Конспект НОД "КОММУНИКАЦИЯ" по мотивам русской народной сказки "Морозко"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
В данном конспекте представлены интеграции следующих образовательных областей:
- Коммуникация
- Познание
- Музыка
- Социализация
Использование малых фольклорных форм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozko.doc | 104.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Коммуникация».
По мотивам русской народной сказки «Морозко».
Задачи:
- Образовательные: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением пословиц, обучение построению связного речевого высказывания. Совершенствование грамматического строя речи, правильной артикуляции и четкого произношения слов.
- Развивающие: формировать умение активно вступать в речевое взаимодействие, передавать образ персонажа средствами интонационно - пластической выразительности, видеть добро, красоту, истину в литературном произведении. Тренировать память, внимание, творческое воображение, координация речи с движением.
- Воспитательные: воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, ответственность, желание помогать друг другу.
Предварительная работа: познакомить детей с русской народной сказкой «Морозко», инсценирование фрагмента из сказки.
Оборудование: оформление зала - зимний лес, имитация русской избы.
Входим в зал
Воспитатель . Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в сказочном зимнем лесу. Встанем свободно и полюбуемся его красотой.
Проводится игра на координацию движения со словом. «А сегодня у зимы новоселье».
А сегодня у зимы новоселье
Мы в зимнюю сказку
Приглашены на развлечение *
Дом построим из сугробов
А какой вышины? –
Вот такой вышины
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки - превысоки, кружевные!
Тихо как в сказке,
Хлопья белые летят
Сосны и ёлки
Нарядились в мех
Долго, долго будет падать снег
В небе морозном белых хлопьев кутерьма
Снежные звёзды в сказке нам дарит зима.
Воспитатель .Сядем поглядим, в какую сказку мы
приглашены?
(открывается занавес, имитация русской избы, печка возле которой сложены дрова, стоят вёдра с водой, перед печкой стол с лавочками, на столе пироги, домашняя утварь ). Мачеха: Да ты всё сделала, что я тебе велела!?
Корову-то...
Падчерица: Поила, кормила матушка
Мачеха: Дрова и воду? Падчерица: В избу наносила
Мачеха: Печку-то, печку? Падчерица: Истопила
Мачеха: А избу мела?
Падчерица: Ещё до свету
Мачеха: Всё проверю, всё посмотрю, всё поди не так, как надо. Всё худа! Смотри у меня, старикова дочь! (Подходит к столу, пробует из чугунка). Так и есть щи пересолила! (пробует пироги на столе) Пирога подгорели! Ступай с глаз моих долой, бездельница!
Падчерица: Простите, матушка, коли что не так! (уходит) Мачеха: А вот и дочка моя любезная идёт! Доченька иди сюда!
Дочь: Чего, чего надо то!
Мачеха: Как спалось тебе, почивалось?
Дочь: Плохо спалось, плохо почивалось! Подушка душная! Одеяло кусачее, кровать скрипучая - никак не уснуть! Вертелась, вертелась, насилу заснула. Вот только глазки открыла (зевает). Ой, скука какая! Ой, скука!
Мачеха: Покушать хочешь, Марфушенька? Вот пироги тёплые, румяные, только что из печки Настька вынула!
Дочь: Не хочу!
Мачеха: Ну щей покушай. Щи жирные, да наваристые! Дочь: Да вы что! С утра - то?
Мачеха: Да какое утро - то? День давно на дворе стоит!
Может пошла бы погуляла!?
Дочь: Холодно! Снежками закидают.
Мачеха: Ну пойди, отдохни немножко.
Дочь: Да уж выспалась! Ой , скука то какая! За что бы
приняться то?
Мачеха: Да на что тебе трудиться то, ручки белые марать. Вон Настька всё уже сделала. Пусть она и надрывается! Ух , не люблю я её!
Дочь: Да и то маменька! И я её не люблю. На деревню погулять не выйдешь. Только и слышишь, как её хвалят со всех сторон (передразнивает). «Ласковая, пригожая, работящая.». А мне в след только головами качают, слова доброго никто не скажет! Ух, не люблю я её! Хоть бы избавиться от неё совсем!
Мачеха: А что дочка! Избавиться - то можно. Вот если завести её в лес, да там на морозе и оставить, пусть замерзает.
Воспитатель: И так, ребята! В какой сказке мы с вами побывали !?
Дети: Мы побывали в сказке «Морозко»!
Воспитатель: А кто эту сказку написал?
Дети: Эту сказку написал народ. Это русская народная
сказка. *
-«Морозко» - русская народная сказка. Её написал
народ.
Воспитатель: Кто вам больше всего понравился в этой сказке?
Почему?
Дети: Мне в сказке нравится старикова дочь, Настенька. Она трудолюбивая. С радостью она убирается по дому, готовит еду , колет дрова, носит воду.
- Мне в сказке нравится Настя. Она добрая, ласковая. Никого не обижает, а наоборот всем помогает. Никому не говорит грубых слов, даже если её обижают.
- Мне нравится Настя. Она рукодельница, у неё золотые ручки. Настенька умеет печь пироги, избу убирать. Воспитатель: А какими пословицами можно сказать о Настеньке?
Дети: Труд украшает человека.
Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье. Какова Маланья, таковы оладьи.
Воспитатель: А кто вам не нравится в сказке?
Почему?
Дети: В сказке мне не нравится Марфушенька. Она ленивая. Встанет к обеду и по дому ничего не делает, за неё Настенька работает. Марфушенька только и умеет, что мух считать. Рукодельницей её не назовёшь , она ничего не умеет делать. Ни щей сварить, ни пирогов испечь.
Воспитатель: А какими пословицами можно сказать о Марфушеньке?
Дети: Белые ручки чужие труды любят.
Здоров в еде, да хил в труде.
Ленивому и лениться лень.
Ребята, мы с вами поговорили о девочках из сказки. Они к нам пришли из зимней сказки, и я предлагаю вам снова отправится в сказочный зимний лес.
Физкультминутка. *
Воет вьюга: У - У - У,
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб,
Хоп - хоп - хоп.
Вас от дома уведу,
В чисто - поле приведу.
А потом улягусь спать
В свою снежную кровать.
Воспитатель. А кто вам еще не нравится в сказке? Дети. В сказке мне не нравится мачеха. Мачеха злая. Она любит только свою дочь, а Настеньку нет. Заставляет её по дому работать, всю грязную работу выполнять. А сама тоже ленивая ничего не делает, только бранится. Воспитатель: В народе иногда говорят: При мачехе зло, а при матушке добро. Как вы это понимаете?
Дети: Мачеха обижала Настеньку. За работу её не хвалила, а только ругала. Она её не любила. А вот родная мама всегда пожалеет и приголубит, приласкает добрым словом. Мама Настеньку' никогда бы не обидела.
Воспитатель: Какие пословицы вы об этом знаете?
Дети: Мать гладит по шерсти, мачеха супротив. При солнышке тепло, при матери добро.
Воспитатель: Ребята, так что же такое пословица? Как вы это понимаете?
Дети: Пословица это народная мудрость.
Пословица это народное изречение. Пословица это мудрое слово.
Воспитатель: Правильно пословица - мудрость народная. Народ годами наблюдал, примечал, делал заметки, краткие высказывания для потомков - для нас с вами, о том как в жизни себя вести и проявлять, и т.д..
Воспитатель: Ребята, в сказке есть ещё одни герои, но они
сегодня остались за кадром. Кто они и как вы к ним
относитесь? *
Дети: Это старик. Он добрый, всегда жалел свою дочь. Это Морозко. Он справедливый, одну девочку он наградил, а другую наказал.
Воспитатель. Ребята, что -то мы с вами засиделись. Есть такая пословица: « Делу время, потехе час». Мы с вами о героях сказки поговорили, пора и передохнуть.
Физкультминутка.
Разыграйтеська, метели! Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
Воспитатель: Ребята, а вот ваша мама, как вы думаете, хотела бы ,что бы вы были похожи на кого? На Настеньку или на Марфушеньку?
Дети: Моя мама, наверное, захотела бы, чтобы я была похожа на Настеньку. Ведь она добрая, ласковая, трудолюбивая.
Воспитатель: Чему учит сказка?
Дети: Сказка учит добру, трудолюбию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физической культуре. Степ - аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки "Теремок". Средняя группа.
Нетрадиционное занятие с использованием сказочного сюжета и применением современного спортивного инвентаря - степов и фитболов. Занятие можно проводить как на физкультурных занятиях, так и в кру...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"
Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....
Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группы
Цели и задачи: Развивать интерес детей к театрализованной игре. Учить разыгрывать несложные представления по знакомому литературному произведению. Учить использовать для воплощени...
Конспект физкультурно-семейного досуга по мотивам русской народной сказки "Колобок" и потешек
С помощью волшебных мячиков-"колобков" малыши путешествуют по сказке,помогают Бабке и Деду,встречают Лису,Зайца,Волка и Медведя,а также выполняют различные физкультурные упражнения....
Сценарий-конспект по мотивам русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» в старшей группе
Конспект-сценарий в стихах, написанный по мотивам русской народной сказки "Заюшкина избушка"....
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...
Сценарий - конспект по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» в подготовительной группе «Б»
quot;Заюшкина избушка"....