Тематический тренинг "Заранее спасибо!"
методическая разработка по развитию речи на тему

Сасовская Любовь Юрьевна

 Совершенствуем коммуникативно-речевые умения педагогов ДОУ.Общение рассматривается нами в структуре профессиональной деятельности педагога и неотделимо от нее.

     Необходимо совершенствовать такие коммуникативно-речевые умения воспитателей как: умение анализировать речевую ситуацию и  прогнозировать речевое поведение участников общения; оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью; ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета; использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата; корректировать собственное речевое поведение  в зависимости от ситуации общения; проводить самоанализ речевой деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematich_trening_r.r.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

« ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!»

/ Совершенствуем коммуникативно-речевые умения педагогов ДОУ»

     Общение рассматривается нами в структуре профессиональной деятельности педагога и неотделимо от нее. Специфика педагогического общения состоит в то, что оно «выступает , во-первых, как средство решения педагогических задач, во-вторых, как способ организации воспитателя и детей, в-третьих, как социально психологическое обеспечение воспитательного процесса».

     Необходимо совершенствовать такие коммуникативно-речевые умения воспитателей как: умение анализировать речевую ситуацию и  прогнозировать речевое поведение участников общения; оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью; ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета; использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата; корректировать собственное речевое поведение  в зависимости от ситуации общения; проводить самоанализ речевой деятельности.

« Имя как аббревиатура»

Задание: Написать на листе бумаги тот вариант своего имени. Который вы считаете наиболее приемлемым и комфортным.

Задача: Расшифровать свое имя, представив его как аббревиатуру, называя свои характеристики.

«Микроскоп»

Задание: Посмотреть на себя через «окуляр микроскопа» и выявить неприятные мелочи своей речи, затрудняющие общение, или слова паразиты, от которых хочется избавиться. Написать их на одной половине листа. А на другой способы борьбы с ними. ( Пример: в микроскопе я вижу слова паразиты: как бы; так. ну; да. Способ борьбы: контролировать свою речь самому и попросить коллег хлопать в ладоши, когда они услышат эти слова. чтобы напомнить мне о них)

Задача: Проанализировать речевые особенности, затрудняющие общение.

«Личный герб и девиз»

Задание: Предлагается заполнить поля герба символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля. 1 поле – «Я как педагог», 1 поле – «Мои воспитанники»; 3 поле – «Я глазами коллег», 4 поле – « Я глазами родителей». Поля можно закрашивать подходящими цветами. На ленте предлагается написать фразу, которая могла бы служить личным профессиональным девизом ( пословицы, поговорки, известные выражения и т.д.)

«Проблемная ситуация»

    На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательные опоздания детей к утренней гимнастике и к завтраку. Несмотря на это, Миша появляется в дверях группы, когда завтрак уже закончился. «Покормите его, пожалуйста», - сказала его мама, поспешно исчезая за дверью

  • Спрогнозируйте варианты Вашей речевой реакции на ситуацию, если:

А) мама обратилась к Вам в категоричной форме;

Б) ребенок признался, что « они с мамой проспали»

В) ребенок сказал, что « мама поругалась с папой»

Г) ребенок рассказал, что « по дороге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное место»

    Во время сборов на прогулку ребенок достает из кармана пальто записку, адресованную воспитателю, с просьбой мамы не гулять. Причина не указывается.

  • Выполните ли вы эту просьбу
  • Как Вы будете разговаривать с мамой ребенка?

РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ

СОВЕТ

   Ситуация: Родитель обращается к педагогу: « Моя дочь начала кусаться. Никакие уговоры. Никакие наказания не помогают. Почему это происходит, Что мне делать»

     Найдите в списке речевых формул для высказывания совета или предложения те, которые, на ваш взгляд, будут наиболее эффективными в общении с родителями воспитанницы.

  • вы обязаны (должны)…
  • Вам непременно следует поступить так….
  • Разрешите предложить Вам….
  • Я хочу предложить Вам….
  • Категорически ( настойчиво) советую (предлагаю) Вам сделать….
  • Разрешите ( позвольте) дать Вам совет ( посоветовать Вам)….
  • Я предложила бы….
  • Я предлагаю следующее…

УТЕШЕНИЕ

Ситуация: Обеспокоенная мама обращается к воспитателю: « Моя дочка совсем не хочет рисовать ( учить буквы, стихи) дома. Не понимаю почему?! Если она не научится сейчас. Что же с ней будет в школе? Я не сплю из-за этого, переживаю.

     Выберите из предложенных речевых формул утешения наиболее приемлемую и разыграйте с партнером данную или любую аналогичную ситуацию из практики вашего профессионального общения с родителями, подкрепляя слова невербальными способами выражения своего отношения к происходящему.

  • как я вам сочувствую
  • Как я Вас понимаю!..
  • Я Вам так сочувствую, но поверьте мне ( я уверена) . все кончится хорошо!
  • Не впадайте в отчаяние ( не падайте духом). Все изменится к лучшему.
  • Все будет в порядке!
  • Все обойдется, пройдет!
  • Не нужно так волноваться ( беспокоиться, расстраиваться. Огорчаться, переживать. страдать)
  • Надо успокоиться ( держать себя в руках)
  • Вы должны надеяться на лучшее ( выбросить это из головы)

ВОЗРАЖЕНИЕ

    Выделите речевые формулы возражения, которые помогут избежать возникновения конфликта или недоверия в ходе разговора с родителями.

*Я не знаю – мне необходимо уточнить

*Я не могу сейчас – В настоящее время это довольно сложно, однако…

*Вы не должны – Будет лучше, если Вы…

*Вы меня не поняли – Давайте уточним следующее…

*Нет, я с вами не согласна – К сожалению, придется вам возразить

*Вряд ли это возможно – Я понимаю вас, однако…

*Нет – Я уверена, что это не так

*Вы не правы – Я думаю, что это не так

*Я позволяю себе не разделить ваше мнение – Боюсь, вы не правы в том, что…

*Это не так – Я в целом разделяю ваше мнение. Но…

*Я не согласна – Очень бы хотелось с вами согласиться, но…

*Я не могу согласиться – Позвольте возразить вам…

*Я позволю себе не согласиться с вами – Трудно вам возразить, но придется

*Это неверно – Я бы этого не сказала..

*Не думаю, что это верно – Верно ( правильно), но нужны некоторые уточнения

*Это неправильно – Это не совсем правильно..

*Я с вами несогласна – Не могу с вами согласиться

*вы не правы – вы часто бываете правы, но в данном случае, я не разделяю вашего мнения

*Это абсолютно невозможно – Это будет довольно трудно осуществить

*Это неправда – Возможно вы не называете всех обстоятельств дела.

Выполнение подобных заданий  способствует развитию осознанного выбора речевой формы обращения  к родителю с целью достижения оптимального результата. Искусство и успех профессионального общения во многом определяются нормами и принципами, которые используют его участники. Под нормами и принципами понимается то, как речевое поведение сотрудника ДОУ является этически приемлемым, а какое  - нет. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы речевого поведения Необходимо обращать внимание в какой речевой форме вы выражаете отношение к происходящему. Этому будут способствовать следующие задания:

Телефонный разговор.

Ситуация: Вы взяли трубку телефона когда проходили по коридору детского сада. Звонящий просит пригласить к телефону заведующего.

     Замените предложенные фразы этикетными формулами ответа на вопросы собеседника:

- К сожалению… еще обедает

- Я не знаю где она. Может быть вы оставите свой телефон и я передам чтобы вам перезвонили?

- Она, наверное. Снова сидит на кухне. Я скажу, чтобы она перезвонила вам.

- У нее большие проблемы с одним из родителей. Может быть что-нибудь передать?

- Она ушла в больницу, видимо плохо себя чувствует

- Она, как всегда, рано ушла домой.

- К сожалению, но она еще не пришла на работу…

- Заведующая, возможно, будет завтра с утра.

Возможные варианты замены:

- В данный момент Нина Ивановна занята, что ей передать?

- Нина Ивановна сейчас не может подойти. Попросить ее перезвонить вам?

- Нины Ивановны не будет до 12 часов. Могу ли я помочь вам?

- Завтра с утра Нина Ивановна будет у себя. Перезвоните, пожалуйста, утром.

     Корректность речевого поведения воспитателя во многом определяющая эффективность общения, зависит прежде всего от соблюдения ими правил речевого этикета .В общении с родителя это позволяет избежать конфликтов, возникающих из-за промахов в общении; произвести хорошее впечатление о себе, не затрачивая на это особых усилий; расположить к себе собеседник,. не принижая собственного достоинства. Для оптимального речевого общения необходима регулирующая функция речевого этикета: выбор формулы обращения и соответствующей тональности, что регулирует характер отношения собеседников. Выбранные речевые средства обращения к партнеру ( завершение контакта или привлечение внимания и пр.) должны вызывать нужную реакцию.

Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения.

  • Обосновать просьбу, указать причину ее возникновения, подчеркнуть необходимость, значимость выполнения: « мне это нужно для того чтобы..»;»Вы меня очень выручите если сделаете…», « Это необходимо потому что…»
  • Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу: «Только Вы сможете мне помочь!», « Что бы я без Вас делала!» и т.п. и похвалить его любезность, отзывчивость, доброжелательность: « Вы всегда мне помогаете!», «Умница, молодей, никогда не отказываетесь выполнить просьбу!».
  • Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу: « Спасибо за то, что согласились мне помочь!», « Буду Вам благодарна!», «Заранее спасибо!».
  • Косвенное выражение просьбы в форме вопроса: « Могли бы Вы мне помочь?», «Почему бы нам не сделать это вместе?!»

Искусство вежливо отказать

  • Отказ должен произноситься спокойным, ровным, доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.
  • Необходимо объяснить причину отказа: « Я не смогу этого сделать потому что..», « Не могу выполнить твою просьбу по причине…»
  • Использование смягчающих этикетных формул: извинения, сожаления, обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях: «Извините, пожалуйста, но я никак не могу», « К сожалению я не могу..», « Мне очень жаль, но…», « Сожалею, однако…», « Завтра обязательно помогу, но сегодня…», «С радостью сделаю это, если…»

Извиниться  – значит признать собственную неправоту, выразить сожаление о своем неправильном суждении, грубом высказывании и тем самым вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта.

    Глаголы «извините» и «простите» близки по смыслу, однако их употребление определяется серьезностью совершенного проступка. Так, «извините» говорят в ситуациях, когда речь идет о мелком проступке ( например. когда вы кого то задели в транспорте) . «Простите» используется в случаях, когда речь идет о существенном проступке.      

«ИЗВИНЕНИЕ»

Ситуация: Вы совершили проступок ( например, опоздали, не выполнили обещание).

Задача: Вам необходимо избежать конфликта, убедить собеседника в непреднамеренности Вашего проступка. Составьте и запишите речевые формулы Ваших извинений при обращении к официальному лицу, коллеге, родителю.

Возможные варианты ответов.

Руководитель. Прошу меня извинить зато, что я заставила Вас ждать. Надеюсь это обстоятельство не повлияет на ход нашей беседы.

Воспитатель. Понимаю, что поступила некрасиво, поэтому прошу прощения. Давайте подумаем вместе как исправить положение.

Родитель. Очень сожалею, что не выполнила своего обещания. Так сложились обстоятельства. Вы извините меня?.

«ПРОСЬБА»

Ситуация. Воспитателю именно в этот момент нужна помощь руководителя, коллегию родителя.

Задача. Вам требуется найти такие формы вежливого обращения, чтобы Вам  не смогли отказать ( руководитель, коллега, родитель), найти весомые аргументы и вежливую речевую форму отказа воспитателю. если вы «руководитель», «коллега», «родитель», к которому он обратился с просьбой.

Возможные варианты просьбы.

К руководителю. Обращаюсь к Вам за советом…. Знаю, что только Вы сможете помочь мне в данной ситуации!

К воспитателю. У Вас такая светлая голова! Помогите мне решить небольшую проблему, пожалуйста!  Вы такая способная и добрая!

К родителю. Вы мастер на все руки, и Вам не составит труда это сделать для группы….

Возможные варианты отказа

Руководитель. Понимаю всю сложность Вашего вопроса, но мне бы хотелось, чтобы Вы, как опытный педагог, попытались решить эту проблему сами.

Воспитатель. С удовольствием помогла бы вам. Но у меня не будет ни минуты свободного времени в течении всего дня. Я уверена, что у Вас все получится великолепно и без моего участия.

Родитель. Был бы рад помочь Вам сейчас, но к сожалению, у меня проблема со временем, Возможно в следующий раз я и буду более свободен.

«Проблемная ситуация»

    На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательные опоздания детей к утренней гимнастике и к завтраку. Несмотря на это, Миша появляется в дверях группы, когда завтрак уже закончился. «Покормите его, пожалуйста», - сказала его мама, поспешно исчезая за дверью

  • Спрогнозируйте варианты Вашей речевой реакции на ситуацию, если:

А) мама обратилась к Вам в категоричной форме;

Б) ребенок признался, что « они с мамой проспали»

В) ребенок сказал, что « мама поругалась с папой»

Г) ребенок рассказал, что « по дороге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное место»

    Во время сборов на прогулку ребенок достает из кармана пальто записку, адресованную воспитателю, с просьбой мамы не гулять. Причина не указывается.

  • Выполните ли вы эту просьбу
  • Как Вы будете разговаривать с мамой ребенка?

«Проблемная ситуация»

    На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательные опоздания детей к утренней гимнастике и к завтраку. Несмотря на это, Миша появляется в дверях группы, когда завтрак уже закончился. «Покормите его, пожалуйста», - сказала его мама, поспешно исчезая за дверью

  • Спрогнозируйте варианты Вашей речевой реакции на ситуацию, если:

А) мама обратилась к Вам в категоричной форме;

Б) ребенок признался, что « они с мамой проспали»

В) ребенок сказал, что « мама поругалась с папой»

Г) ребенок рассказал, что « по дороге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное место»

    Во время сборов на прогулку ребенок достает из кармана пальто записку, адресованную воспитателю, с просьбой мамы не гулять. Причина не указывается.

  • Выполните ли вы эту просьбу
  • Как Вы будете разговаривать с мамой ребенка?

   

СОВЕТ

   Ситуация: Родитель обращается к педагогу: « Моя дочь начала кусаться. Никакие уговоры. Никакие наказания не помогают. Почему это происходит, Что мне делать»

     Найдите в списке речевых формул для высказывания совета или предложения те, которые, на ваш взгляд, будут наиболее эффективными в общении с родителями воспитанницы.

  • вы обязаны (должны)…
  • Вам непременно следует поступить так….
  • Разрешите предложить Вам….
  • Я хочу предложить Вам….
  • Категорически ( настойчиво) советую (предлагаю) Вам сделать….
  • Разрешите ( позвольте) дать Вам совет ( посоветовать Вам)….
  • Я предложила бы….
  • Я предлагаю следующее…

УТЕШЕНИЕ

Ситуация: Обеспокоенная мама обращается к воспитателю: « Моя дочка совсем не хочет рисовать ( учить буквы, стихи) дома. Не понимаю почему?! Если она не научится сейчас. Что же с ней будет в школе? Я не сплю из-за этого, переживаю.

     Выберите из предложенных речевых формул утешения наиболее приемлемую и разыграйте с партнером данную или любую аналогичную ситуацию из практики вашего профессионального общения с родителями, подкрепляя слова невербальными способами выражения своего отношения к происходящему.

  • как я вам сочувствую
  • Как я Вас понимаю!..
  • Я Вам так сочувствую, но поверьте мне ( я уверена) . все кончится хорошо!
  • Не впадайте в отчаяние ( не падайте духом). Все изменится к лучшему.
  • Все будет в порядке!
  • Все обойдется, пройдет!
  • Не нужно так волноваться ( беспокоиться, расстраиваться. Огорчаться, переживать. страдать)
  • Надо успокоиться ( держать себя в руках)
  • Вы должны надеяться на лучшее ( выбросить это из головы)

ВОЗРАЖЕНИЕ

    Выделите речевые формулы возражения, которые помогут избежать возникновения конфликта или недоверия в ходе разговора с родителями.

*Я не знаю – мне необходимо уточнить

*Я не могу сейчас – В настоящее время это довольно сложно, однако…

*Вы не должны – Будет лучше, если Вы…

*Вы меня не поняли – Давайте уточним следующее…

*Нет, я с вами не согласна – К сожалению, придется вам возразить

*Вряд ли это возможно – Я понимаю вас, однако…

*Нет – Я уверена, что это не так

*Вы не правы – Я думаю, что это не так

*Я позволяю себе не разделить ваше мнение – Боюсь, вы не правы в том, что…

*Это не так – Я в целом разделяю ваше мнение. Но…

*Я не согласна – Очень бы хотелось с вами согласиться, но…

*Я не могу согласиться – Позвольте возразить вам…

*Я позволю себе не согласиться с вами – Трудно вам возразить, но придется

*Это неверно – Я бы этого не сказала..

*Не думаю, что это верно – Верно ( правильно), но нужны некоторые уточнения

*Это неправильно – Это не совсем правильно..

*Я с вами несогласна – Не могу с вами согласиться

*вы не правы – вы часто бываете правы, но в данном случае, я не разделяю вашего мнения

*Это абсолютно невозможно – Это будет довольно трудно осуществить

*Это неправда – Возможно вы не называете всех обстоятельств дела.

Телефонный разговор.

Ситуация: Вы взяли трубку телефона когда проходили по коридору детского сада. Звонящий просит пригласить к телефону заведующего.

     Замените предложенные фразы этикетными формулами ответа на вопросы собеседника:

- К сожалению… еще обедает

- Я не знаю где она. Может быть вы оставите свой телефон и я передам чтобы вам перезвонили?

- Она, наверное. Снова сидит на кухне. Я скажу, чтобы она перезвонила вам.

- У нее большие проблемы с одним из родителей. Может быть что-нибудь передать?

- Она ушла в больницу, видимо плохо себя чувствует

- Она, как всегда, рано ушла домой.

- К сожалению, но она еще не пришла на работу…

- Заведующая, возможно, будет завтра с утра.

     

   «ИЗВИНЕНИЕ»

Ситуация: Вы совершили проступок ( например, опоздали, не выполнили обещание).

Задача: Вам необходимо избежать конфликта, убедить собеседника в непреднамеренности Вашего проступка. Составьте и запишите речевые формулы Ваших извинений при обращении к официальному лицу, коллеге, родителю.

 

«ПРОСЬБА»

Ситуация. Воспитателю именно в этот момент нужна помощь руководителя, коллегию родителя.

Задача. Вам требуется найти такие формы вежливого обращения, чтобы Вам  не смогли отказать ( руководитель, коллега, родитель), найти весомые аргументы и вежливую речевую форму отказа воспитателю. если вы «руководитель», «коллега», «родитель», к которому он обратился с просьбой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование на тему «Неделя этикета и вежливости» (Всемирный День «Спасибо»)

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе на тему «Неделя этикета и вежливости» (Всемирный День «Спасибо»)....

Тематический день "Спасибо"

Цель: учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов благодарности, способствовать преодолению застенчивости и с...

Тематический день - "День спасибо"

Разработка тематического дня для средней группы детского сада "Всемирный день спасибо". Участие Кота Леопольда, как персонажа, придерживающегося добра и уважения....

тематическое развлечение "Спасибо, солдат, что ты Родину спас!"

КОНСПЕКТ тематического занятия «Спасибо, солдат, что ты Родину спас!»,посвященного Великой Победе,с участием детей старшей группы. Программное содержание:1. Расширять ...

Фотоотчёт к тематическому "Дню СПАСИБО"

В целях знакомства детей с историей слова "спасибо", расширения понятий о культуре поведения, закрепления навыков общения друг с другом и другими людьми в младшей группе МКДОУ "Кадачеев...

тематическое занятие "Спасибо"

Конспект тематического занятия «11 января всемирный день спасибо» в средней группеЦель занятия: закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми; развивать связную реч...