РЕЧЬ – ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
РЕЧЬ – ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребёнка. То, что упущено от года до трёх, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особенно чувствительным периодом в усвоении речи малышом.
Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребёнком. Если с ребёнком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (деятельность, которая требует все большего и большего речевого общения), то такой ребёнок резко отстаёт и в речевом развитии.
Потребность ребёнка в речевом общении со взрослыми должна всячески поддерживаться.
Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребёнка внятно, по возможности ясно выражать свои желания – и только в этом случае исполнять их.
Развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Эта основа для усвоения значений слов.
Значительный скачок в общем развитии ребёнка, связанный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до двух лет ребёнок говорит мало, на третьем году он «вдруг» начинает говорить охотно и много. ОН уже лучше понимает речь окружающих людей, и это открывает широкие возможности для возникновения совершенно новых видов общения со взрослыми и со сверстниками.
Если малыш уже всё «понимает», но не говорит или мало говорит, и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимыми взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребёнком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.
Отставание в развитии речи может иметь причиной и промахи родителей. Один из них – с ребенком мало разговаривают. Другой причиной – излишняя словоохотливость взрослых. Среди обилия непонятных, незнакомых слов ребёнок не может уловить, что к чему относится. Слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешает ребёнку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, чётко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребёнка, а также лишними словами «вот», «значит».
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, а бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – малыш усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – народное слово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический КВН "Речь и общение"
Ежегодно провожу с педагогическим коллективом логопедический КВН....
Родительское собрание на тему:«Речь и общение»
Данный материал поможет педагогу в приобщении родителей к работе по формированию связной речи у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи в общении со взрослыми".
Консультация по теме:«Развитие связной речи в общении со взрослыми» Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять...
Статья . "Речь и общение в дошкольном возрасте"
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. ...
Игры способствующие развитию речи и общению
Понимание речиНазвание навыка.1. Показывает изображение называемых предметов.2. Может отгадать предмет по описанию его назначения.3. Понимает вопросы со словами «что2 и «где».4. Понимает отрицан...
Игры способствующие развитию речи и общению
Понимание речиНазвание навыка.1. Показывает изображение называемых предметов.2. Может отгадать предмет по описанию его назначения.3. Понимает вопросы со словами «что2 и «где».4. Понимает отрицан...
Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...