Конспект НОД для детей старшего возраста. Лексическая тема:"ОСЕНЬ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия для закрепления лексической темы "Осенние изменения в природе", с составлением рассказа по мнемо-таблице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подгрупповое занятие "Осень" | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект нод для детей старшего возраста с ОВЗ .
Выполнен учителем-логопедом Копейкиной С.А.
Коррекционно-образовательные цели: уточнение, активизация и систиматизация словаря по теме «Осень», обогащение экспрессивного словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, речевого слуха, ориентировки в пространстве, координация речи с движением.
Воспитательные цели: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности.
Оборудование: мольберт, разрезные картинки, компьютер, проектор.
Ход занятия | |
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для этого, вам, необходимо отгадать загадку. | Здравствуйте! |
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? Правильно. И мы отправляемся с вами в гости к осени! Вы готовы?
| Осенью. Да. |
Посмотрите, какой чудесный пейзаж, осенний пейзаж. Вот в этот чудесный мир мы и отправляемся! Вперед.
| Злая колдунья. |
Ой! Как страшно! Кто же это? Зачем же она пришла к нам? (низким голосом) -Я пришла испортить вам путешествие, чтобы вы ничего об осени не узнали!!! Я испорчу вам пейзаж, ха-ха-ха!!! | |
(пейзаж распадается на 6 частей) Что же нам делать? Правильно, нам нужно собрать картинку, чтобы она еще долго радовала всех людей. Перед вами на мольберте такая же картина, как и на экране. Будем собирать последовательно, по подсказкам. Где появится вопрос ту часть будем искать. Готовы? Вопрос в нижнем правом квадрате. Федя, покажи эту клетку. Назови ее. Найди часть, которая подходит к серому силуэту (если картинка выбрана не правильно, то картинка, соответствующая выбранной на экране, качается. Нет не верно, попробуй другую. Дальше дети сами определяют и называют место ? на картине) | Мы соберем картинку Да (ребенок показывает клетку)Нижняя правая (ребенок находит картинку и ставите на место) |
(выполняются подобным образом) | (все дети подгруппы участвуют в игре) |
МОЛОДЦЫ! Мы справились и можем идти дальше | |
Осень приходит к нам. И меняется все вокруг. Что такое неживая природа? -Найдите на ковре картинки, которые относятся к неживой природе. Расскажи, что ты нашел. Правильно – Все, что не может питаться, размножаться, дышать – НАЗЫВАЕНТС НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ. | (Дети встают и выбирают на ковре изображения неживой природы) Я взял солнце, Я нашел ветер, Я поднял дождь, Я нашел камень. (дети показывают свои находки) |
Что такое осенние изменения в природе? Похолодание, появление инея, затяжные дожди, появление заморозков, туман. | |
Самым явным явлением: день становится короче, а ночь длиннее. (Рассмотрите изображение, наши подсказки. Солнце бледное - меньше греет, лучи его скользят по земной поверхности). Повторите, о чем этот слайд | День становится короче, а ночь длиннее. |
(Появилась злая ведьма, звучит мрачная музыка) ХА-ХА-ХА, я не дам вам познакомиться с осенью. (низким голосом) Ой, она опять испортила нам картинку, остался лишь маленький кусочек. Что же делать? А-а, придумала надо вложить картинку в табличку, чтобы он не потерялся, а мы повторим о чем нам повествует этот кусочек? | |
Вот и табличка. | День становится короче, а ночь длиннее. |
Осенью дует сильный холодный ветер. | |
(Появилась злая ведьма, звучит мрачная музыка) | |
Ветер показываем стрелкой. Вложим и эту картинку в табличку | Дует сильный холодный ветер. |
Вода еще не успела остыть, а воздух значительно холоднее. Над рекой, озером или прудом появляется туман. | |
Снега нет, а утром земля, трава и крыши домов побелели. Это иней. Значит на улице – заморозки. Появляется иней. Иней малюсенькие ледяные иголочки на траве, цветах… Туман и иней показывают, что становится холоднее. | |
Температуру воздуха на улице измеряют прибором – термометром (на слайде появляется прибор) Какое явление нам подскажет, что на улице слало холодно? | Заморозки и туман |
Ставим (картинку) термометр в табличку. Зачем нужен термометр? | Чтобы измерять температуру воздуха, осенью становится холоднее. |
Осенью часто идут затяжные холодные дожди Чтобы не промокнуть и не заболеть, люди используют зонты. | (рассматриваем картинку) |
ХА-ХА-ХА. (низким голосом) Ведьма опять, за свое! Зачем нужен зонт? | Чтобы не промокнуть и не заболеть, люди используют зонты. |
А, мы ее победим. Подведем итог, что нам говорят эти картинки в таблице? (показываю на картинку, дети отвечают) | День становится короче, а ночь длиннее. Дует сильный холодный ветер. Осенью часто идут дожди. |
Осенью происходят изменения и в живой природе. Живая природа- это деревья и трава, животные, птицы, насекомые, люди | |
Берёзы косы расплели, (и.п. лежа на спине, руки в стороны) (медленно поднимаем и соединяем руки) (и.п.) (имитация ходьбы) Поникли ивы у пруда, (и.п.) (встряхиваем руки) (медленно встаем, поднимаем руки вверх) (Приседаем, обнимаем руками колени) Всё присмирело. Съёжилось. (упражнение на релаксацию) Читаю стихотворение, дети за мной выполняют движения лежа на ковре, звучит тихая мелодия. | |
Что происходит с деревьями? (Читаю стихотворение) Почемy к зиме деpевья Чтобы пережить зиму с сильными морозами, ветрами, снегом и не сломаться, деревья сбрасывают листву. Листья падают, как называется это явление? Вот на картине красивые деревья и рисунок | Листья на деревьях желтеют. Краснеют. Засыхают. Опадают. Листопад. |
… Ведьма опять, за свое! Но она не внимательна и мы этим воспользуемся. | |
Деревце поставим в табличку. | |
Кто это на картинке? Где живут эти животные? Как их всех можно назвать? У всех животных прорастает теплый подшерсток, можно сказать, что они меняют шубку, шерсть становится длинная, теплая, пушистая. Артикуляционная гимнастика. « Белка» Отгадайте загадку, с кем мы будем играть. Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, Радостно улыбнулась («Улыбка») Белка выглянула из дупла («Лопатка») Быстро поглядела по сторонам («Часики») Белка была очень аккуратная, она умылась («Вкусное варенье») Почистила зубки («Чистим зубки») Язычком белка цокала («Лошадка») Грибы собирала («Грибок») Очень устала («Лопаточка») Один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка? - Как она подготовилась к зиме? Она все лето и осень обирала грибы, ягоды, орехи и прятала их в различных местах. Кто еще меняет цвет шубки?
Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Зима – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. - Где будет спать медведь? - Где спрячется ежик? Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. - От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? Это хищные звери. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи. - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые? Конечно, нужно. Осенью-зимой надеваем более теплую одежду, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой. | Белка Ёж зайцы медведь В лесу. Дикие животные. Белочка. В дупле. Заяц был серым, а становится белым Медведь и ежик. В берлоге. В норе. Это заяц. От лисы и волка. |
ХА-ХА-ХА.(низким голосом) ведьма. | |
О чем нам рассказывает этот рисунок. | Животные готовятся к зиме, линяю, утепляют свои домики. Белка делает запасы. |
Насекомые прячется в сухой траве, в коре деревьев. | |
Пальчиковая игра (читаю текст, демонстрирую движения) Гриб для мошки – словно дом: То сидит она НА нем, То играет ЗА грибом, То летает НАД груздем, То ползет она ПО шляпке, То ПОД шляпкой прячет лапки. | Дети повторяют за мной движения и текст |
Перелетные птицы собираются в долгий путь к месту зимовки. Найдите, картинки перелетных птиц. Каких перелетных птиц вы знаете, покажите и назовите их. Зачем птицы так далеко путешествуют? Водоемы замерзают, насекомые прячутся. Чтобы не умереть от голода, птицы собираются в стаи и улетают. | Дети ищут на столах изображения перелетных птиц. Утки, дикие гуси,ласточка, жаворонок, перепел, скворец, кукушка, зяблик, дрозд, цапля. |
Ведьма. | |
А мы не унываем и табличку собираем. Что нам рассказывает эта картинка? | Чтобы не умереть от голода и холода птицы собираются в стаи и улетают. |
Что делают люди осенью? Одеваются теплее Собирают урожай, делают заготовки, заготовка кормов домашним животным Проводят субботники Дети идут в школу и детский сад | |
Собирают урожай, делают заготовки. Солят овощи. [23] Мама посолила огурцы, как называются эти овощи Замариновали грибы, они какие? | Соленые огурцы. Маринованные грибы |
ХА-ХА-ХА, я не дам вам рассказать о труде людей. | |
Собирают урожай, солят маринуют, варят варенье | |
Готовят корм для домашних животных. Люди заботятся о домашних животных и птицах, а животные и птицы приносят пользу – дают молоко, шерсть, мясо, яйца, перья. | |
Люди проводят субботники. Все вместе в выходной день выходят на уборку своего города.[18], высаживают молодые деревья. | |
Дети идут в школы и детские сады. Что делают люди осенью? | Собирают урожай. Заготавливают корм для домашних животных. Убирают свой город. |
ХА-ХА-ХА! ВЫ не сможете рассказать об осени!!! | |
Ничего не замечаем и табличку собираем. Вот и готова наша табличка! Злая ведьма не смогла нам составить рассказ об осени. Давайте вместе расскажем по картинкам. (я показываю картинки, дети по цепочке по одному предложению рассказывают) Начнем! | Осенью день становится короче, а ночь длиннее. На улице холодает. Дует сильный ветер. Часто идут затяжные дожди. Листья на деревьях меняют цвет - краснеют, желтеют, опадают. Это листопад. Животные меняют летнюю шубку на теплую. Утепляют свои домики. Перелетные птицы улетают на зимовку в теплые края. Люди собирают урожай, проводят субботники, дети идут в школу и детский сад. |
Ах! Вы меня победилиииии! Но я вернусь зимой!(ведьма растворяется) | |
(Звучат аплодисменты) Мы победили! Как не мешала нам злая колдунья. Но мы совершили прекрасное путешествие. Составили замечательный рассказ. Мы много узнали нового. Молодцы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшего возраста. Лексическая тема:"Дикие животные наших лесов"
Конспект занятия с использованием презентации....
Конспект НОД для детей старшего возраста по теме «Добрый помощник - магнит».
Тема: «Добрый помощник - магнит».Образовательные:Продолжать формировать представление о свойствах магнита – умение действовать через преграду(воду, картон).Активизировать в речи детей слова: «пр...
Комплексно - тематический план для детей старшего возраста на тему "Осень"
1)Тема2) Дата3) Задачи развития детей4) Формы организации образовательного процесса5) Методическое обеспечение...
Конспект ОД для детей старшего возраста по теме "Человек и его тело"
Коррекционно-развивающие цели:- закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;- развивать словарь антонимов;- закреплять знания о назначении час...
Конспект ОД для детей старшего возраста по теме "Дикие животные наших лесов"
Цель:Закрепить знания детей о диких животных.Развивать воображение и творческую активность. Способствовать расширению и активизации словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их...
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему: «Осеннее приключение»
Цель: воспитание у детей интереса к занятиям физической культурой, способствовать гармоничному физическому развитию. Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.Задачи:Образо...
Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Осенние краски». МДОУ " Детский сад №98" Сказка",г.Петрозаводск Воспитатель: Анфимова Е.И.
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Осенние краски."Цель:формирование обобщённых представлений об осени как времени года.Задачи:Образовательные: - обобщить представления дете...