Методическое пособие "Фонетическая зарядка для дошкольников"
методическая разработка по развитию речи по теме
Фонетическая зарядка разработана для детей от 3 до 7 лет. Направлена на развитие речи и общих моторных движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_foneticheskaya_zaryadka_dlya_doshkolnikov.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.
Всё это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых – родителей и педагогов – помочь ему овладеть устной и письменной речью.
Воспитание звуковой культурой речи – одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. К ней относится: речепроизношение, которое включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а так же умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика и жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.
Данное пособие разработано для детей дошкольного возраста, оно направлено на развитие диафрагмального дыхания, фонетической стороны речи и общих моторных движений. Детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитие двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнение упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Включение фонетической зарядки в интегрированное занятие позволяет помочь ребёнку отвлечься, расслабится, а также закрепить правильное произношение заданного звука. Дети изображают движение разных животных, птиц, транспорт, какие - то предметы и передают их речь и звучание. Ребёнку легче выучить звук, если он непросто произносит его, повторяя за взрослым, а изображает животных звуком и движением.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих взрослых, которые находятся вокруг него. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков
Предложенная фонетическая зарядка может использоваться логопедами при проведении занятий, родителями – при самостоятельных занятиях с детьми, воспитателями ДОУ – на речевых занятий, воспитании звуковой культуры речи.
Проводя фонетическую зарядку важно знать: проводить на каждом занятии (5 мин), проводить в разном исходном положении, контролировать произношение звука совместно с движением, помогать, поощрять словом.
Фонетическая зарядка для детей младшего возраста (3-4 года).
«Курочка» И. п. ноги на ширине плеч, руки по бокам, слегка в стороны (как крылья), ходьба, поднимая и опуская руки, произнося при этом ко-ко-ко.
«Цыплятки» И. п. ноги на ширине плеч, руки изображают маленькие крылышки, бегают и пищат пи-пи-пи.
«Котята» И. п. на коленях и на ладонях, дети ползают и произносят: «Мяу- мяу-мяу…»
«Матрёшки кланяются» И.п. ноги слегка расставлены, руки вниз. Наклонится вперёд, отвести руки назад, выпрямится. 4-5 раз.
«Починим колеса». И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Присесть, хлопнуть по коленям, сказать: «Хлоп» вернуться в и. п. 5 раз.
«Какая красивая бабочка» Произнесение на длительном выдохе «Ах-ах, ох-ох»
«Прыжки» И. п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполняем прыжки на месте. Затем ходьба и вновь прыжки на месте.
«Самолёты» И. п. ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью. 1- руки делают круговые движения, заводят моторчик. 2 – руки в стороны и побежали в разном направлении, изображая крылья самолёта, произнося при этом: «У-у-у-у..»
«Маленькие - большие» И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- присели (маленькие). 2-встали (большие). 5 раз.
«Птички полетели» И. п. ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, изображают крылья. 1- птицы полетели, машут крыльями. 2- сели, посидели, поклевали зёрнышки. 3- встали, опять полетели. 4- опять сели. 5-6 раз.
«Большие ноги, маленькие ноги» И. п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. 1- пошли и поднимаем высоко колени (большие ноги) при этом дети произносят: «топ-топ-топ». 2- пошли, просто шагаем маленькими шагами (маленькие ножки) при этом произносят быстро: «топ-топ-топ»
«Мишки» И.п. ноги на ширине плеч, руки опушены, слегка согнуты. Ходим как медведи, медленно, переваливаясь с боку на бок. При этом произносим: «А-а-а» (низким голосом).
«Гуси» И.п. ноги на ширине плеч, руки рядом, изображают крылья. 1- пошли, машем руками, и поднимаем высоко колени, При этом произносим: «Га-га-га»
Фонетическая зарядка для детей среднего возраста (4-5 лет).
«Дудочка». Дети «дудят в дудочку», словно приглашая грибы повеселиться: «ду-ду-ду»
«Грибочки пляшут». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить, сказать: «Ох!» Упражнение повторить 5 раз.
«Грибочки шалуны» И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую (левую) ногу, опустить, вернуться в и. п. 5 раз.
«Красивая игрушка» И. п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Подняться на носки, руки в стороны – вверх, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки вниз, произнести: «А-а-а-ах» повторить 3-4 раза.
«Матрёшки пляшут». И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, приподнять плечи вверх, опустить сказать: «Ох» 4-5раз.
«Матрёшки качаются» И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево), выпрямится. 6 раз.
«Как гогочет гусь» И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной, сложены одна поверх другой. Сделать глубокий медленный вдох носом, слегка наклониться вперёд, медленно развести руки в стороны и на длительном выдохе произнести: «Га-га-га»
«Гуси шипят». И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, развести руки в стороны, произнести «ш-ш-ш», вернуться в и. п. 5 раз.
«С горки» Предложить детям представить, что они катятся с горки на санках. Дети делают глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «У-у-у-ух»
«Погреем плечики» И. п. ноги на ширине плеч, руки в стороны. Обхватить кистями рук противоположные плечи, сказать: «Ох», вернуться в и.п. 6 раз.
«Машины заводят моторы». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Согнуть руки в локтях, вращать руками одна вокруг другой, произнести: «Р-р-р», вернуться в и. п. 5 раз.
«Машины зажигают фары» И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, согнуть в локтях, показать ладошки, опустить. 6 раз.
«Ёлочки» И. п. ноги слегка расставлены, руки разводим в стороны и опускаем со словами «Ах-ах-ах»
«Ёлочки качаются» И. п. стоя на коленях, руки на поясе. 1- наклон вправо. 2- и.п. Тоже влево, упражнение повторить 3 раза.
«Восхищаемся яркой окраской бабочки» Произнести на длительном выдохе «Ах-ах, ох-ох»
«Как гудят машины на перекрёстке». И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вдох носом, выдох с произнесением слов «Би-би-би!»
«Постучите по коленям». И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, постучать по коленям, сказать: «Тук-тук», выпрямиться. 6 раз.
Фонетическая зарядка для детей старшего возраста (5-6лет).
«Подготовка к полёту» И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу, спина прямая, плечи опущены. Открываем глаза, вдох-тянем долго «А-а-а»
«Хлопки крыльями» И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Раскачивать руки вперёд-назад с хлопками впереди. Во время хлопка говорить «Хлоп» 6-8 раз.
«Силачи» И.п. ноги на ширине плеч, руки на диафрагме – вдох. На выдохе дети произносят: «Ура-а-а»
«Мы штангисты» И. п. стоя, ноги врозь. 1-палку на грудь, 2-с силой вверх, 3-на грудь, 4-вниз. 6 раз.
«Достань носки ног» И. п. сидя, ноги врозь, палка в руках на бёдрах – вдох. 1-3- наклон вперёд, коснутся палкой носков ног- выдох. 4- и.п. 6 раз.
«Шуршит метла» И.п. основная стойка палка внизу. 1- прыжком ноги врозь, палку вверх. 2-вернуться в и.п. 2-3раза.
«Звуки леса» И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1-вдох носом. Подняться на носки, руки вверх – в стороны. 2-вернуться в и.п., выдох ( на первом выдохе говорим «ку-ку-ку», а на втором «тук-тук») 4 раза.
«Разминаем ножки» И.п. основная стойка, флажки внизу. 1-2- присесть, вытянуть флажки вперёд, сказать «сели». 3-4-вернуться в и.п. 7 раз.
«Звуки космоса» И. п. ноги на ширине плеч. Дети на длительном выдохе произносят звук «У-у-у»
«Состояние невесомости» И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- сед с прямыми ногами, руки, вниз. 2- вернуться в и.п. 4-6 раз
«Подышим морским воздухом» И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1- глубокий вдох носом, подняться на носки, руки- в стороны, вверх. 2- выдох с произнесением длительного звука «А-а-а», вернуться в и.п. 3-4 раза.
«Водоросли» И. п. ноги врозь, руки внизу. 1- поднять прямые руки перед собой вверх. 2- наклон туловища вправо. 3- выпрямиться руки вверх. 4- и.п. 6 раз.
«Комарик» И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1- подняться на носки, руки в стороны – вверх, вдох носом. 2- вернуться в и. п., выдыхая воздух изо рта, произнести звук «з-з-з» максимально долго.
«Муравей» И. п. И.п. сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. 1-3- с силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя. 2-4- вернуться в и. п. 6 раз.
Фонетическая зарядка для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет).
«Шум ветра» Когда дует сильный ветер, в лесу качаются деревья. Они низко наклоняют свои ветви, то в одну, то в другую сторону, а ветер громко воет «У-у-у-у!»
«Улетают птицы» И.п. ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. 1-глубокий вдох носом. 2-медленный выдох с произнесение слов «На ю-у-у-у-г»
«Листочки» И.п. ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки с листочками вверху. 1- наклониться вперёд, не сгибая ног, положить листочки на пол перед собой, выдох. 2-выпрямиться, руки за голову, хорошо прогнуться, вдох. 3- наклониться, взять листочки, выдох. 4-выпрямиться, поднять листочки вверх, вдох. 6 раз.
«Цапля машет крыльями» И.п. пятки вместе, носки врозь, руки внизу. Поднять руки в стороны, сделать несколько волнообразных движений, опустить. 7 раз.
«Весы» И.п. стоя лицом друг к другу, пятки вместе, носки врозь, держаться за руки. Поочерёдно приседание, не отпуская рук партнёра. 6-8раз.
«Песенка метели» Сделать глубокий вдох носом. На длительном выдохе произнести «А-а-а-а…» 2 раза.
«Ярмарочные зазывалы» Сделать носом глубокий вдох. На длительном выдохе произнести: «Ту-ру-ру-у-у-у…» Руками показать дудочку.
«Физкультурники» Дети делают глубокий вдох носом. На длительном выдохе произносят: «Ура-а-а-а…» 2-3 раза.
«Гребцы» И.п. стоя, ноги на ширине плеч, палку в горизонтальном положении держать ближе к середине. Поворот, вправо и влево, имитируя греблю на байдарке. 4-5 раз.
«Медузы» И.п. ноги на ширине плеч, слегка согнутые в коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. 1- развести руки в стороны, очертить круги перед собой, выпрямить ноги, подняться на носки, втянуть живот, вытянуть шею. 2 – и.п. 6-8 раз.
«Салют» 1-вдох носом. 2-длительный выдох, произнести слово «Салю-у-у-ут!»
3 4-повторить.
«Мы сильные» И. п. основная стойка, руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, подняться на носки, вдох. 1, 2- с силой руки вверх, разжимая кулаки, подняться на носки, вдох. 3,4-и.п., выдох.
«Шалаш» И. п. упор на коленях, руки на поясе. 1,2- выпрямить ноги, переходя на носки, не сгибая руки, выгнуть спину. 3, 4- и.п. 6-8 раз.
«Весёлые спортсмены» Мы ловкие, смелые, спортсмены умелые.
Любим спортом заниматься и, конечно же, смеяться.
Как мы смеёмся? «Ха-ха-ха!»
Слова «Ха-ха-ха!» дети произносят на длительном выдохе. 2 раза.
Литература:
- Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи. Айрис Пресс Москва 2006
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет. Аркти. Москва. 2003.
- Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. Спб. Детство-Пресс 2005.
- Лосева П. Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Сфера. Москва 2005.
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Каро. Спб. 2006.
- Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. Akademia. Москва 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя зарядка для дошкольников
Физическая культура дошкольников — очень важный момент в развитии здорового, крепкого организма ребёнка. Ежедневные занятия физкультурой укрепляют организм, повышают сопротивляемость к различного рода...
Утренняя зарядка для дошкольников
Утренняя зарядка для дошкольников...
веселая зарядка для дошкольников
динамическая пауза для детей дошкольного возраста...
Комплекс зарядки для дошкольников старшей и подготовительной групп
Зарядка помогает формировать у дошкольников стремление к здоровому образу жижни. Способствует сохранению здоровья, профилактики простудных заболеваний....
Значение утренней зарядки для дошкольников.
Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей. Так как многие родители считают, что нет большой необходимости соблюдать режим дня дома и в детском саду!Утренняя гимнастика должн...
Зарядка для дошкольников
Утренней гимнастикой можно заниматься дома с ребенком с 2-летнего возраста. Несложный комплекс физических упражнений оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и систем «сердеч...
Нужна ли зарядка для дошкольников .
Зарядка — важная составляющая жизни любого человека, желающего быть здоровым и бодрым в течение всего дня. Это комплекс физических упражнений, с целью размять суставы и мышцы. Ее должны делать н...