Конспект занятия по развитию речи "Теремок"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Цели:

1. Уточнить и закрепить знания детей о русской народной сказке: «Теремок».

2. Воспитывать интерес и любовь к русской сказке.

 Задачи:

 1. Воспитывать положительные качества у детей – доброта, трудолюбие, дружеские взаимоотношения.

 2. Учить выразительно читать слова, передавать характер героев в драматизации сказочного произведения.

3. Познакомить детей с загадками – рифмами, продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_teremok.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

1. Уточнить и закрепить знания детей о русской народной сказке: «Теремок».

2. Воспитывать интерес и любовь к русской сказке.

 Задачи:

 1. Воспитывать положительные качества у детей – доброта, трудолюбие, дружеские взаимоотношения.

 2. Учить выразительно читать слова, передавать характер героев в драматизации сказочного произведения.

3. Познакомить детей с загадками – рифмами, продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.

Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова «посуда».

Грамматика: закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.

Развивать выразительность речи, силу голоса.

 Оборудование:

 Выставка книжек (русские народные сказки), макет теремка, шапочки-маски героев сказки «Теремок» по количеству детей, карточки с изображением героев сказки на одной стороне и схемы описания – на другой, корзина с фруктами и овощами (яблоко, груша, огурец, помидор, редис), игрушечная лягушка, набор посуды (игрушечный).  

Предварительная работа: знакомство с русскими народными сказками, театрализация сказки «Репка».

Методы и приемы: словесный - художественное слово, игровой – драматизация сказки.    

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей вокруг себя

Воспитатель: Дети, сегодня нам пришла посылка, давайте посмотрим, что там лежит.

Воспитатель достает из посылки игрушечную лягушку:

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Лягушка, лягушка-квакушка…

Воспитатель: Лягушка прискакала к нам из сказки. Как вы думаете, из какой?

Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Разные колёса», «Кораблик» …

Воспитатель: Эта сказка про небольшой домик, в котором хотело поместиться множество разных животных.

Дети: Это - «Теремок».

Воспитатель: Правильно, наша гостья прискакала к нам из сказки «Теремок». Вспомним героев из этой сказки.

Дети: лягушка. мышка…

Воспитатель: Посмотрите, а в посылке еще лежит письмо из «Волшебной сказки».

                                Дидактическая игра «Доскажи словечко»

     Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами.    

 Воспитатель загадывает загадку из конверта, а дети - договаривают в рифму последнее слово - отгадку. Отгадку-картинку воспитатель выставляет на наборное полотно.   Воспитатель: К кому прыгнет лягушка в руки, тот и договаривает отгадку загадки.

- Хитренько взглянула          - На лугу по кочкам

Хвостиком махнула                Прыгают листочки

И исчезла - чудеса                  Выпуклые глазки

Где ты, рыжая …лиса)            И кривые лапки

                                                     Только где же ушки

                                                     Кто это? …(лягушка)

- Ой, зайчишкам не до смеха    

От его клыков и меха            

В зайцах с детства знает толк    

Злой, зубастый, серый … (волк)

 - Кто большой и косолапый            - Ночью ходит, днем он спит.

Мёд достал из улья лапой?               Если сердится – ворчит.

Скушал сладость - и реветь               Он живет в лесу дремучем,

 Как зовут его? … (медведь)              Сам он круглый и колючий.

                                                                   Угадайте, это кто ж?

                                                                  Ну, конечно, это …. (еж)

Воспитатель предлагает всем пройти на стулья.

Воспитатель: Ребята, мы отгадывали загадки о животных. Все эти герои из сказки «Теремок»?

Дети: Нет, ежик не из этой сказки.

Воспитатель: Да, ежик совсем из другой сказки, но каких – то зверей мы забыли.

Дети: Это заяц, мышка.

Воспитатель: Дети вы такие молодцы, а загадки вам понравились. Загадки были похожи на стихи. Дети, после нашего занятия вы разрисуете зверей (раскраску со зверями) из сказки «Теремок».

Воспитатель: Вы хотите поиграть в сказку «Теремок»?

Дети соглашаются.

Воспитатель: Вспомните, что делали герои сказки?

Дети: Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь.

Воспитатель: Кого из зверей не впустили в теремок?

Дети: В теремок не впустили медведя.

Воспитатель: Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка?

Дети: Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель: Как будет просится лягушка в теремок. Послушайте меня…(образец взрослого). Маша, покажи, как будет прыгать лягушка, как она будет проситься в домик?

Воспитатель: А как прибежит к домику мышка? (предлагает двум детям показать) Как они будут проситься в теремок тонким голосом?

Воспитатель: А медведь большой как подойдет к теремку (двум детям предлагает показать) Как он будет говорить грубым голосом?

Вызванные дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь нужно произнести волшебные слова.

Физминутка.

       Мы глазами миг – миг.

       Мы плечами чик – чик.

        Мы руками хлоп – хлоп.

        Мы ногами топ – топ.

         Раз – туда,

         Два – туда,

         А потом – вокруг себя.

         Надо низко наклониться,

         Чтобы в сказке очутиться.  

Воспитатель надевает шапочку – маску на детей.

Воспитатель: Приготовьте свои ушки, будем вместе сказку слушать. Слушать и рассказывать. Зрителям показывать. - Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок. Мимо мышка бежала…

Воспитатель: … В теремочек постучала.

Ребенок-мышка выполняет движения (бежит, подбегает к теремку)

Ребенок- мышка стучит в дверь: Кто, кто в теремочке живет? …

Дети под руководством воспитателя развертывают театральный этюд

Воспитатель: Вот попали в теремок мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок – серый бочок. Стало им весело. И вдруг… В это время мимо теремочка шел медведь. Увидел домик, да как начал реветь. Ребенок-медведь: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

                       

Дидактическая игра «Кто, где спрятался?»

    Цель игры:

     Закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.

    Ход игры:

Воспитатель: Испугались звери и спрятались.

Дети прячутся в пределах обстановки теремка.

Воспитатель: Куда спряталась мышка-норушка? (где сидит зайчик? возле чего сидит лягушка-квакушка? и т.д.).

Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель поправляет их в случае неправильного употребления предлогов и ошибок в составлении предложений (дает правильный образец).

Воспитатель: Подойди, мишка, посмотри, куда спрятался заяц…, лягушка…

Воспитатель: Видит мишка, что звери его боятся. Загрустил. Одиноко ему одному: Не хотят его хозяева впустить, Не хотят его обедом угостить.

Воспитатель: Жалко Мишеньку?

Дети: Жалко. Давайте впустим…

Воспитатель: Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в теремок.

Дети: Заходи к нам, Мишенька в теремок. Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!

Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он. Если понравится Мишке ласковое слово, он сделает шаг к дому.… И на каждое красивое слово он будет делать шаг. Будем называть слова до тех пор, пока медведь не попадет в теремок.

                        Дидактическая игра «Назови словечко»

Цель:

Активизировать в речи детей прилагательные.

Ход игры:

Воспитатель: Какой у нас Мишка?

Дети: Добрый…

Воспитатель: Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда подойди на шаг к дому…

Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый, косолапый, большой, лохматый, красивый, добрый, ласковый, сильный, заботливый), а ребенок-медведь на каждое слово делает шаг.

Воспитатель: Ну, раз в доме нашем гость, надо садиться за стол.

Воспитатель: А ты что это принес в корзинке?

Ребенок-мишка: гостинцы - овощи и фрукты…

Воспитатель: (достает из корзинки огурец). Что это?

Дети: Это огурец.

Воспитатель: Расскажите, какой он.

Дети: Он зеленый, длинный, хрустящий…

Воспитатель: Зеленый, как…

Ребенок: Как крокодил, лягушка, кузнечик…

Воспитатель: Он длинный, как…

Дети: Как веревка, карандаш, палка…

Воспитатель: Он хрустящий, как…

Дети: Как капуста, сухарики, снег под ногами…

Воспитатель: Послушайте, получилась интересная загадка: Он растет на огороде. Хрустящий, как сухарик. Длинный, как карандаш. Зеленый, как лягушка.

Воспитатель: Давайте вместе придумаем загадку про… (достает яблоко). Какое оно?

Дети называют признаки (качества): круглое, красное, сладкое, сочное, растет на дереве. Воспитатель просит, сказать, что бывает таким же.

Воспитатель: Составим загадку про яблоко. Оно растет на дереве. Круглое, как мячик, сочное, как арбуз, красное, как солнышко.

Воспитатель: А теперь будем стол мы накрывать, да медведя угощать. Что поставим на стол? Какая посуда нам понадобиться для чаепития?

Дети: Чашки.

Воспитатель: Зайчик, принеси, пожалуйста, чашку.

Воспитатель: Чтобы чай был вкусный, надо бы сахару принести. Во что насыпают сахар?

Ребенок: В сахарницу. Я принесу сахарницу.

Воспитатель: А масло в чем хранится?

Ребенок: В масленке. Я принесу масленку.

Воспитатель: А конфеты куда мы положим?

Ребенок: В конфетницу…

Воспитатель: Мишка, наверно, любит чай с молоком. Во что мы его нальем?

Ребенок: в молочницу.

Воспитатель уточняет назначение предметов посуды.

Воспитатель: Мы поставили на стол и чашки, и блюдца, молочник, чайник. Как это можно назвать одним словом?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Оказывается, вы хорошо знаете сказку «Теремок».

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им интересно было делать. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

Воспитатель: Дети, а теперь мы будем пить чай со сладостями.

Занятие заканчивается сюжетно – ролевой игрой «Чаепитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...