Активизация речевого развития детей через словесные игры
консультация по логопедии
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnye_igry.ppt | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.
Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная дидактическая игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам
Особенностях проведения словесных игр Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси». Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности. Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай, кто позвал»
Средний дошкольный возраст - Добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое», «Назови лишнее слово»), описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде», так же можно использовать договаривание детьми слов, недосказанных воспитателем) и пр. Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность. В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.
У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры. В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.
Речевые игры можно условно разделить на 4 группы 1.группа – Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?», «Отгадай предмет по названию его частей») 2. группа - Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», Придумай небылицу», Логический поезд»). 3. группа – Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт») 4 группа – Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», Краски», Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», Было – будет», «Один много»)..
Словесные игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря. При словарной работе с детьми используют игры-загадки как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). С этой целью необходимо проводить вечера-досуги «Отгадай загадку»
Словесные игры можно проводить с мячом. Это помогает удержать внимание ребенка. Применяю следующие виды игр с мячом: 1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания. 2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»). 3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению 4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию). 5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.
Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Активизация речевой активности детей через лингвистические игры"
В статье описано теоретическое обоснование игрового метода речевой активизации детей старшего дошкольного возраста и приведены примеры лингвистических игр из опыта работы....
Словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей.
Словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в мага...
Доклад "Активизация речевого развития детей через дидактические игры и мнемотехнику"
Обобщение опыта работы в докладе "Активизация речевого развития детей через дидактические игры и мнемотехнику"...
Буклет «Словесные игры и упражнения, способствующие активизации речевого развития детей»
Буклет содержит словесные игры и упражнения, способствующие активизации речевого развития детей...
Речевое развитие детей через дидактическую игру «Занимательные кубики»
Аннотация Дидактическая игра «Занимательные кубики» изготовлена на основе интерактивного метода - сторителлинг. Она дает возможность развивать речь ребенка в игровой, интерактивной ...
Повышение уровня речевого развития детей через театрализованные игры.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию связной речи дошкольников....