"Психолого-педагогические аспекты в реализации познавательно – речевого развития детей "
консультация (развитие речи) по теме
Предварительный просмотр:
Психолого - педагогические аспекты в реализации познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста средствами художественной литературы
Речь – чудесный дар природы.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических приемов и собственных речевых упражнений ребенка.
Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии, в процессе художественно – эстетического развития. Интегрированный подход позволяет осуществлять нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.
В ходе реализации задач познавательно – речевого развития дошкольников требуется соблюдение психолого-педагогических аспектов:
- создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;
- организация педагогического процесса познавательно - речевого развития дошкольников средствами художественной литературы;
- комплексный подход к освоению художественной литературы;
- сотворчество детей и взрослых;
- предоставление детям возможности собственного решения по использованию эмоционального фона выбора книг в условиях работы с художественной литературой;
- ориентированность на построение личностно-индивидуальных отношений взрослого и ребенка.
Хочется более подробно остановиться на возрастных особенностях восприятия художественной литературы дошкольниками.
В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Особенно их привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия.
В возрасте 4—5 лет ребенок знакомится с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и к различным видам творческой деятельности на их основе.
Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей данного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
Дети 5-6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ художественной произведения должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
На седьмом году жизни у детей наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литературной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста приближается к уровню собственно эстетической деятельности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.
Основными методами восприятия художественной литературы считаются:
- Чтение воспитателя по книге или наизусть
- Рассказывание воспитателя
- Инсценирование
В наше время, чтобы привлечь внимание ребенка к книге необходимо использовать и нетрадиционные методы, такие как прослушивание аудиозаписи, чтение в игровой деятельности, просмотр видеофильмов, диафильмов, метод проектов.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром художественной литературы. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными и практическими: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: в НОД и СОД.
В методике следует выделить такие вопросы, как подготовка и методические требования к образовательной деятельности, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
Подготовка включает следующие моменты: обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой; определение программного содержания – литературной и воспитательной задач; подготовка воспитателя к чтению произведения. В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
Необходимо помнить, что знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД. В ходе работы чтение и рассказывание книг организуется во всех моментах жизни детей в детском саду, его связываю с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Удачи в воспитании Вашего малыша!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста
В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....
Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста.
Консультация для родителей. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста....
Психолого-педагогические проблемы социально-эмоционального и нравственного развития детей дошкольного возраста
Развитие социальной компетентности и нравственного воспитания - ваный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной изни и общественных отношений....
«Использование психолого-педагогической технологии «Эйдетика» в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Материалы мастер-класса могут использоваться в практике воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях при работе с детьми 5-7 лет....
"Психолого-педагогические аспекты влияния эмоций на развитие детей"
Эмоции и их проявления всегда привлекали доскональное внимание исследователей, им отводилась одна из главных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Проблема эмоционального...
Индивидуальный маршрут Психолого – педагогического сопровождения по разделу программы «речевое развитие» воспитанника средней группы.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющ...
Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамических ...