«Волшебные слова»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Маннанова Гузэлия Рэисовна

Конспект  НОД  коммуникация:«Волшебные слова»

Цель: Воспитывать культуру общения.

 Задачи: Дать детям представление о различных формах вежливого обращения между людьми.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsiya_volshebnye_slova.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Воспитывать культуру общения.

Задачи: 1) Дать детям представление о различных формах вежливого обращения между людьми.

2) Раскрыть значение вежливых слов, побуждать доброжелательному общению с окружающими людьми.

3) Воспитывать уважение друг к другу, к старшим.

Оборудование: игрушка Буратино, кукольный театр, оформление зала в татарскую избу, костюмы дедушки и бабушки. цветок «вежливости»,

Ход занятия.

  1. Вводная беседа.

Упражнение «Приветствие». Поздороваться друг с другом. Улыбнуться гостям. Поздороваться с ними. Пусть они увидят, как мы внимательны к ним.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Послушайте, как звучит слово здравствуйте. Что оно означает?

Этим приветствием люди желают другому человеку быть здоровым и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо, с улыбкой и сделать наклон головы, то мы доставим человеку радость. А если это сказать небрежно, не поворачивая головы и не глядя на человека, то можно его обидеть. Взрослые мужчины здороваются за руку. Этот обычай пришел к нам из далекого прошлого, когда охотники носили с собой ножи. Протягивая руку, человек показывал, что он пришел с миром и не желает зла. Детям руку протягивать не обязательно, они со взрослыми здороваются первые.

- Какими еще словами можно поздороваться? (привет, салют, добрый день, добрый вечер, доброе утро.)

Игра «Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу ведущего начинают ходить по комнате и здороваются со всеми  на своем пути. Здороваться надо определенным способом: - красная ладошка – друг с другом здороваются ладошками, синяя – спинами, желтая – мизинчиками. Во время игры разговаривать нельзя.

Дидактическая игра « Как Буратино стал вежливым»

Слышится чей – то плач.(За ширмой плачет Буратино).

Воспитатель: Почему ты плачешь Буратино?

Буратино: Мальвина такая вредная, мне ничего не дает. Я у нее краски хотел взять, а она мне их не дает.

Воспитатель: Буратино, а как ты думаешь, почему Мальвина не захотела тебе краски дать?

Буратино: Ой, ну что тут думать-то! Она наверно думает, что я носом буду рисовать. Но нет, не дождется, я-то теперь знаю, что носом рисовать нельзя.

Воспитатель: Ах, Буратино, Буратино! Дело тут совсем в другом!

Скажи нам с ребятами, как ты краски у Мальвины просил?

Буратино: Как? Да очень просто! Я ей говорю: «Дай, я хочу рисовать»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно Буратино краски просил? (Нет, неправильно).

Буратино: Как это неправильно? Все я правильно просил. Я всегда так прошу. Да! А однажды я даже плакал и громко кричал: « Дайте мне краски! Я хочу»!

Воспитатель: Да Буратино, что-то ты не то делаешь. Ребята, вы видите, в какой затруднительной ситуации оказался Буратино? Давайте ему поможем. Садись, Буратино, с нами. Сейчас ребята тебе помогут. Сиди, Буратино, тихо, слушай и смотри внимательно, не вертись.

Инсценировка детьми рассказа

В. Осеевой «Волшебное слово».

(Дети одевают костюмы, берут атрибуты).

Воспитатель: Ребята, о каком слове идет речь в рассказе? (О слове «пожалуйста»)

Буратино: Так просто! И после этого Мальвина даст мне краски? (Конечно даст.) Ой, ребята, как вы мне помогли.  Спасибо. Пойду просить у Мальвины краски. До свидания.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, здесь лежит письмо. Интересно что там? Приглашение в деревню в гости. Давайте сядем в автобус и поедем.

Мы едем, едем

в далекие края,

хорошие соседи

счастливые друзья.

(В это время воспитатель переодевается бабушкой).

Бабушка: Здравствуйте, исянмесез. Кто ко мне приехал! Гости дорогие, проходите, присаживайтесь. Вот какие хорошие дети, все умеют здороваться, а спасибо вы не забываете говорить? Послушайте один рассказ « Для чего говорят спасибо» В.А.Сухомлинского.

« По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная  вода. Они наклонились, напились

- Спасибо тебе ручей! – сказал дедушка. Мальчик усмехнулся.

-Вы зачем сказали ручью «спасибо»?- спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

- Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего люди говорят «спасибо». Кого оно возвышает? Для кого существует?

Мальчик задумался. Времени у него было много, путь через лес был долгий.

( Дети высказывают свои мысли «Для того чтобы поблагодарить. Потому что люди разговаривают , а звери нет – они не могут сказать «спасибо»).

  Я надеюсь, что вы не такие как тот мальчик. Сейчас я проверю.

- Вот ты, Данил, любишь слушать сказки? А как ты маму попросишь почитать тебе книгу?              ( Мама, почитай мне, пожалуйста сказку.)

- А  ты Никита, как попросишь пирожок у бабушки? ( Бабушка, дай мне пожалуйста пирожок.)

- Алеша, а ты толкнул кого нечаянно, как ты поступишь? ( Я скажу: «Извините меня, пожалуйста»).

Вот какие молодцы. Умеете правильно поступать. Посмотрите, у меня есть волшебный клубочек.

Упражнение « Клубочек вежливых слов». 

Вы будете его передавать его друг другу и  наматывать нитку,  называя волшебное слово.

Бабушка: Молодцы, много волшебных слов вы знаете. А теперь нам пора прощаться. Вам пора возвращаться в детский сад. До свидания. Соубулыгыз. Приходите еще в гости.

 (Дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад. Воспитатель переодевается обратно).

3.Итог.

Воспитатель: Ребята, не надо забывать говорить добрые слова. Есть одна пословица «Ласковое слово не трудно молвить».  Скажите, пожалуйста, вам трудно говорить слова : здравствуйте, спасибо,до свидания.(Нет). Давайте выучим эту пословицу. (Разучивание пословицы. Спросить двух  детей.) И самое  главное, волшебные слова надо говорить приветливо, с нежностью, только тогда эти слова будут волшебными.

Игра «Цветок вежливости».

Каждый ребенок берет по одному лепестку. На нем написано волшебное слово. Воспитатель читает это слово, а ребенок говорит, в какой ситуации оно произносится.

Лепестки: «Спасибо», «Будьте добры», «Доброе утро», «Добрый день», «Спокойной ночи», «Пожалуйста», «До свидания», «Здравствуйте», «Извините», «Прошу прощения».

Воспитатель: Этот цветок мы поставим в вазу. Кто забудет волшебное слово, посмотрит на него и сразу вспомнит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей: "Волшебные слова"

этикету малыш научится, если будет изо дня в день наблюдать хорошие манеры. Недостаточно требовать чего-то от ребёнка. Важно, чтобы вежливость была частью вашей семейной этики. Тогда процесс учёб...

Реализация ФГТ в ГДОУ.Занятие "Волшебные слова"

Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка. Задачи: *Развитие эмоцианальной сферы. введение ребенка в мир человеческих эмоций. *развитие коммуникативных уме...

Волшебные слова!

Безнең “серле”- тәмле сүзләр!!!Бүлмәгә иртән кергәч, иң беренче нинди сүз әйтәсең?Кайтып киткәндә нәрсә дип бүлмәдән чыгып китәсең?Өлкәннәргә кем дип эндәшәсең?Ашарга утырыр алдыннан Һэм торып киткәнд...

Театрализованное представление "Страна волшебных слов"

Театрализованное представление "Страна волшебных слов" (по программе О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры")...

Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)

Целью  программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...

В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова».

В нашей группе прошел проект на тему:  «Добрые слова – волшебные слова»....