Обсуждение картины А.Саврасова "Грачи прилетели".
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Орехова Алла Анатольевна

Методическая разработка по развитию речи с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savrasov.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию речи с детьми подготовительной группы №10.

Воспитатель: Орехова Алла Анатольевна

Тема: Обсуждение картины А.Саврасова "Грачи прилетели".

Цель: Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Задачи: 

  1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;
  2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
  3. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Развивающая среда: картина А.Саврасова "Грачи прилетели".

Ход занятия (дети стоят рядом с воспитателем):

Воспитатель:

"Ребятки, угадайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить? А узнаете вы это когда отгадаете мои загадки:

1. Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

2. Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой - улей - пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет? Кто знает?

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель: "Правильно, это весна! А сейчас я вас познакомлю со стихотворением А.Плещеева "Весна".

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Воспитатель (дети садятся на стульчики полукругом):

"После долгой зимы просыпается под тёплыми солнечными лучами земля. Снег тает, и появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах тёплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими берёзами разносится радостный гомон".

"Ребята, посмотрите, как чудесно об этом рассказал художник А.К.Савраснов в своей картине "Грачи прилетели". (Показ картины)

"Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?"

Ответ детей с реального занятия:

"Он увидел, как на ветке прилетели грачи, как они радуются, что вернулись обратно домой в свои старые гнёзда".

Воспитатель: "Расскажите о грачах. Что они делают?"

Ответ детей:

-строят новые гнёзда и ставят заплатки на старые;

- грач нашёл веточку у дерева и держит её в клюве;

- грачи радостно шумят и рассказывают друг другу новости;

- рассказывают о путешествии;

- строят гнезда, чтобы отложить яички и растить птенцов, а потом будут учить их летать;

Воспитатель:

"Ребята, а как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место?"

Ответ детей:

-они здесь родились;

-здесь красиво и тихо;

-это окраина села, видно несколько домов и белокаменную церковь;

-вдалеке лес, видна равнина.

Воспитатель:

"Какие деревья выбрали грачи?"

Ответы детей:

-старую берёзу, корявую.

Воспитатель:

"Почему?"

Ответы детей:

-она толстая;

-на ней много веток;

-гнездо не упадёт;

-когда листики распустятся, не будет видно гнезда.

Воспитатель:

"Ребята, посмотрите, а есть ли на картине солнце?"

Ответ детей:

-ДА!

Воспитатель:

"А как вы догадались?"

Ответы детей:

-солнце скрылось за облаками;

-оно не яркое, ленивое;

-облака нежно желтого цвета;

-на снегу видны тени от берёз;

-на улице тепло, снег тает под тёплыми лучами солнца;

-солнце то выглядывает, то опять прячется за облаками.

Воспитатель:

"Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно - весеннее небо?"

Ответы детей:

-покрыто голубовато-серыми тучами;

-низкое, грустное, холодное;

-лучи солнца освещают облака.

Воспитатель:

"Какие облака?"

Ответы детей:

-голубовато-серые;

-пушистые;

-задумчивые;

-прозрачные;

-немного хмурые.

Воспитатель:
"Ребята, каким вы видите снег?"

Ответы детей:

-потемневший;

-рыхлый;

-серый;

-холодный;

-мокрый;

-печальный;

-талый.

Воспитатель:

"Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?"

Ответы детей:

-холодно;

-радостно;

-чувствуется свежесть весны;

-хочется увидеть солнышко;

-печаль по уходящей зиме.

Воспитатель:

"Ребята, вам понравилась картина "Грачи прилетели?"

Ответ детей:

-ДА!

Воспитатель:

"Кто желает сочинить рассказ по этой картине? Надо рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о берёзах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, голосом передавая все интонации своего настроения" (дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название своим рассказам)

"Ребята, сегодня утром я открывала окно, и к нам заглядывала весна. Она просила вам передать сюрприз". (Дети открывают сюрприз и с радостью рассматривают подарки весны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

организация деятельности педагога по обучению рассказыванию детей по картине Саврасова а.К. "Грачи прилетели"

В оснв основу методической разработки положена система И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс «Картина без запинки». На каждом этапе решаются определённые задачи, которые преследуют конечную цель: научить дет...

Конспект НОД на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели».

Сезонное занятие на тему весны с использованием нагляднсти....

Организованно-образовательный вид деятельности в подготовительной группе по образовательной области «ПОЗНАНИЕ» на тему: Картина А. К Саврасова «Грачи прилетели»

- Познакомить с творчеством А. К. Саврасова;- раскрыть сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;- способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желание п...

НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Составление рассказа по картине Саврасова "Грачи прилетели".

Конспект поможет воспитателям организовать работу со старшими дошкольниками по составлению рассказа по картинам русских художников....