Доклад выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Доклад выступление на районном семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Теремок» Зерноградского района
Доклад выступление на районном семинаре
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до»
Подготовила:
воспитатель Стрельцова М.Н.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского.
«Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы птиц, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение.
Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля.
Идти надо от близкого к далекому.
Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация.
Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
А чувство любви к Родине - это и есть патриотизм.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка.
Кто должен помочь маленьким дошколятам? Конечно же мы, взрослые!
В последнее время большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской, образовательной деятельности, осуществляться в повседневной жизни.
Ребенок не рождается злым или добрым, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает.
Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
«Народ, незнающий своего прошлого, не имеет будущего» - говорил Михаил Ломоносов, по этому в нашем детском саду большое внимание уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.
Методы патриотического воспитания дошкольников
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
рассказ воспитателя;
наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в хуторе;
беседы о родном хуторе, районе, области, стране, ее истории;
показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
организация тематических выставок;
участие в общественных и календарных праздниках;
участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Работая над проектом «Я ПАТРИОТ», был создан музей Боевой славы, «Аллея памяти», с фотографиями наших дедов и прадедов, рассказами о их героических подвигах, рассказанные нашими бабушками, прабабушками, ветеранами Великой Отечественной Войны. Велась большая работа по подборке материала для создания Аллеи памяти.
Были проведены проекты: «Дети войны», «Дети герои ВОВ», «Ордена и медали моего деда», «Воины - Афганистана».
Каждый год с января по конец февраля проходит месячник оборонно – массовой работы, в который входит:
-Тематические беседы о Родине, об армии, о Защитниках отечества.
- Заучивание стихов, пословиц, песен, поговорок, загадок на военную тематику.
- Рассматривание иллюстраций об армии, о Великой Отечественной войне.
- Культурно-досуговая деятельность: Праздник посвящённый 23 февраля День Защитника Отечества.
- Встреча с воинами Афганской, Чеченской войны.
- Выставка детских рисунков: «Нам нужен мир».
- Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Патриотическое воспитание дошкольников в семье», «Растим патриотов».
- была традиция приглашать на праздники ветеранов ВОВ, затем мы сами ходили в гости к ветеранам, приносили подарочки сделанные руками наших воспитанников, но в 2018г.
Так же мы работаем в тесном контакте с сотрудниками музея Боевой славы Донской СОШ имени генерала армии Дмитрия Даниловича Лелюшенко.
Каждый год принимаем участие в акции «Бессмертный полк», митингах посвящённых Дню Победы, происходит торжественное возложение венков к вечному огню. Эти традиции необходимо чтить и продолжать.
Так же хочется отметить работу наших педагогов к приобщению детей к истокам русской народной культуры, которая определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре.
В нашем детском саду функционирует мини - музей «Русская изба», где расширяется представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Небольшой опыт нашего детского сада свидетельствует, что эффективно процесс нравственно-патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т.д.
Игры по патриотическому воспитанию дошкольников
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры.
Рассматриваются перспективные формы работы с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
- Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачёв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825862-1475679251.jpg)
Готовимся к педсовету«Создание оптимальных условий для организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Краткое планирование подготовки к педагогическому совету по нравственно-патриотическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-1234745-1586096195.jpg)
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление на семинаре...
Доклад к РМО «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»
Доклад к РМО «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС» Докладчик Митякина О.И. воспитатель второй младшей группы МКДОУ «Банно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/16/picture-1044111-1645036915.jpg)
Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС
нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/22/picture-1525007-1716373973.jpg)
Семинар для педагогов «Современный подход к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...