Речевое развитие ребёнка в ДОУ
учебно-методический материал (развитие речи, средняя группа) на тему
Консультация для педагогов. Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развитие ребёнка в ДОУ. | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребёнка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольном учреждении.
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно, начиная с раннего возраста. Учитывая это, приоритетным направлением деятельности педагогических коллективов некоторых дошкольных учреждений стало формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников.
Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.
В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения; формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формула речевого этикета и коммуникативные связи реплик.
Экспериментальные исследования коммуникативной активности в старших группах показали: в возрасте до 5 лет диалогическое общение со сверстниками отмечалось только у 24% детей; в 6 лет – у 45%, а в 7 лет – у 68%. У остальных детей наблюдалось проявление интереса к сверстникам, попытки привлечь внимание, но диалог не получался: каждый ребенок говорил о своём и не слышал партнера, не отвечал на высказывания. Низкий уровень сформированности диалогических умений у дошкольников не позволяет эффективно реализовывать потребности в общении, взаимодействие с окружающим миром.
Поскольку особенностью современных технологий обучения является их взаимная комплиментарность, дополнительность по отношению друг к другу, то наибольшую эффективность они приобретают во взаимодействии. Поэтому, при организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.
Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.
По мнению А.Г.Арушановой, в ряду проблем речевого развития выделяются основные: речетворчество, диалог, развитие культуры речевого поведения как главные составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшей сферы саморазвития личности.
Зверева О. Л., Кротова Т. В., Свирская Л., Козлова А. В. отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.
В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы:
- партнёрство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач;
- помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Эффективной формой взаимодействия является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?» и т.д.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс речевого развития ребёнка, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность. Таким образом, совместная деятельность детей и взрослых в разных видах деятельности, взаимодействие базового и дополнительного образования, атмосфера свободы и творчества, созданная речевая среда способствуют всестороннему развитию воспитанников детского сада.
Сможем ли мы, педагоги, обеспечить детям перед школой "единый старт", примерно одинаковые потенциальные возможности зависит во многом от того, нормальное или недостаточное коммуникативно-речевое развитие было сформировано в дошкольном возрасте.
Учёными ставятся вопросы:
- О роли общения в образовательном процессе.
- О характере потребностей старших дошкольников в общении с окружающими.
- Об особой роли речи в развитии коммуникативных навыков.
- О трудностях общения (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина).
Какие трудности общения наиболее характерны для дошкольников?
- Импульсивность и заторможенность.
- Несформированность потребности в общении.
- Вытеснение мотивов общения другими мотивами и целями.
- Трудности организации связных высказываний.
Одно из значений слова коммуникация - сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Важно определить какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, в данном случае, ребёнка, чтобы её адекватно воспринимали и были заинтересованы в общении.
Коммуникативные качества речи:
- Правильность.
- Выразительность.
- Точность.
- Доступность.
Комплексное обследование связной речи детей с низким уровнем коммуникативной активности позволяет получить целостную картину речевой способности ребёнка в использовании разных форм речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).
В результате стало очевидным, что дошкольники мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности. Поэтому необходимо им помочь в преодолении мотивационных трудностей, овладении средствами и способами общения.
Для формирования коммуникативно-речевых умений и навыков в работе можно использовать модель коррекционно - развивающей среды.
В игровой ситуации сценарий моделируется как коммуникативно- познавательная проблема, в решении которой предусматривается активное взаимодействие ребёнка с педагогом и сверстниками.
Для того чтобы дети активно включались в выполнение заданий и проблемную ситуацию, целесообразно применять невербальные средства коммуникации, таким образом развивая эмоциональную сферу ребёнка. Наиболее простыми для понимания детей являются такие эмоции как радость и злость. Наиболее сложной для понимания является эмоция обида. Поэтому необходима специальная работа по обогащению эмоциональных представлений.
Одним из игровых приёмов также являются упражнения, цель которых - развивать коммуникативные навыки. Обычно упражнения делятся на парные и групповые, парные упражнения способствуют " расширению " открытости по отношению к партнёру - умению чувствовать и понимать его. Групповые - дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.
Диалог - основная форма общения дошкольников. В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Но диалог включает и другие инициативные и ответные высказывания. Такие, как сообщение (информирование, утверждение) - выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) - реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).
Воспитанники более адекватно реагируют на вопросы взрослых и сверстников, чем на сообщения и побуждения. Овладение диалогической речью является начальным этапом формирования связной речи у детей. В работе над диалогической речью можно выделить 3 задачи:
1. Научить детей отвечать на поставленные вопросы.
2. Научить постановке вопросов.
3. Воспитать способность свободно, непринуждённо вести беседу (Эта задача в значительной степени психологическая).
В качестве основных методов используются разговоры и беседы педагога с детьми. Общение взрослого с детьми является одним из ведущих факторов развития их речи, однако, это не исключает необходимости использования игр и игровых приёмов.
Чтобы включить различные игры в работу по развитию диалогической речи необходимо заранее подбирать тексты литературных произведений для игр - инсценировок и режиссерских игр, тексты для разыгрывания театральных этюдов, дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалога.
Подобранные игры должны носить коммуникативный характер. Преимущество таких игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очерёдность и тематическое единство реплик) и отражать естественную логику формирования речевых умений.
Речь ребёнка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определённым образом, оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей.
В игровой деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Игры - уроки жизни, они учат ребёнка общению с другими людьми, моделированию различных жизненных ситуаций, способствуют познанию окружающего его мира.
Консультацию подготовила старший воспитатель Смирнова Т.А. по материалам журналов «Справочник старшего воспитателя».
ККККККккккККККАрапврп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики-один из важнейших моментов речевого развития ребёнка-дошкольника.
Вызвать интерес к заданиям, способствующим развитию мелкой моторики, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Познакомить детей с разнообразными пальчиковыми играми, способствовать подготовке руки ребё...
Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...
«Развитие творческого воображения – основа речевого развития ребёнка»
Развитие творческого воображения дошкольников актуальная проблема современного дошкольного образования в свете ФГОС, которая является...
Консультация "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА"
Родителей всегда волнует, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Одним из важных аспектов этого является формирование мелко...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...
Как развитие мелкой моторики влияет на речевое развитие ребёнка
Консультация для родителей...