Использование мнемотехники при обучении детей рассказыванию и развитию диалогической речи
статья по логопедии (старшая группа)
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3-х до 9-ти лет. В этот период активно развиваются психические функции дошкольника: восприятие, память, внимание и мышление. Научно и практически установлено, что в дошкольном возрасте у ребенка развиваются все виды мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. В статье обратим внимание на использование приемов мнемотехники для развития памяти детей с нарушением речи.
Приемы мнемотехники позволяют более полно и рационально усвоить предлагаемую информацию. Методика обучения дошкольников на основе мнемотехнических таблиц и коллажей позволяет одновременно развить все психические процессы, общие способности и интеллект. Научить ребенка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли – еще одна важная задача методики. Трудные для восприятия и запоминания темы, с помощью этой методики, раскрываются легко, интересно и доступно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aleksandrova_i.a.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники при обучении детей рассказыванию и развитию диалогической речи
Александрова Ирина Анатольевна – учитель-логопед ГБДОУ № 10 Невского района Санкт-Петербурга
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3-х до 9-ти лет. В этот период активно развиваются психические функции дошкольника: восприятие, память, внимание и мышление. Научно и практически установлено, что в дошкольном возрасте у ребенка развиваются все виды мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. В статье обратим внимание на использование приемов мнемотехники для развития памяти детей с нарушением речи.
Приемы мнемотехники позволяют более полно и рационально усвоить предлагаемую информацию. Методика обучения дошкольников на основе мнемотехнических таблиц и коллажей позволяет одновременно развить все психические процессы, общие способности и интеллект. Научить ребенка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли – еще одна важная задача методики. Трудные для восприятия и запоминания темы, с помощью этой методики, раскрываются легко, интересно и доступно [1].
Основной задачей логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить из связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, в формировании личностных качеств. К концу дошкольного периода ребенок овладевает основными формами речи, присущими взрослым. Целенаправленное формирование связной речи или смыслового развернутого высказывания, обеспечивающее общение и взаимопонимание предусматривает два основных аспекта речи:
- формирование диалогической речи;
- развитие монологической речи, прежде всего, обучение детей рассказыванию.
Диалог – это первичная форма общения, она более естественная, автоматическая. Диалогическая речь носит ситуативный, реактивный характер и строится по схеме: стимул-реакция. У детей дошкольного возраста в речи в основном преобладают вопросы, ответы, предложения короткие, высказывания заменяются междометиями, жестами. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному и последовательному изложению своих мыслей, логопед помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко – и словопроизношения. Иными словами, педагог совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение дошкольниками заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами [2, 3].
Эффективность работы педагога будет зависеть от того, насколько полно и объемно и с помощью каких приемов проводилось коррекционное обучение, включающее работу над словом, словосочетанием и предложением.
В конце дошкольного возраста дети начинают осознавать запоминание чего – либо, как специальную цель. Для ее достижения они стараются применять волевые и интеллектуальные усилия, используют специальные средства, называемые в науке мнемическими (от имени Мнемозины, в греческой мифологии богини памяти). Это значит, что память меняет свое место в психике ребенка и становится особым целенаправленным действием, занимающим свое место в структуре интеллектуальной деятельности. Здесь на помощь детям пришла мнемотехника, которая предлагает искусственные приемы для запоминания в виде мнемотаблиц и коллажей.
Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Они бывают развивающие и обучающие.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц.
- Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания).
- Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.
- Развитие логики.
- Развитие образного мышления.
- Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
- Содержание информации по всем направлениям учебной программы.
- Развитие смекалки, тренировка памяти.
- Навык правильно воспроизвести графически.
Работа с мнемотаблицей используется, как последняя часть логопедического занятия. Логопед показывает таблицу детям, расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Далее дается время на запоминание таблицы. Мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти.
Значимым при использование мнемотаблиц является организация словарной работы с детьми с нарушением речи. Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не только запоминать слова, но и уметь свободно ими пользоваться. В процессе словарной работы предлагаются различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, его различным оттенкам и значениям. Сформировать у них умения подбирать слово, которое больше всего подходит в данной ситуации. Следует помнить, что на этих занятиях надо параллельно вести работу над формированием лексико-грамматической стороны речи и развитием фонематических функций.
Учитывая все особенности словарной работы, логопед строит свои занятия так, чтобы материал усваивался легко и максимально. Хочу предложить некоторый наработанный мною материал, который поможет облегчить работу с детьми на подгрупповых занятиях, выбрать особую структуру занятия, на котором дети могут заниматься без физического, эмоционального и психического напряжения на протяжении длительного времени. Овладение приемами работы с мнемотаблицами позволяет значительно сократить время обучения.
Задачи, реализуемые в работе с развивающими мнемотаблицами:
- развитие основных психических процессов;
- перекодирование информации;
- образование логических связок, правил графического воспроизведения.
Работа над мнемотаблицами проходит в несколько этапов. Рассмотрим таблицу на автоматизацию звука и буквы [А], закрепление лексической темы «Овощи, фрукты».
1 этап. Детям показывается таблица и разбирается то, что на ней изображено: рисунки, буквы, то есть информация группируется.
2 этап. Составление сюжета, то есть отработка одного из методов запоминания.
Например: Мама пошла в огород, собрала фрукты и положила в вазу. А для обеда собрала овощи и положила их в кастрюлю.
Возможны варианты составления других сюжетов.
3 этап. Определение логических связок. Мнемотаблицу педагог составляет таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Например, при разборе детям задаются следующие вопросы: Как запомнить, как все расположено? И далее проводятся логические связки:
Арбуз, ананас, апельсин – это фрукты, их кладем в вазу.
Репа, свекла, редиска – это овощи, их кладем в кастрюлю.
В словах: арбуз, ананас, апельсин, звук [А] стоит в начале слова. В словах: репа, свекла, редиска – в конце слова.
В вазу мы кладем слова со звуком [А] в начале слова, а в кастрюлю слова со звуком [А] в конце слова.
Каждая мнемотаблица имеет свой ключ к запоминанию информации. В описываемой мнемотаблице – это буква [А] и рисунки ваза и кастрюля.
Разбор мнемотаблицы идет в течение 1-2 минуты. Затем дается время для запоминания 10 – 15 секунд (фактор внимания). Мнемотаблица убирается и дети воспроизводят ее графически по памяти.
Психика человека устроена так, что любая информация помимо нашей воли цепляет, как – то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями.
В качестве ассоциаций можно использовать открытки, которым дети дают названия самостоятельно или с помощью взрослого. Логопед показывает открытку и спрашивает детей: Что напоминает вам эта открытка? Если дети затрудняются в названии, логопед дает установку. Например, открытка, на которой изображены красные розы. Логопед дает название «Клубника»”, проводя при это параллели, почему так назвал (т.к. по форме и по цвету розы похожи на ягоды клубники). Таким образом, дети дают названия и запоминают сразу до десяти открыток. Затем проводится работа по прямому и обратному счету.
Также можно подбирать и показывать открытки парами. Например: девочка – колокольчик, и объяснить, почему эти две открытки показаны вместе (колокольчик – это украшение, а девочки любят носить украшения). Аналогично проводится работа с другими открытками: цветы - салют, ромашка – солнце, мимоза – светлячки и т.д.
Далее мы описываем приемы использования ассоциативной памяти детей при составлении сюжетных рассказов (по открыткам).
Все те же знакомые открытки эффективно использовать при составлении сюжетных рассказов. Работа ведется следующим образом:
- педагог подбирает серию открыток (до 10 штук) на определенную тему, затем показывает детям, давая название каждой, опираясь при этом на ассоциации детей. Например: тема «Новый год». Открытки: Дед Мороз, елочка, подарки, фонарик, украшения и т.д.;
- педагог составляет рассказ, используя открытки и их ассоциативные названия. Например: Наступила зима, приближается праздник – Новый год. Дед Мороз срубил в лесу елочку. Он взял подарки для детей и отправился на праздник к детям. В лесу он освещал дорогу фонариком….
Так составляется рассказ из 8 – 10 предложений.
Использование мнемотехники при коррекционной работе с детьми помогает логопеду не только разнообразить свои занятия, внести в них живую, эмоциональную струю, но и может способствовать усвоению нового и закреплению пройденного материала, развивать умственную активность и интеллектуальные способности детей.
Список литературы
- Бойкова С.В. занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. – СПб.: КАРО, 2010.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: ДРОФА, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
В статье представлен опыт работы по использованию интерактивных технологий в НОД....
Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
Театр - удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими, к...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «Рассказывание сказки «Теремок»
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить ...
Использование новых форм и приёмов в развитии диалогической и монологической речи у детей с речевыми нарушениями
В работе с детьми с речевыми нарушениями можно использовать следующие инновационные технологии: синквейн, мнемотаблицы, кинезиологию, биоэнергопластику....
Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...
Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...
МАСТЕР-КЛАСС «Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждениедетский сад№ 37 г. Новочеркасск МАСТЕР-КЛАСС «Использование театра «Би-ба-бо» в разви...