"Осенний урожай"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Очень хорошее занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в средней группе "Осенний урожай"
Программное содержание:
- Учить детей сравнивать овощи и фрукты и описывать их по схеме.
- Развивать мышление и мелкую моторику рук.
- Учить отгадывать загадки, уточнять качественные признаки овощей и фруктов, согласовывать определения и существительные.
- Воспитывать умение поддерживать беседу, выражать положительные эмоции при отгадывании загадок.
Оборудование:
- муляжи овощей и фруктов;
- корзинка;
- 2 тарелки разного цвета;
- разрезные картинки;
- схема по составлению описательного рассказа.
Ход занятия
1. Дети заходят в группу, их встречает воспитатель в костюме Осени.
- Здравствуйте, ребята!
Я – Осень, в гости к вам пришла.
Вам подарки принесла!
Дети идут по кругу медленно, держась за руки, и говорят:
- Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пирожки!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для каши, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок насушим!
Осень: А уж яблоки, что мёд!
Дети: На варенье, на компот!
Осень: Принесла я мёду!
Дети: Полную колоду?
Дети идут в другую сторону по кругу и говорят:
Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
2. Отгадывание загадок.
Осень: У меня в корзинке для вас подарки. Если хотите узнать, что вам в подарок принесла, то вы должны отгадать мои загадки.
(дети садятся на стульчики)
- Круглый, оранжевый, солнечный, сладкий. Растёт на дереве (апельсин).
- Продолговатый, красный, сочный, вкусный. Растёт на грядке (перец).
- Синяя, сладкая, мягкая, овальная, гладкая, спелая. Растёт на дереве (слива).
- Продолговатая, вкусная, жёлтая, сладкая, мягкая. Растёт на дереве (груша).
- Белая, круглая, сочная, большая, хрустящая. Растёт на грядке (капуста).
- Круглый, большой, вкусный, красный, мягкий. Растёт на грядке (помидор).
- Продолговатый, шершавый, длинный, зелёный, твёрдый. Растёт на грядке (огурец).
- Круглое, румяное, сочное, гладкое, наливное. Растёт на дереве (яблоко).
(Дети называют овощи и фрукты, а Осень достаёт из корзинки отгаданный предмет и выкладывает его на стол).
3. Физкультминутка “Яблоко” (выполняется под музыку)
Вот так яблоко! Оно – | встали, руки в стороны, |
4. Игра-упражнение “Куда что положить?”
Осень: Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат и овощи, и фрукты.
Помогите мне, пожалуйста, разделить овощи и фрукты. Овощи будем складывать на тарелку красного цвета, а фрукты – на тарелку синего цвета. Ребёнок по желанию подходит к столу, берёт предмет и называет его, например: “помидор - это овощ” и кладёт его на тарелку красного цвета. (Если кто-то из детей затрудняется с ответом, воспитатель задаёт наводящие вопросы “У тебя овощ или фрукт?”, “На тарелку какого цвета надо положить фрукт?”.)
5. Игра “Разрезные картинки”.
Осень: А сейчас я вам хочу подарить картинки (подходим к столам).
Ой, ребята, посмотрите, все картинки разлетелись на части. Давайте соберём каждый свою картинку, чтобы она была целая.
Дети складывают картинку, воспитатель даёт задание назвать цвет и форму предмета, например: “Это апельсин. Он круглый и оранжевый”. Описание предметов происходит с опорой на схему.
6. Анализ занятия.
Осень: Понравилось вам занятие? О чём мы сегодня говорили?
Ребята, с вами весело играть,
Песни петь и танцевать,
Но ведь пора в дорогу мне.
Вслед за Осенью Зима
В двери к нам стучится,
Буду снова через год
С вами веселиться!
До свидания!
«Путешествие в осенний лес»
Программное содержание:
- развивать мелкую моторику рук у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;
- продолжать учить проговаривать и запоминать за воспитателем потешки, пальчиковые игры; развивать активную речь у детей 4-5 лет, ее выразительность, эмоционально отзываться на содержание потешки;
- закрепить знания детей об осени, осенних явлениях, пополнить знания детей о жизни животных в лесу, обогащать словарный запас детей на тему «Осень», осуществлять правильный подбор прилагательных к существительным;
- развивать интерес к нетрадиционным формам работы с бумагой – мять, сминать, сжимать пальчиками бумагу до размеров маленького комочка – ягодки;
- отрабатывать аккуратность при наклеивании комочка бумаги – ягоды рябины к веточке;
- воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал (осенний лес)
– Ребята, куда мы с вами попали. Приглашаю Вас на лесную прогулку.
В:
Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
На зов ответит зовом,
На слово тем же словом
На смех ответит смехом
Нам отвечает … эхо
В: Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.
В:
Собирайся, детвора! ра-ра
Начинается игра ра-ра
Да ладошек не жалей лей-лей
Бей в ладошки веселей лей-лей
Сколько времени сейчас час-час
Сколько будет через час час-час
И неправда: будет два два-два
Думай, думай голова ва-ва
Вы хорошие всегда да-да
Или только иногда да-да
Не устали отвечать чать-чать
Разрешаю помолчать.
В: Вот какое веселое эхо с нами играло. А теперь ребятки послушайте загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой
Катеньку – малиной,
Васю – хворостинкой
В: Про что эта загадка, что за богатырь такой, всех угощает, грибы, ягоды раздает?
Дети: Про лес загадка
В: А вот еще одну отгадаете?
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
Дети: Осенью.
В: Поглядите вокруг какое время года в нашем лесу?
Дети: Осень.
В: Давайте вспомним, Какие приметы осени вы знаете:
- На улице стало холодно
- Солнце светит мало, прячется за тучи
- Tучи на небе серые, темные, синие
- Часто идет дождь
- На дорогах лужи
- Листочки опадают с деревьев
- Листопад на улице
- Деревья стоят голые
- Травка пожелтела
- Птицы улетают в теплые края
- Звери готовятся к зиме
В: Расскажите мне стихи про осень
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.
Осень наступила высохли цветы
И глядят уныло голые кусты
Туча небо кроет солнце не блестит
Ветер в поле воет, дождик моросит
В: Молодцы ребята очень красивые стихи про осень. А давайте мы с вами соберем осеннюю картину.
(На фланелеграфе выложить дерево + листок к нему, пенек + гриб рядом, тучи синие + дождь, капли, птицы улетают)
В: Какое у нас красивое дерево получилось. А мы сейчас расскажем и покажем про наши деревья в лесу.
Пальчиковая игра:
Деревья в лесу росли (руки вверх, кисти раскрыть
И с ветром дружили они кисти влево – вправо)
Лишь только вздохни ветерок (встряхивают кистями)
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит (быстро шевелить пальцами)
И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш… (опускать руки, кисти плавно
вправо – влево)
В: Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили. Почему никого не видели?
Дети: Звери готовятся к зиме
В: А как готовятся к зиме Миша-медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)
В: А про ежика что расскажите? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)
В: Что делает белочка в лесу? (Cобирает орехи, грибы, несет в дупло)
В: Медведь спать ложится, ежик тоже, а как зайка готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)
В: Пойдем по лесной тропинке, может встретим зверей в лесу. (Из под пенька дерева, куста – уши животных торчат, там шапочки – маски детям)
Дети находят шапочку – маску медведя, одеваем одному ребенку. Потешка + пальчиковая игра про мишку
В: Чьи это ушки? (Медвежьи, медведя) Какие ушки? (Круглые, коричневые)
Мишка по лесу гуляет
В корзинку шишки собирает
Шишка – раз, шишка – два
Положу я их сюда.
А какая это шишка?
«Я не знаю» - шепчет Мишка
Научим мишку мы считать
Один, два, три, четыре, пять
Ребенок в маске мишки:
В берлогу скоро лягу спать
За осенью зима придет опять
Пусть мне во сне приснится мед
Проснусь когда весна придет.
В: А вот это чьи ушки?
Дети: Заячьи! Как уши у зайца? (Длинные, белые, пушистые)
(Одеваем ребенку)
Пальчиковая игра:
Дети:
Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат
Он прыгает и скачет
Веселит своих зайчат
Ребенок зайка:
Пора мне зайчику линять
Пора мне шубку поменять
Зимой быть серым не могу
Меня заметят на снегу
В: Кто-то там шуршит под елкой?
Дети: Ежик (достать уши ежа)
В: Какие ушки у ежика? (Маленькие, черные)
(Одеть ребенку)
Пальчиковая игра:
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норки
А под листьями лежат
Двое я маленьких ежат.
Ребенок ежик:
Я тоже буду спать как мишка
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил
Мне нужно отдохнуть за это.
В: А кто это с ветки прыг да скок? Чьи такие ушки? (Беличьи, белки)
Ребенок белка:
Далеко еще зима, но не для потехи
Тащит белка в закрома ягоды, орехи
В: И мы знаем про ягоды потешку
Пальчиковая игра:
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю
Ягод – полное лукошко
Я попробую немножко
Сколько ягодок в корзине?
Один, два, три, четыре, пять –
Снова буду собирать.
В: Ой, ребята ветер подул и засыпало листьями угощения для зверей. Помогите мне их найти. Пальчиками осторожно расчищайте и найдите, что там спрятано. (На подносе яблоко, гриб, орех, ягодная ветка)
В: Кто любит яблочко, орех, гриб, ягоды, морковку?
В: Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим лесным друзьям. Всем подарить веточку рябины, а зайке – морковку, потому что он ее очень любит. Проходите за столы, и ты миша, и ты зайка, и белочка. И ежик присоединяйтесь к нам.
Работа детей за столами; нарисована ветка рябины, на нее приклеиваем ягоды из бумаги (бумагу сминать, мять до размеров маленького комочка и наклеивать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие: развивать связную ре...
План-конспект НОД "Соберём осенний урожай фруктов в саду".
Тема НОД : "Соберём осенний урожай фруктов в саду".Интеграция: "Познание", "Коммуникация", "Здоровье", "Социализация", "Художественное творчество","Чтение художественной литературы".Задачи...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Осенний урожай"
Развитие познавательно-речевых способностей детей по теме « Овощи»Закрепление понятия овощи, названия цветов и геометрических форм. Развитие образного мышления, зрительной памяти и в...
Осенний праздник в старшей группе "Осенний урожай"
Праздник рассчитан для детей 5-6лет. Дети участвуют активно в празднике, проводиться детьми сценка....
Сценарий осеннего утренника в старшей группе "Осенний урожай"
Сценарий включает в себя полное описание проводимого мероприятия...
Сценарий осеннего праздника «Осенний урожай» (старший возраст)
1. Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года.2. Закреплять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими ...
Праздник Осени в старшей группе. «Осенний урожай»
Праздник Осени в старшей группе.«Осенний урожай»Цели:Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года;закреплять и расширять у детей представления об ос...