Чтение художественной литературы (из опыта работы).
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Статья вошла в сборник "Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации" в рамках третьей международной практической конференции, проходившей в Ульяновске в 2012 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтение — вот лучшее учение»
А. С. Пушкин
Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности.
Основная концептуальная позиция — не ознакомлять детей с художественной литературой, а ежедневно читать.
В работе с книгой перед педагогом стоят следующие задачи:
- подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова
- обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов
- воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги
- обращаться к художественным текстам при развертывании других культурных практик (использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью детей)
Условия эффективности организации процесса чтения:
- систематичность
- выразительность
- организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия)
Для реализации развивающего потенциала художественной литературы — чтобы книга сама «работала» на развитие ребенка — воспитатель должен использовать совокупность художественных текстов. В его основе лежит принцип жанрового деления: поэзия — проза, а внутри него дробление на фольклор — авторские произведения.
Вместе с тем есть еще одно жанровое деление, которое должно быть принято во внимание: большие литературные формы — малые литературные формы.
В существующих на сегодняшний день программах, дается рекомендательный список литературы. Анализ этих программ показал, что в круг детского чтения почти не входят большие произведения, которые читаются от 2 и до 12 дней, либо рекомендуются лишь отдельные фрагменты.
Именно о чтении этих произведений мы хотели бы поговорить.
К большим литературным формам относятся авторские сказочные и реалистические повести, а также циклы рассказов с единым (сквозным) персонажем.
Именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов.
Такого рода сложные повествовательные последовательности (в отличие от коротких сюжетных текстов) позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моделей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.
Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательными для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину. И именно этих произведений очень мало в детском саду. «Ребенок как бы вырастает из коротких стихов, рассказов и сказок, как из коротких штанишек, и требует одежды на вырост, в которой хочется взрослеть». Поэтому большие художественные тексты - повествования должны быть включены в круг чтения (рекомендательный список) для старших дошкольников, составить существенную его часть.
Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 20 минут (15—20 минут в старшей и 20—25 минут в подготовительной группе).
Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным.
Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста, — удивление, изумление, сострадание и пр. Монотонное механическое чтение может отбить у ребенка охоту слушать даже самую интересную книгу.
Целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам, перечитывать их.
Художественные произведения для длительного чтения (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов, большие стихотворные повествования) следует читать несколько дней подряд (в зависимости от объема текста это может занять от 2 до 10—12 дней и более), так как дети должны иметь возможность удержать в памяти последовательность сюжетных событий, вжиться в воображаемый мир книги. Все это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или читаются с большими перерывами. Ежемесячно воспитатель прочитывает дошкольникам 1—2 больших текста.
Периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений (укладывающихся в 20-минутный интервал).
Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более принуждать их к «препарированию» поэтических произведений и многократному пересказу прозы.
Обсуждениям надо придать непринужденный характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения - реплики относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнить коллизии художественного текста с реальными событиями.
Педагог также отсрочено может обращаться к прочитанным текстам, инициирует их вспоминание, цитирование, обсуждение во время развертывания других видов деятельности, если обращение к книге может помочь в мотивировании детей к активности, в осмыслении, прояснении каких-либо фактов, событий и т. п.
Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2—3 месяца (с перспективой на весь год), осуществив сбалансированный выбор из разных разделов рекомендательного списка, с учетом интересов большей части детей своей группы. Этот предварительный план может корректироваться по мере необходимости.
В подготовительной группе наиболее удобным для чтения является время сразу после сна. Это время, когда нет интенсивной умственной нагрузки, и дети могут насладиться слушанием любимых произведений. Обычно, новую книгу, «приносит» в книжный уголок Всезнайка (человечек, который живет в уголке книги). Это стало своеобразной традицией в нашей группе. Еще один очень важный атрибут – наша помощница закладка. Ее дети смастерили сами. Закладка переходит из одной книги в другую. Она стала нашей «любимицей». Иногда, перед началом чтения, мы просим детей напомнить, на каком моменте мы остановились. Это делается для того, чтобы освежить в памяти детей прочитанное, а так же для развития памяти.
Знакомство с большими по объему произведениями, мы начали с книги А.Толстого «Приключения Буратино». Читая ее, мы с детьми заинтересовались, почему же дерево не тонет (момент, когда Буратино скинули в воду). В результате мы провели серию опытов и выяснили, что дерево пористое, легче воды, оно имеет свойство разбухать и ссыхаться.
Благодаря Буратино, мы с детьми познакомились с монетами разных стран. В нашей группе появилась коллекция денег (альбом для рассматривания).
Благодаря сказке Аксакова «Аленький цветочек», мы познакомили детей с русскими костюмами прошлого. В результате у нас в группе появился альбом «В чем ходили в прошлом. Русская одежда». В нем, вместе с образцами одежды, дано их краткое описание.
Сказка «Приключения Чипполино» помогла нашим детям узнать много нового о пользе овощей. Дети вместе с родителями, готовили проекты об овощах. На осеннем празднике проходила презентация этих проектов. Это были и стенгазеты, и небольшие сценки, и дефиле костюма «Вот такой баклажан». Завершилось все инсценировкой сказки о приключениях Чипполино.
Читая произведение В. Катаева «Цветик – семицветик» мы вместе с детьми придумали игру «Цветок желаний». Эта игра помогает сплотить детей, укрепить дружеские отношения, передавая друг другу символический цветок, дети желают, что то хорошее, доброе.
В группе мы занимаемся книгоиздательством. Зимой, в декабре, мы изучали хвойные деревья. Узнали о видах, пользе хвойных деревьев. Дома вместе с родителями, дети подбирали стихи. Рассказы, загадки о елочках. В результате мы с ребятами «выпустили» книгу «В лесу родилась елочка». Произведения о войне, подвигах народа помогли в создании книги «Пословицы и поговорки о войне».
Благодаря «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина дети познакомились с отрывками из балета «Лебединое озеро».
Таким образом, образовательная область «Художественная литература» тесно связана со следующими областями: «Социализация». «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Консультация:«Приобщение детей к художественной литературе» ( из опыта работы)
«Приобщение детей к художественной литературе»...
«Формирование интереса и эмоционального отношения к художественной литературе» (Из опыта работы)
Сообщение на тему: «Формирование интереса и эмоционального отношения к художественной литературе»(Из опыта работы)...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)
Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...
Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы (из опыта работы).
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...