"Развитие речи детей дошкольного возраста"
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Стерликова Антонина Алексеевна

Из опыта работы по теме "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_tonya.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад №2" Стерликовой А.А.

Цель: - обогащать, активизировать словарь детей;

            - развивать звуковую культуру речи;

            - формировать диалогическую речь детей, как средство коммуникации;

            - формировать интонационную выразительрость речи;

            - учить детей отвечать на вопросы;

            - знакомить детей с произведениями художественной литературы;

            - упражнять детей в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя.

В психологическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процесов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Естественная речевая среда, в которой оказываются дети бедна. Имеет место дефицит общения со взрослыми и дефицит впечатлений об окружающем мире. В ДОУ предусматривается расширение среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей.

Над темой: «Развитие речи детей дошкольного возраста» я работаю несколько лет. И считаю эту задачу одной из главных. Обучение осуществляю с учетом возрастных особенностей детей.

 В старших группах это:

 - потребность в мыслительной деятельности, любознательности, проявлении многочисленных вопросах, способность к умозаключениям;

- становление личностного типа общения, когда ребенок оценивает происходящие вокруг него события.

В работе со старшими детьми ставила перед собой задачи:

- обогатить, уточнить и активизировать словарь детей;

- воспитание ЗКР;

-учить детей свободно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших сказок и рассказов (пересказ);

-развивать интерес и любовь к художественной литературе.

Для обогащения и уточнения словаря использовала следующие приемы: называла предмет, действие, качество, выделяла новое слово и предлагала повторить («Мне хорошо запомнился взъерошенный воробей.»  Как я сказала о воробье?) Дети запоминали и начинали пользоваться новым словом в других видах деятельности. Педлагала детям поразмышлять над новым словом: «Стоял погожий день» ( какой это был день?), давала несколько характеристик объекта и просила выбрать ту которая подходит более точно(шалунья – озорница – плутовка и др.). Для активизации словаря задавала детям вопросы(что это?, что делает?,где?,когда?). Использовала дидактические упражнения: «Кто больше назовет»(качеств, признаков). «Скажи наоборот»(антонимы). Дидактические игры  «Отгадай загадку», «Вершки и корешки», дид. игры на группировку и классификацию предметов «Назови одним словом» (посуда, одежда) и др. Проводила занятия по ЗКР. С детьми работала и учитель – логопед (у некоторых детей были недостатки в произношении звуков). Учила детей отвечать на вопросы, задавала вопросы, которые заставляли детей размышлять (почему ты так думаешь? Почему это произошло? И др.) Учила детей  свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок и рассказов без помощи (воросов) воспитателя  «Умей обождать» К.Д.Ушинского, «Еж» А.Н.Толстого и др. Затрудняющимся детям задавала вопросы побуждающие детей припомнить отдельные факты, события. Проводила с детьми беседы, куда включала вопросы требующие описания(объектов, действий, пейзажа) например: «Посмотрите на ежиху. Что можно о ней рассказать?». Учила детей осваивать интонационные средства выразительности(тэмп речи, собдюдать паузы и ударения. Для этого учили стихи к праздникам, о временах года, перессказывали художественные тексты, игры – инсценировки «Заюшкина избушка», «Под грибом» - в музыкальном сопровождении. Дети с удовольствием учили и запоминали стихи, а затем читали на праздниках.Разбирали в рассказах трудные слова – первоцвет(расцветает первым) и др. Проводила с детьми занятия по развитию речи. Наблюдали за животными и птицами. На занятиях систематизировала знания (Что мы знаем о птицах?) и др. Итоговые беседы о временах года.Развивала интерес и любовь к книге. Ежедневно читала детям знакомые и новые произведения художественной литературы, рассматривали илюстрации к книгам. Русские народные сказки:  «Заяц – хваста», «Царевна – лягушк», «Лиса и кувшин», «Финист – ясный сокол» и др.  Небылицы. Считалки, Скороговорки, Загадки. Стихи: Весна А.Плещеев, Колокольчики мои… А.К.Толстой, сказки А.С.Пушкина, Приключения Незнайки и его друзей., Живая шляпа Н.Носов и многие другие.К шести годам дети практически овладели всеми сторонами родного языка: звуковым составом, грамматическим строем речи.

В работе с детьми второй младшей группы поставила следующие задачи:

- обогащать словарь;

- развивать ЗКР;

- формировать диалогическую речь, как средство коммуникации;

- формировать интонационную выразительность речи.

Чтобы выполнить эти задачи считаю необходимым:

- интенсивно обогащать речь ребенка путем восприятия речи и рассказов взрослых;

Развивать диалогическую речь. Дети этого возраста готовы слушать о чем угодно, лишь бы говорили ему и для него.

Для обогащения словаря буду использовать рассказы о предстоящих событиях:(«нас старшие ребята пригласили на спектакль…», «скоро новый год и к нам придет елка… и т. д.»

Особенно важно разговаривать с детьми, когда приобретаем культурно – гигиенические навыки(чтение потешек).

Детям этого возраста необходимо предлагать повторить искаженное им слово правильно. Буду проговаривать трудное слово сама, четко артикулируя звуки.

Будем рассматривать картинки – дети самостоятельно могут высказываться. С детьми этого возраста рассматриваем книжные иллюстрации. Дети активно подражают воспитателю.

В ролевых играх дети и воспитатель ведут между собой диалоги. Эти игры – прекрасное средство для развития речи ребенка, умение высказывать свои мысли. В играх особое внимание уделяю обогащению речи(«Больница», «Семья»).

Считаю, что речевое развитие ребенка зависит от целенаправленного педагогического воздействия способствующего формированию конкретных речевых умений:

- создавать определенные ситуации;

- общаться с детьми посредством диалога;

- повторение и закрепление пройденного материала(подвижные игры с текстами,хороводные игры, настольно – печатные игры;

- принимать активное участие в самостоятельных играх детей, обучая их игровым действиям, показывая речевые образцы;

- так же необходимо вести работу с родителями (беседы, консультации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...