Развитие связной речи в игре младших дошкольников.
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи в игре младших дошкольников.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации
Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?
В работе по развитию речи детей младшего возраста используются следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; пальчиковые игры; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации;
Представляю Вам небольшой перечень дидактических игр и упражнений, пальчиковых игр
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
«Опиши игрушку»
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
Исправь ошибку”
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Ход. Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
Сравни кукол”
Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати -- темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати -- черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
-- Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
-- Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры
«Лягушка».
Лягушка-попрыгушка - Похлопывают ладонями по коленям.
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки Поднимают вверх ладони.
Комары да мушки Сжимают пальцы в кулаки.
«Шарик»
Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются
Он становится большой. кончиками. В этом положении дуем на них,
Вдруг шар лопнул, пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит»,
Воздух вышел – пальцы снова в исходном положении.
Стал он тонкий и худой.
«Дружба»
Дружат в нашей группе Растирание ладоней.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Пошевелить всеми пальцами.
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять. Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о
Пять, четыре, три, два, один.
друга
«Ежик»
Ежик спрятался, свернулся сгибание и разгибание пальцев
Встал на ножки - потянулся
Один, два, три, четыре, пять поочередное сгибание пальцев (начиная с мизинца)
Ежик спрятался опять
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, рубим (движения ребрами ладоней верх-вниз)
Мы капусту солим-солим, солим (складываем пальчики в щепотку),
Мы капусту трем-трем, трем (кулачок о кулачок)
мы капусту жмем-жмем. жмем (сжимаем кулачки).
«Карандаш»
Карандаш в руках катаю, Прокатывать карандаш между большим
Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-183782-1358675903.jpg)
Развитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию
Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы.Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется все: правильное дыхание, легкость и гибкость звучания го...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/29/picture-576169-1422536635.jpg)
«Развитие связной речи и творческих способностей дошкольников с ОНР через театрализованную игру»
Работа направлена на взаимосвязь связной речи и моторики рук, а так же на развитие мимики, пантомимики и актерского мастерства, что является актуальным для детей с речевыми нарушениями, т.к. они...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-863623-1481134763.jpg)
Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/24/picture-1157173-1708776141.jpg)
Интегративно – коммуникационный проект «Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Проблема: у детей, младшего дошкольного возраста, плохо развита речевая функция....
Дидактические игры по развитию связной речи во второй младшей группе
Дидактические игры по развитию связной речи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-876718-1484295149.jpg)
Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова) Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни) Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова)Младший дошкольный возраст(четвертый год жизни)Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/03/picture-127721-1604432922.jpg)
Игры и упражнения для развития связной речи и активизации словаря дошкольников.
Развитие связной речи у детей сейчас очень актуально. Развивать связную речь и обогащать словарь необходимо начинать еще с младшего дошкольного возраста....