Игры и упражнения для развития связной речи и активизации словаря дошкольников.
статья по развитию речи
Развитие связной речи у детей сейчас очень актуально. Развивать связную речь и обогащать словарь необходимо начинать еще с младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_svyaznoy_rechi_i_aktivizatsii_slovarya.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития связной речи и активизации словаря дошкольников.
Развитие связной речи у детей сейчас очень актуально. К сожалению, родители мало общаются с детьми. Они замещают себя телевизором, видео, компьютерными играми. В результате дети затрудняются рассказать о каком-то событии чётко и логично, составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок.
«ПРИДУМАЙ ПРОЗВИЩЕ»
Для этой игры нужны картинки и фотографии разных животных и людей: их должно быть много, и лучше с характерной внешностью. Задача – придумать каждому персонажу смешное, интересное и подходящее к его внешности прозвище.
Пусть ребёнок сочиняет сам, а вы- только если у него е получается.
«КТО ЭТО?»
В данной игре всё наоборот: прозвище есть, но неизвестно, что это и как оно выглядит. Вот и нужно себе представить и описать неведомое существо.
«ЭТО ПОХОЖЕ НА …»
Ребёнок выходит из комнаты, потом заходит, и вы ему говорите: «Это похоже …»- он должен отгадать, о чём идёт речь. Загадывать можно только то, что есть в комнате и что можно непосредственно увидеть. Потом меняемся ролями.
«ЗАКОНЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
Такая игра в объяснениях не нуждается. Качество рифм тут не важно: было бы смешно и интересно.
Например: Съел сегодня Людоед
Двадцать порций на обед:
Ел он ……………………………….
(дальше о том, что и кого он ел).
Толстый старый Бегемот
Проглотил Ежа – и вот:
( что было дальше?).
«ВЕСЁЛАЯ ТРАГЕДИЯ»
Нужно придумать хороший конец для страшного рассказа. Возможный сюжет:
Охота на удава.
Однажды мы с папой и мамой, и сестрой Шурой шли на озеро через лес, по тропинке. Там растут высокие ели и сосны, некоторые деревья упали и лежат на земле с вывороченными корнями, похожими на толстые щупальца. Мы всегда стараемся быстрее пройти через этот лес.
И вот идём по тропинке, и вдруг я вижу у поваленного дерева огромную змею. Она свернулась в кольцо и явно собирается на нас напасть.
В длину змеюка была метров десять и толщиной- в детскую руку. Какого она цвета, разобрать было трудно, но мне показалось, что она чёрная. Её голова была приподнята вверх и слегка раскачивалась. Я закричал:
- Папа! Мама! Шура! Бежим!
- Что такое? Куда?- спросил папа.
- Бежим скорее! Тут ужасная змея! Она хочет на нас напасть!
Мама и Шура мне сразу поверили. А папа присмотрелся к змее, ничего не сказал и пошёл прямо к ней. Наклонился и вдруг как начал хохотать.
Что произошло дальше? Почему папа засмеялся?
(Папа поднял змею и понёс к нам. А змея ничего - даже не шипит. Папа подошёл ко мне и надел змею прямо на меня. Я ужасно испугался, а мама почему-то начала смеяться. Шура протянула руку, потрогала змею- и тоже засмеялась. Тут я скосил глаза- смотрю, а на моих плечах лежит старый резиновый шланг…).
«НЕБЫВАЛЬЩИНА»
Помните фольклорное: «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота»? в таком стиле и надо выдумывать- так, как заведомо не бывает.
«ОБЪЯСНЯЛКИ»
Представьте, что к вам прилетел гость с другой планеты. Он плохо понимает наш язык. Надо объяснить, что означают слова. Ребёнок объясняет слово, которое загадал, а дети отгадывают.
«НАОБОРОТ» или «ПОМЕНЯЙ МЕСТАМИ»
Рассказать сказку, изменив амплуа героев. Например, колобок- злой, а лиса- добрая.
«А ЕСЛИ БЫ…»
Помечтать на тему: А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка.
«ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-либо своё. Третий по порядку повторяет два первых слова и добавляет к нему своё слово и т.д. Необходимое условие слова должны быть между собой связаны по смыслу, например:
Синий
Синий автобус
Синий автобус едет
Синий автобус едет по
Синий автобус едет по улице
Синий автобус едет по улице, которая и т.д.
«НАЙДИ ИГРУШКУ»
В комнате расставляют игрушки (до 10 штук), затем выбирают водящего. Ведущий загадывает какую-либо игрушку и начинает её описывать. Задача других детей- задать вопросы, которые помогут прояснить, что это за игрушка, а затем её найти. Нашедший становится ведущим и описывает другую игрушку.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ДЕЙСТВИЙ»
-Что можно делать с водой? – Пить, наливать, плавать(в воде), играть(с водой), переливать(воду), кипятить…
-Что можно делать с мячом?- Играть, бросать, ловить, пинать…
-Что можно делать с цветами?- Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать…
-Что можно делать в лесу?- Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать…
-Что можно делать на реке?- Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься(на лодке), ловить рыбу…
«ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ»
Педагог показывает предметные картинки и предлагает их запомнить, собрав все слова- названия картинок в цепочку ассоциаций. Первый ребёнок придумывает ассоциацию, соединяющую 1-ю и 2-ю картинки; второй ребёнок придумывает ассоциацию, соединяющую 2-ю и 3-ю картинки, и т.д.
- Объяснить, что такое ассоциация. (Это слово обозначает связь между предметами, словами).
- Потренироваться в нахождении связи между любыми двумя словами.
- Начать игру: прослушать объяснения детьми связи между словами в каждой паре.
4) Предложить вспомнить все картинки по придуманным ассоциациям.
«ЧТО, НА ЧТО ПОХОЖЕ И ПОЧЕМУ?»
В эту игру можно играть на прогулке. Например, задавайте вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, ветка?». Отвечайте сами, но и внимательно слушайте ребёнка.
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?»; «А на траву?»; «А на каплю?». Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если ребёнок сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается по цвету, помогите ему составить загадку: «Висит капля зелёная, как трава».
«КЛУБ СОЧИНИТЕЛЕЙ»
Сказку надо сочинять вместе с ребёнком, но не за него. Постарайтесь заинтересовать его, у ребёнка должно быть ощущение, что это он делает сам, а не просто получает что-то готовое от взрослых.
Девочка Алина и её игрушки.
У маленькой Алины были четыре любимые игрушки: трёхногая деревянная лошадка с одной сломанной ногой; старый плюшевый медвежонок, у которого один глаз был чёрный, а другой- белый; кот- копилка, толстый как чайник, и тяжёлый, как булыжник; а ещё- заводная лягушка, из спинки у которой торчит металлический ключик, повернёшь его, и лягушка запрыгает.
Как-то раз Алина пошла в детский сад, а игрушкам без неё стало скучно. Тогда медведь предложил: «Пошли погуляем!» сказано- сделано: игрушки вылезли в окно и отправились гулять…
Выдумывать подобные сюжеты - дело несложное. Тут важно- придумать не только действия(к чему проявляют склонность все дети), но и описать участников(как можно подробно), включать в текст диалоги, попытаться рассказать о чувствах и переживаниях героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие связной речи у детей с ТНР
Рекомендации для родителей и педагогов особенно речевых группы, какие игры и упражнения можно использовать на развитие сявзной речи у детей с ТНР...
Игры и упражнения для развития связной речи детей
Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения для развития связной речи
«Исправь ошибку»Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточност...
Игры и упражнения для развития связной речи детей.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основными средствами развития связной речи являются:- сказки;- дидактические игры;- ...
Презентация "Игры и упражнения для развития связной речи детей 5-го года жизни"
Презентация"Игры и упражнения для развития связной речи детей 5-го года жизни"...
Круглый стол для родителей подготовительной группы «Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
повышение родительской компетенции в речевом развитии ребенка старшего дошкольного возраста....
Речевые игры и упражнения в развитии связной речи детей с ОНР
Речевые игры и упражнения в развитии связанной речи детей с ОНР (слайд 1) (2 слайд) Речь ребёнка не является врождённой функцией.Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.Чем бо...