Конспект НОД "КОММУНИКАЦИЯ" по мотивам русской народной сказки "Морозко"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Видова Клавдия Васильевна

В данном конспекте представлены интеграции следующих образовательных областей:

- Коммуникация

- Познание

- Музыка

- Социализация

Использование малых фольклорных форм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morozko.doc104.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Коммуникация».

По мотивам русской народной сказки «Морозко».

Задачи:

  1. Образовательные: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением пословиц, обучение построению связного речевого высказывания. Совершенствование грамматического строя речи, правильной артикуляции и четкого произношения слов.
  2. Развивающие: формировать умение активно вступать в речевое взаимодействие, передавать образ персонажа средствами интонационно - пластической выразительности, видеть добро, красоту, истину в литературном произведении. Тренировать память, внимание, творческое воображение, координация речи с движением.
  1. Воспитательные: воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, ответственность, желание помогать друг другу.

Предварительная работа: познакомить детей с русской народной сказкой «Морозко», инсценирование фрагмента из сказки.

Оборудование: оформление зала - зимний лес, имитация русской избы.

Входим в зал

Воспитатель . Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в сказочном зимнем лесу. Встанем свободно и полюбуемся его красотой.

Проводится игра на координацию движения со словом. «А сегодня у зимы новоселье».

 А сегодня у зимы новоселье

Мы в зимнюю сказку

Приглашены на развлечение        *

Дом построим из сугробов

А какой вышины? –

 Вот такой вышины

Белый коврик у порога.

 А какой ширины?

Вот такой ширины

Погляди-ка, потолки ледяные

Высоки - превысоки, кружевные!

Тихо как в сказке,

Хлопья белые летят

Сосны и ёлки

Нарядились в мех

Долго, долго будет падать снег

В небе морозном белых хлопьев кутерьма

Снежные звёзды в сказке нам дарит зима.

Воспитатель .Сядем поглядим, в какую сказку мы

приглашены?

(открывается занавес, имитация русской избы, печка возле которой сложены дрова, стоят вёдра с водой, перед печкой стол с лавочками, на столе пироги, домашняя утварь ). Мачеха: Да ты всё сделала, что я тебе велела!?

Корову-то...

Падчерица: Поила, кормила матушка

 Мачеха: Дрова и воду? Падчерица: В избу наносила

Мачеха: Печку-то, печку? Падчерица: Истопила

Мачеха: А избу мела?

Падчерица: Ещё до свету

Мачеха: Всё проверю, всё посмотрю, всё поди не так, как надо. Всё худа! Смотри у меня, старикова дочь! (Подходит к столу, пробует из чугунка). Так и есть щи пересолила! (пробует пироги на столе) Пирога подгорели! Ступай с глаз моих долой, бездельница!

Падчерица: Простите, матушка, коли что не так! (уходит) Мачеха: А вот и дочка моя любезная идёт! Доченька иди сюда!

Дочь: Чего, чего надо то!

Мачеха: Как спалось тебе, почивалось?

Дочь: Плохо спалось, плохо почивалось! Подушка душная! Одеяло кусачее, кровать скрипучая - никак не уснуть! Вертелась, вертелась, насилу заснула. Вот только глазки открыла (зевает). Ой, скука какая! Ой, скука!

Мачеха: Покушать хочешь, Марфушенька? Вот пироги тёплые, румяные, только что из печки Настька вынула!

 Дочь: Не хочу!

Мачеха: Ну щей покушай. Щи жирные, да наваристые! Дочь: Да вы что! С утра - то?

Мачеха: Да какое утро - то? День давно на дворе стоит!

Может пошла бы погуляла!?

Дочь: Холодно! Снежками закидают.

Мачеха: Ну пойди, отдохни немножко.

Дочь: Да уж выспалась! Ой , скука то какая! За что бы

приняться то?

Мачеха: Да на что тебе трудиться то, ручки белые марать. Вон Настька всё уже сделала. Пусть она и надрывается! Ух , не люблю я её!

Дочь: Да и то маменька! И я её не люблю. На деревню погулять не выйдешь. Только и слышишь, как её хвалят со всех сторон (передразнивает). «Ласковая, пригожая, работящая.». А мне в след только головами качают, слова доброго никто не скажет! Ух, не люблю я её! Хоть бы избавиться от неё совсем!

Мачеха: А что дочка! Избавиться - то можно. Вот если завести её в лес, да там на морозе и оставить, пусть замерзает.

Воспитатель: И так, ребята! В какой сказке мы с вами побывали !?

Дети: Мы побывали в сказке «Морозко»!
Воспитатель: А кто эту сказку написал?
Дети: Эту сказку написал народ. Это русская народная
сказка.
        *

-«Морозко» - русская народная сказка. Её написал

народ.

Воспитатель: Кто вам больше всего понравился в этой сказке?

Почему?

Дети: Мне в сказке нравится старикова дочь, Настенька. Она трудолюбивая. С радостью она убирается по дому, готовит еду , колет дрова, носит воду.

  • Мне в сказке нравится Настя. Она добрая, ласковая. Никого не обижает, а наоборот всем помогает. Никому не говорит грубых слов, даже если её обижают.
  • Мне нравится Настя. Она рукодельница, у неё золотые ручки. Настенька умеет печь пироги, избу убирать. Воспитатель: А какими пословицами можно сказать о Настеньке?

Дети: Труд украшает человека.

Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье. Какова Маланья, таковы оладьи.

Воспитатель: А кто вам не нравится в сказке?

Почему?

Дети: В сказке мне не нравится Марфушенька. Она ленивая. Встанет к обеду и по дому ничего не делает, за неё Настенька работает. Марфушенька только и умеет, что мух считать. Рукодельницей её не назовёшь , она ничего не умеет делать. Ни щей сварить, ни пирогов испечь.

Воспитатель: А какими пословицами можно сказать о Марфушеньке?

Дети: Белые ручки чужие труды любят.

Здоров в еде, да хил в труде.

Ленивому и лениться лень.

Ребята, мы с вами поговорили о девочках из сказки. Они к нам пришли из зимней сказки, и я предлагаю вам снова отправится в сказочный зимний лес.

Физкультминутка.        *

Воет вьюга: У - У - У,

Завертеть я вас могу.

Замести в большой сугроб,

Хоп - хоп - хоп.

Вас от дома уведу,

В чисто - поле приведу.

А потом улягусь спать

В свою снежную кровать.

Воспитатель. А кто вам еще не нравится в сказке? Дети. В сказке мне не нравится мачеха. Мачеха злая. Она любит только свою дочь, а Настеньку нет. Заставляет её по дому работать, всю грязную работу выполнять. А сама тоже ленивая ничего не делает, только бранится. Воспитатель: В народе иногда говорят: При мачехе зло, а при матушке добро. Как вы это понимаете?

Дети: Мачеха обижала Настеньку. За работу её не хвалила, а только ругала. Она её не любила. А вот родная мама всегда пожалеет и приголубит, приласкает добрым словом. Мама Настеньку' никогда бы не обидела.

Воспитатель: Какие пословицы вы об этом знаете?

Дети: Мать гладит по шерсти, мачеха супротив. При солнышке тепло, при матери добро.

Воспитатель: Ребята, так что же такое пословица? Как вы это понимаете?

Дети: Пословица это народная мудрость.

Пословица это народное изречение. Пословица это мудрое слово.

Воспитатель: Правильно пословица - мудрость народная. Народ годами наблюдал, примечал, делал заметки, краткие высказывания для потомков - для нас с вами, о том как в жизни себя вести и проявлять, и т.д..

Воспитатель: Ребята, в сказке есть ещё одни герои, но они
сегодня остались за кадром. Кто они и как вы к ним
относитесь?
        *

Дети: Это старик. Он добрый, всегда жалел свою дочь. Это Морозко. Он справедливый, одну девочку он наградил, а другую наказал.

Воспитатель. Ребята, что -то мы с вами засиделись. Есть такая пословица: « Делу время, потехе час». Мы с вами о героях сказки поговорили, пора и передохнуть.

 Физкультминутка.

Разыграйтеська, метели! Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

Воспитатель: Ребята, а вот ваша мама, как вы думаете, хотела бы ,что бы вы были похожи на кого? На Настеньку или на Марфушеньку?

Дети: Моя мама, наверное, захотела бы, чтобы я была похожа на Настеньку. Ведь она добрая, ласковая, трудолюбивая.

Воспитатель: Чему учит сказка?

 Дети: Сказка учит добру, трудолюбию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре. Степ - аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки "Теремок". Средняя группа.

Нетрадиционное занятие с использованием сказочного сюжета и применением современного спортивного инвентаря - степов и фитболов. Занятие  можно проводить как на физкультурных занятиях, так и в кру...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"

Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....

Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группы

Цели и задачи: Развивать интерес детей к театрализованной игре. Учить разыгрывать несложные представления по знакомому литературному произведению. Учить использовать для воплощени...

Конспект физкультурно-семейного досуга по мотивам русской народной сказки "Колобок" и потешек

С помощью волшебных мячиков-"колобков" малыши путешествуют по сказке,помогают Бабке и Деду,встречают Лису,Зайца,Волка и Медведя,а также выполняют различные физкультурные упражнения....

Сценарий-конспект по мотивам русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» в старшей группе

Конспект-сценарий в стихах, написанный по мотивам русской народной сказки "Заюшкина избушка"....

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...