование включены занятия по изобразительной деятельности, художественному слову, ознакомлению с окружающим миром (наблюден...

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора в младшей группе

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благ...