Семинар- практикум на тему «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
учебно-методический материал по теме
Данный семинар- практикум поможет воспитателям ознакомится и вспомнить как традиционные так и не традиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar2khud._l.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» Подготовила и провела: Скорик Наталья Алексеевна 12. 02. 2013уч.год
Цель: совершенствовать профессиональный уровень педагогов в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.
Задачи:
- повышать уровень теоретических знаний педагогов; - расширять представления педагогов об особенностях словесного искусства, его значении и воспитании личности; - углублять и конкретизировать знания воспитателей о методике работы с детской книгой; - знакомить с современными подходами, технологиями в области работы с детской книгой; - вооружить практическими навыками проведения работы по данному направлению; - способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приёмов при работе с художественной литературой.
Вступление Проблема создания в России прогрессивной системы непрерывного образования предполагает не только усвоение современных знаний и технологий, но и развитие мыслящей и деятельной личности. Одно из наиболее действенных и актуальных средств решения поставленной задачи в современных условиях остаётся детская художественная литература, призванная развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Дошкольники – слушатели, а не читатели. С художественным произведением их знакомит воспитатель, именно перед ним стоит важная задача – каждую сказку, каждый рассказ нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть замысел, увлечь чувствами, поступками, переживаниями героев. Художественная литература позволяет прикоснуться ко многим общечеловеческим проблемам, обогащает личностный опыт, даёт возможность познать и пережить широкий спектр человеческих отношений. Задание педагогам Какие личностные качества, можно формировать у дошкольника средствами художественной литературы? Приведите пример художественного произведения.
Теоретико – практическая часть
Работа с карточками «Эрудит». Педагоги получают карточки, на которых указано то или иное личностное качество. Педагоги должны объяснить, в чём это качество выражается, и назвать художественные произведения, в которых оно описывается.
Качество личности | Выражение качества | Художественное произведение |
Вежливость | Умение здороваться и прощаться; употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините» | Э. Мошковская «Волшебное слово», «Вежливый кролик». |
Уважительность | Умение уступать место, пропускать вперёд, открывать и придерживать двери; не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать. | Е. Михаленко «В дороге». |
Честность | Умение говорить правду про себя в любой ситуации | Л. Толстой «Косточка» |
Совестливость | Способность испытывать чувство стыда за свои поступки | Л. Толстой «Два товарища» |
Сострадательность | Умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно | В. Катаев «Цветик – семицветик» |
Скромность | Умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, единственным, замечательным | Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка» |
Дружелюбие | Позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку | Сказки «Теремок», «Рукавичка». |
Задание педагогам Назовите основное средство в ознакомлении детей с художественной литературой. (Книга).
«Выбери и обоснуй».
На выставке предложены книжки – поделки, книжки – задачники и просто иллюстрированная книга. Воспитатели должны выбрать наиболее эффективное издание в работе с детьми при ознакомлении с художественной литературой и обосновать свой ответ. Задание педагогам: Обоснуйте положительные и отрицательные свойства каждого издания. Блицопрос «Актуализация знаний»
Педагоги делятся на команды. Ведущий предлагает командам выбрать карточки с вопросами. Даётся время на обсуждение, после чего члены команды должны озвучит ответ. Вопросы
- Что необходимо учитывать при выборе книги для чтения детям?
- В какое время лучше всего читать детям художественную литературу?
- Следует ли сочетать несколько произведений на одной НОД?
- Надо ли детям объяснять незнакомые слова, если надо, то когда?
- От чего зависит структура НОД по художественной литературе?
- Какие литературные жанры вы знаете?
Работа с перфокартами.
Воспитатели определяют, какой возрастной группе соответствуют предложенные задачи по художественной литературе:
1.Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. (1 – я младшая группа).
2.Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и небольшие стихотворения. Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации. (2-я младшая группа).
3.Продолжать работу по формированию интереса к книге. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным. (Средняя группа).
4.Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. (Старшая группа).
5. Обращать внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать чувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников. (Подготовительная к школе группа).
Терминологический диктант «Назови одним словом».
Воспитателям предлагаются определения, они должны найти карточку с ключевым словом: - образное, краткое изречение, метко определяющее какое – либо явление (поговорка); - короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью (басня); - небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, сопровождаются игровыми действиями (заклички); - устное народное творчество, песня- сказание, основанное на реальных событиях (былина); - основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка); - устное народное творчество, народная мудрость (фольклор); - самый распространённый вид фольклора, предназначенный для расчёта играющих (считалка); - весёлая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз (скороговорки); - вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка); - краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица). Интерактивная игра «Найди пару»
Педагоги делятся на две команды. Одна команда получает карточки с высказываниями, другая – определение вида творчества. Необходимо «найти пару». Не краса красит, а разум. (Пословица. ) На дворе трава – на траве дрова. (Скороговорка.)
Солнышко, покажись, Красное, нарядись! Чтобы год от года, Давала нам погода: Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка. (Закличка.)
Ехала деревня мимо мужика, вдруг из - под воротни лают ворота. (Небылица.)
Катя, Катя, Катюха оседлала петуха, а петух заржал , на базар побежал. (Потешка.)
В некотором царстве, в некотором государстве…. (Сказка.) Ехала машина тёмным лесом За каким – то интересом. Инте – инте – интере, Выходи на букву С. (Считалка.)
Расскажу – ка я вам Про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, Да про сражения, Да про подвиги богатырские… (Былина.)
Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня. (Загадка.)
Жили – были дед да баба….(Сказка.)
Творческая гостиница.
Воспитатели делятся на команды. Участники, прослушав отрывки из цикла П. И. Чайковского «Времена года», должны определить, какому времени года посвящено произведение, и вспомнить стихотворения о нём. Команда, участники которой назовут больше стихотворений, побеждает.
Методическая эстафета «Замок»
Командам предлагается графическая модель трёх замков из кирпичей, символизирующих основные методы работы с художественной литературой (наглядный, словесный, практический). Педагоги должны вписать приём, относящийся к предложенному методу.
«Литературный театр»
Импровизация с использованием доступных средств выразительности (мимики, жестов, движений ). Педагоги должны показать: - как волочить «тяжёлый» ящик; - дотянуться до высокого висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое; - передавать друг другу верёвку со словами «змея»; - кубик со словами «мороженое»; - пустую коробку, по очереди «вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними (достать воздушный шарик, надуть его; развернуть и съесть конфету; - кубик со словами «лягушка».
Домашнее задание.
Рекламное агентство «Нетрадиционные подходы в работе с художественной литературой»
Команда предлагает к «продаже» настольные или дидактические игры (с указанием цели и описанием правил). Весь подготовленный материал представляется таким образом, чтобы коллеги заинтересовались им и захотели его использовать на практике. Команды показывают значимость игр, простоту использования, высокую результативность применения. Другая команда, пытается отметить негативные моменты в предложенном материале и обосновать свои критические замечания.
Заключение.
Повышение профессиональной компетенции педагогов, основанное на активизации их познавательной деятельности, способствует проявлению у них самостоятельности, «подталкивает» к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Системный подход в организации и содержании методической работы, демократизации её построения позволяет создать благоприятные условия для профессионального роста педагогов ДОУ, дают возможность решать актуальные задачи развития дошкольного образования.
Используемая литература.
Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. Новосибирск, 2000.
Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич – Евстимгнеевой. СПб., 2000.
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие к семинару-практикуму на тему: "Традиционные и нетрадиционные формы лепки". Тема занятия: "Натюрморт (лепка овощей и фруктов)".
Материал содержит практическую часть к семинару-практикуму по традиционным формам лепки с использованием пластилина, и может быть использовано для проведения занятия по лепке в подготовительной к школ...
Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
"Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"...
Семинар - практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"
Семинар -практикум для воспитателей....
Семинар -практикум для педагогов ДОУ "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"
Цели: совершенствовать знания педагогов в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературойЗадачи:пополнить и уточнить знания педагогов в области ознакомления детей дошкольн...
Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»
Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...
Семинар-практикум «Новые подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»
Семинар-практикум «Новые подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»...
Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным на...