Тема: «Огонь – друг, огонь – враг.» (подготовительная группа детей с ЗПР)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
На сегодняшний день одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является обучение основам безопасного поведения детей в различных ситуациях.
В данном конспекте отражено особое отношение к огню у детей с ОВЗ ( в данном случае дети с ДЦП). На протяжении всего занятия говориться об огне, его пользе и об опасности игр с ним, к чему может привести неосторожное отношение с огнем. Так же дети сами делают выводы о том как нужно поступать в сложных ситуациях. В занятии делается упор на правильность построения предложений, на правильное произношение звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozharka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»
имени народного учителя Э.Г. Фельде
Занятие по
самовоспитанию
«Хочу – могу - надо!»
воспитатель
Кобылина Л.А
Кемерово 2012г
Занятие по самовоспитанию
«Хочу – могу - надо!»
Истинное сокровище для лю дей - умение трудиться.
Эзоп
Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора про фессии.
В последнее время на российском рынке труда складывается па радоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав - соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша за дача - помочь ребятам найти востребованную специальность. В сце нарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
Цели: расширить представление детей о различных професси ях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональ ному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения - час общения.
Подготовительная работа с детьми:
Предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора про фессии (образец текста - в сценарии).
Оформление:
- крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов « осознанный вы бор профессии»;
- написать на доске слова: профессия, специальность, квалифи кация, должность;
- написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:
- Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-и городской больницы.
- Учитель математики высшей категории, директор школы;
- Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха;
- Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады;
- Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой;
- картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий).
План классного часа
- Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
- Игра «Визитка».
- Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
- Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
- Мини-лекция «Формула профессии».
- Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор»
Vl Тестирование.
- Заключительное слово.
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень: многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек- выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написано 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
хочу - могу - надо
Как видим, многие из вас дали правильные толкования слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
- Игра «Визитка»
Классный руководитель. После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профес сиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
(Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мас терство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».
- Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что бу дет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п? {Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портить ся, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие те ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные, юрист, экономист, менеджер, топ-модель, теле ведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубо чист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник , строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик, и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
- Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда , интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по гипотезе . Почему же так много молодых людей ошибается в своем выи ре? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давлена родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей .Но как же тогда, правильно выбрать профессию?
- Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что по лучится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширин. (пишет на доске: а х b=S)7 (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темь, классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.) хочу -могу - надо
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитыва ет и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потреб ности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
- Демонстрация осознанного выбора профессии
«Это мой выбор!»
Классный руководитель. Как же работает формула осоз нанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
К л ассный руководитель. Кто из нас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Лети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного вы бора./
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках, если у че ловека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
- Тестирование
Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значение. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с. (Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников. [Дети выполняют задание.) А теперь слушайте ключ к тесту [читает). Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, xopoшие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный, исполнительный, хорошие организаторские способности. (Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонности к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален активен, легко переключается с одного вида деятельности на др .
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор,художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов . Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
VHI. Заключительное слово
Классный руководитель. Выбор профессии - это oчень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт нужно ошибаться».
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали? Примерные ответы детей:
- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор про фессии он не повлияет.
- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
- Главное открытие - разобрался в профессиональной характе ристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих роди телях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей старшей группы на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».
Задачи:Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.Формировать чувство повышенной опасности огня.Формир...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Огонь друг – огонь враг» подготовительной к школе группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности«Огонь друг – огонь враг» ...
Конспект занятия по правилам пожарной безопасности по теме «Огонь – друг, огонь - враг» (для детей подготовительной группы)
Основные задачи: Научить детей правилам поведения при пожаре. Расширить знания детей о правилах пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём. Закрепить знания детей о причинах возникновения п...
Конспект занятия «Огонь — друг, огонь — враг» (подготовительная группа)
Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»возрастная группа: 6-7 летОбразовательные области: безопасность, познание, коммуникация, социализация, физическая культура, труд.Цель: закрепи...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Огонь — друг, огонь — враг»
Цель: закрепить у детей правила пожарной безопасности.Задачи:Образовательная:расширить представления детей о правилах пожарной безопасности и о средствах пожаротушения;учить детей быстро принимать пра...
Конспект практического занятия по противопожарной безопасности в подготовительной коррекционной группе. Тема: «Огонь - друг, огонь - враг»
Конспект практического занятия по противопожарной безопасности в подготовительной коррекционной группе.Тема: «Огонь - друг, огонь - враг»...
Конспект занятия по правилам пожарной безопасности Тема «Огонь – друг, огонь - враг» (для детей подготовительной группы)
Цель: привитие навыков осторожного обращения с огнем, воспитание чувства ответственности....