СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
методическая разработка по развитию речи по теме

Позднякова Наталья Александровна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМИНАРА -ПРАКТИКУМА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАСКРЫВАЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ". В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОКАЗАНА МЕТОДИКА  ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ КНИЖНОГО УГОЛКА , МЕТОДИКА  ЧТЕНИЯ ТЕКСТА ДЕТЯМ, А ТАК ЖЕ МЕТОДИКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для педагогов Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Слайд 2

Содержание Образовательной области «Чтение художественной литературы» Цель - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Задачи: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.

Слайд 3

Требования к организации Книжного уголка в группе 1. Наличие списка детских художественных и познавательных книг для чтения и заучивания наизусть детской литературы в соответствии возраста детей ( старший возраст допускается электронный каталог). 2. Эстетика оформления книжного уголка 3. Папки с писателями и поэтами. 4. Книги: русский фольклор, фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, произведения поэтов и писателей разных стран. 5. Альбомы с книжными иллюстрациями, картинками, (игрушки, персонажи настольного театра в 1-й младшей группе). 6. Тексты для инсценировок и драматизаций, для чтения в лицах. 7. Со второй половины года в конце каждого месяца целесообразно проводить итоговые занятия в форме литературных калейдоскопов

Слайд 4

Чтени е художественной литературы Методика

Слайд 5

Работа с текстом Цель: вызвать у ребенка желание прочитать книгу: 1. Работа с текстом до чтения. рассматривание обложки книги, иллюстраций, сообщение названия произведения и имени автора, прогнозирование - о ком и о чем будем читать. 2. Работа с текстом во время чтения «медленное чтение» – чтение с остановками (для комментария прочитанного, усиления эмоционального восприятия, включения воображения, привлечения внимания). 3. Работа с текстом после чтения Беседа о прочитанном: короткий пересказ текста со зрительной опорой; игра «Правда – неправда (обоснование ответов); выражение отношения к прочитанному.

Слайд 6

Варианты Работы с текстом после чтения разыграть рассказ в лицах; «оживление» иллюстрации и т.п.; рисование «мультика», его «озвучивание»; придумывание вариантов развития сюжета; Декламация (проговаривают вместе с воспитателем текст); задание иллюстрирование, конструирование прочитанного и др.

Слайд 7

Требования к чтению текста Р ечь воспитателя при чтении должна быть: безошибочная , художественно-выразительная , ясная, логичная, понятийная - точность в выражении мысли, должна быть образцом для подражания, использовать при чтении соответствующие теме интонации и паузы

Слайд 8

Заучивание стихотворения методика

Слайд 9

Методика заучивания стихотворения З адачи : вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. О бъемы: 1—2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших. В среднем дети заучивают в течение месяца 1—2 стихотворения (на занятиях).

Слайд 10

Структура занятия по заучиванию стихотворений И меет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения . Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его . В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения. За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети. Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением : вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.

Слайд 11

Требования к заучиванию Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места , повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам . Если дети читают невыразительно , педагог может вновь предложить образец чтения детьми, которые быстро запоминают.

Слайд 12

Методы заучивания стихов Визуальный картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения Двигательный даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. (наматывание нитки , класть в блюдо шарики, нанизывать пирамидку, бусы и т.д.) Слуховой (самый распространённый) Сначала ребёнок послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Логический После предварительной работы, воспитатель читает первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Слайд 13

обучение пересказу Методика

Слайд 14

требования к тексту для пересказов Каждое произведение должно учить чему-то полезному. Нужно , чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи. Произведения следует подбирать сюжетные , с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем , короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм . Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть ; желательно также наличие несложных форм прямой речи , что способствует формированию выразительности речи детей. Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру , их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти. Пересказ проводится примерно 1—2 раза в месяц как часть занятия (имеется в виду и пересказ новых произведений, и повторный).

Слайд 15

Структура занятия по пересказу 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе , чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4. Подготовительная беседа (разбор произведения). 5. Повторное чтение , суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю». 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7. Пересказ (3—7 человек).

Слайд 16

Приемы обучения пересказу Установочные приёмы используются при разборе произведения в подготовительной беседе, готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз, индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала.

Слайд 17

Приемы обучения пересказу тренировочные применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста ( совместный пересказ педагога и ребенка, отраженный пересказ, пересказ по частям , пересказ по ролям (в лицах), передача текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. и оценочные , где педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений . игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

Слайд 18

Практикум (задача воспитателей показать методику) Заучивание стихотворения « Огуречик , огуречик » (2-я мл.гр .), «Дед хотел уху сварить» ( ср.гр .), «У лукоморья дуб зелёный..» ( ст.гр .), Е.Благинина «Шинель» ( подг . г р.), используя один из методов. Пересказ текста украин . сказка «Колосок» ( ст.гр .), Л.Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку» ( подг.гр .) Чтение текста «Петушок и бобовое зёрны ш ко» ( ср.гр .) «Не плюй в колодец –пригодится воды напиться» обр. К.Ушинского ( подг.гр .)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Материал поможет повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Семинар – практикум « Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА          Данный семинар-практикум был проведен для воспитателей массовых групп, с целью передачи опыта по коррекции речевого нед...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Семинар- практикум на тему «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Данный семинар- практикум поможет воспитателям ознакомится и вспомнить как традиционные так и не традиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой....

Семинар-практикум "Чтение художественной литературы в детском саду

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасны...

Семинар-практикум "Чтение художественной литературы в детском саду"

laquo;Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя» Василий  Александрович Сухомлинский,классик педагогики сов...