Использование мнемотехники при обучении детей рассказыванию и развитию диалогической речи
статья по логопедии (старшая группа)

Александрова Ирина Анатольевна

 Самый чувствительный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3-х до 9-ти лет. В этот период активно развиваются психические функции дошкольника: восприятие, память, внимание и мышление. Научно и практически установлено, что в дошкольном возрасте у ребенка развиваются все виды мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. В статье обратим внимание на использование приемов мнемотехники для развития памяти детей с нарушением речи.

  Приемы мнемотехники позволяют более полно и рационально усвоить предлагаемую информацию. Методика обучения дошкольников на основе мнемотехнических таблиц и коллажей позволяет одновременно развить все психические процессы, общие способности и интеллект. Научить ребенка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли – еще одна важная задача методики. Трудные для восприятия и запоминания темы, с помощью этой методики, раскрываются легко, интересно и доступно

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_aleksandrova_i.a.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники при  обучении детей рассказыванию и развитию диалогической речи

   

Александрова Ирина Анатольевна – учитель-логопед ГБДОУ № 10 Невского района Санкт-Петербурга

        Самый чувствительный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3-х до 9-ти лет. В этот период активно развиваются психические функции дошкольника: восприятие, память, внимание и мышление. Научно и практически установлено, что в  дошкольном возрасте у ребенка развиваются все виды мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. В статье обратим внимание на использование приемов мнемотехники для  развития памяти детей с нарушением речи.

     Приемы мнемотехники позволяют более полно и рационально усвоить предлагаемую информацию. Методика обучения дошкольников на основе мнемотехнических таблиц и коллажей позволяет одновременно развить  все психические процессы, общие способности и интеллект. Научить ребенка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли – еще одна важная задача методики. Трудные для восприятия и запоминания темы, с помощью этой методики, раскрываются легко, интересно и доступно [1].

       Основной задачей логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить из связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, в формировании личностных качеств. К концу дошкольного периода ребенок овладевает основными формами речи, присущими взрослым. Целенаправленное формирование связной речи или смыслового развернутого высказывания, обеспечивающее общение и взаимопонимание предусматривает два основных аспекта речи:

- формирование диалогической речи;

- развитие монологической речи, прежде всего, обучение детей  рассказыванию.

          Диалог – это первичная форма общения, она более естественная, автоматическая. Диалогическая речь носит ситуативный, реактивный характер и строится по схеме: стимул-реакция. У детей дошкольного возраста в речи в основном преобладают вопросы, ответы, предложения короткие, высказывания заменяются междометиями, жестами. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному и последовательному изложению своих мыслей, логопед помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко – и словопроизношения. Иными словами, педагог совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение дошкольниками заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами [2, 3].

      Эффективность работы педагога будет зависеть от того, насколько полно и объемно и с помощью каких приемов проводилось коррекционное обучение, включающее работу над словом, словосочетанием и предложением.

      В конце дошкольного возраста дети начинают осознавать запоминание чего – либо, как специальную цель. Для ее достижения они стараются применять волевые и интеллектуальные усилия, используют специальные средства, называемые в науке мнемическими (от имени Мнемозины, в греческой мифологии богини памяти). Это значит, что память меняет свое место в психике ребенка и становится особым целенаправленным действием, занимающим свое место в структуре интеллектуальной деятельности. Здесь на помощь детям пришла мнемотехника, которая предлагает искусственные приемы для запоминания в виде мнемотаблиц и коллажей.

    Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Они бывают развивающие и обучающие.

         Общие задачи для всех видов мнемотаблиц.

  1. Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания).
  2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в  пары, группы, целое; умение систематизировать.
  3. Развитие логики.
  4. Развитие образного мышления.
  5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
  6. Содержание информации по всем направлениям учебной программы.
  7. Развитие смекалки, тренировка памяти.
  8. Навык правильно воспроизвести графически.

      Работа с мнемотаблицей используется, как последняя часть логопедического занятия. Логопед показывает таблицу детям, расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Далее дается время на запоминание таблицы. Мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти.

     Значимым при использование мнемотаблиц является организация словарной работы с детьми с нарушением речи.   Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не только запоминать слова, но и уметь свободно ими пользоваться. В процессе словарной работы предлагаются различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, его различным оттенкам и значениям. Сформировать  у них умения подбирать слово, которое больше всего подходит в данной ситуации. Следует помнить, что на этих занятиях надо параллельно вести работу над формированием лексико-грамматической стороны речи и развитием фонематических функций.

     Учитывая все особенности словарной работы, логопед строит свои занятия так, чтобы материал усваивался легко и максимально. Хочу предложить некоторый наработанный мною материал, который поможет облегчить работу с детьми на подгрупповых  занятиях, выбрать особую структуру занятия, на котором дети могут заниматься без физического, эмоционального и психического напряжения на протяжении длительного времени. Овладение приемами работы с мнемотаблицами позволяет значительно сократить время обучения.

        Задачи, реализуемые в работе с развивающими мнемотаблицами:

  • развитие основных психических процессов;
  • перекодирование информации;
  • образование логических связок, правил графического воспроизведения.

      Работа над мнемотаблицами проходит в несколько этапов. Рассмотрим таблицу на автоматизацию звука и буквы [А], закрепление лексической темы «Овощи, фрукты».

     1 этап.  Детям показывается таблица и разбирается то, что на ней изображено: рисунки, буквы, то есть информация группируется.

    2 этап. Составление сюжета, то есть отработка одного из методов запоминания.

       Например: Мама пошла в огород, собрала фрукты и положила в вазу. А для обеда собрала овощи и положила их в кастрюлю.

Возможны варианты составления других сюжетов.

     3 этап. Определение логических связок. Мнемотаблицу педагог составляет таким образом, чтобы можно было установить как можно больше  логических связок. Например, при разборе детям задаются следующие вопросы: Как запомнить, как все расположено? И далее проводятся логические связки:

Арбуз, ананас, апельсин – это фрукты, их кладем в вазу.

Репа, свекла, редиска – это овощи, их кладем в кастрюлю.

 В словах: арбуз, ананас, апельсин, звук [А] стоит в начале слова. В словах:  репа, свекла, редиска – в конце слова.

В вазу мы кладем слова со звуком  [А]  в начале слова,  а в кастрюлю слова со звуком  [А]  в конце слова.

       Каждая мнемотаблица имеет свой ключ к запоминанию информации. В описываемой мнемотаблице – это буква [А]  и рисунки ваза и кастрюля.

       Разбор мнемотаблицы идет в течение 1-2 минуты. Затем дается время для запоминания 10 – 15 секунд (фактор внимания). Мнемотаблица убирается и дети воспроизводят ее графически по памяти.

       Психика человека устроена так, что любая информация помимо нашей воли цепляет, как – то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями.

       В качестве ассоциаций можно использовать открытки, которым дети дают названия самостоятельно или с помощью взрослого. Логопед показывает открытку и спрашивает детей: Что напоминает вам эта открытка? Если дети затрудняются в названии, логопед дает установку. Например, открытка, на которой изображены красные розы. Логопед дает название «Клубника»”, проводя при это параллели, почему так назвал (т.к. по форме и по цвету розы похожи на ягоды клубники). Таким образом, дети дают названия и запоминают сразу до десяти открыток. Затем проводится работа по прямому и обратному счету.

        Также можно подбирать  и показывать открытки парами. Например: девочка – колокольчик, и объяснить, почему эти две открытки показаны вместе (колокольчик – это украшение, а девочки любят носить украшения). Аналогично проводится работа с другими открытками: цветы - салют, ромашка – солнце, мимоза – светлячки и т.д.

        Далее мы описываем приемы использования ассоциативной памяти детей при составлении сюжетных рассказов (по открыткам).

        Все те же знакомые открытки эффективно использовать при составлении сюжетных рассказов. Работа ведется следующим образом:

  • педагог подбирает серию открыток (до 10 штук) на определенную тему, затем показывает детям, давая название каждой, опираясь при этом на ассоциации детей. Например: тема   «Новый год». Открытки: Дед Мороз, елочка, подарки, фонарик, украшения и т.д.;
  • педагог составляет рассказ, используя открытки и их ассоциативные названия. Например: Наступила зима, приближается праздник – Новый год. Дед Мороз срубил в лесу елочку. Он взял подарки для детей и отправился на праздник к детям. В лесу он освещал дорогу фонариком….

Так составляется рассказ из 8 – 10 предложений.

     Использование мнемотехники при коррекционной работе с детьми помогает логопеду не только разнообразить свои занятия, внести в них живую, эмоциональную струю, но и может способствовать усвоению нового и закреплению пройденного материала, развивать умственную активность и интеллектуальные способности детей.

     Список литературы

  1. Бойкова С.В. занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. – СПб.: КАРО, 2010.
  2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: ДРОФА, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности

Театр - удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими, к...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «Рассказывание сказки «Теремок»

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить ...

Использование новых форм и приёмов в развитии диалогической и монологической речи у детей с речевыми нарушениями

В работе с детьми с речевыми нарушениями можно использовать следующие инновационные технологии: синквейн, мнемотаблицы, кинезиологию, биоэнергопластику....

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждениедетский сад№ 37 г. Новочеркасск       МАСТЕР-КЛАСС «Использование  театра «Би-ба-бо» в разви...