Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»
консультация
Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.deyat_.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»
При организации проектной деятельности стоит учитывать то, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.
При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.
• Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.
• Не различение субъектной и объектной позиции ребенка т. е. педагог должен организовывать проблемную ситуацию для детей. Но не должен предлагать свои варианты решения задачи, иначе ребёнок окажется в объективной позиции. В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. При этом субъективность ребёнка может проявляться по-разному.
• Необходимость формирования субъективной позиции педагога т. е. педагог должен сначала выяснить, как ребёнок видит эту позицию, а затем оказать помощь при реализации замысла.
Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. А теперь более подробно рассмотрим виды проектной деятельности.
• Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестёр) в сферу его интересов.
Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.
Нормативная проектная деятельность.
Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы:
a. Запрещающие
b. Позитивно нормирующие
c. Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.
• Первый этап воспитатель выявляет такие ситуации, которые, достаточно часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
• Второй этап педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть
• Трети этап педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.
• На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
• На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствии.
• Шестой этап педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.
• Седьмой этап дети объясняют, что они нарисовали.
• Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.
Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда конфликтные ситуации в группе.
Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно.
Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни, а также в условиях модернизации отечественного образования, в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОСДО) , реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Так, одним из наиболее актуальных, ярких, развивающих, интересных и значимых методов обучения детей в современном информационном обществе становится метод проектов.
Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность, ведущая к достижению поставленной цели. В проектном методе обучения меня привлекла возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.
Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Внедрение метода проектной деятельности позволяет изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .
Пути реализации.
I этап – подготовительный:
II этап – исследовательский:
III этап – подведение итогов;
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Вывод:
Итак, метод проектов актуален и очень эффективен. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность детей также способствует саморазвитию каждого ребенка. Все это способствует повышению уровня учебной мотивации дошкольников, что является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», меняется негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.
• Успешно приобретаются навыки общения со сверстниками и со взрослыми.
• Возрастает эрудиция детей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие педагога дополнительного образования по английскому языку с воспитателями и специалистами ДОУ в ходе проектной деятельности»
Консультация для педагогов...
Организация взаимодействия воспитания детей младшего возраста в ходе проектной деятельности
Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения....
Сопровождение детей раннего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога-психолога)
Статья "Сопровождение детей раннего возрастав ходе проектной деятельности (роль педагога-психолога)"...
Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности и роль педагога-психолога.
Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога - психолога) Человеком с самого рождения движ...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В наше время взаимодействие ДОУ и семьи приобретает особую значимость и эффективность и становится одной из самых важных задач работы дошкольных учреждений. Одной из форм взаимодействия с ...