РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Приятный запах Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе. Оборудование: Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон). Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: "Хорошо; очень хорошо; очень приятный запах; очень ароматный цветок (ароматное яблоко)" и т.д.
Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они, в
зависимости от речевых возможностей, сами придумывают предложения.
Придумай фразу Цель: Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений. Оборудование: Сюжетные картинки из лото "Что мы делаем". Описание игры: Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: «Таня играет». Ребенок повторяет предложение: «Таня играет» и добавляет «на улице». Следующий ребенок повторяет предложение: «Таня играет на улице» и добавляет «в песочнице». Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
Соседи Цель: Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве. Оборудование: Детские стульчики, бубен. Описание игры: Детям дается задание: назвать своего соседа справа. Они по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает. При повторении игры ответы детей усложняются: «Я сижу с Вовой и Женей; я сижу рядом с Вовой и Женей; справа от меня — Вова, слева от меня — Женя; мой сосед справа — Вова, мой сосед слева — Женя».
Обгони Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений. Оборудование: Детские стульчики (пенек, бревнышко или скамеечка на участке, в лесу). Описание игры: Вариант 1 Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив, в 10—15 шагах, один стульчик (пенек). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:
Девочке на ручку Бабочка села. Девочка бабочку Поймать не успела.
После слов "поймать не успела" водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл. Вариант 2
Эту игру можно сопровождать и другим стихотворением:
Бабка сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он густой... Мы помчимся, Ты постой.
В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.
Волшебное зеркало Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. Описание игры: Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
Дождик, дождик Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве. Оборудование: Детские стулья. Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):
Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь.
После слов "погулять нам не даешь" дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.
Палочка-выручалочка Цель: Та же, что и в предыдущей игре. Оборудование: Палочка (толщина 3 — 4 см, длина 30 — 40 см). Описание игры: Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:
Палочка-Выручалочка, Среди бела дня Выручай меня! За березу, за рябину — Далеко тебя закину. Кто за палкой гонится, От того хоронятся.
После слов "от того хоронятся" ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идет искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.
Песенка стрекозы Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. Описание игры: Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:
Я летала, я летала, Устали не знала. Дети плавно взмахивают руками. Села, посидела, Опять полетела. Опускаются на одно колено. Я подруг себе нашла, Весело нам было.
Вновь делают «летательные» движения руками.
Хоровод кругом вела, Солнышко светило.
Берутся за руки и водят хоровод. Игра может быть использована для дифференциации звуков с, с', р — л. В этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.
Повар Цель: Та же, что и в предыдущей игре. Оборудование: Поварской колпак. Описание игры: Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:
Будем в повара играть, Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты, То скорей кругом иди.
После слов "скорей кругом иди" водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первым обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.
Светофор Цель: Закрепление представлений о правилах уличного движения. Оборудование: Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, красный, желтый. Мел или палочка. Описание игры: Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение "Светофор":
Красный — ясно, Путь опасный. Желтый — тоже Подожди! А зеленый впереди — Проходи!
Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогу и переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется желтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И, наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки. Если кто-то из детей не успеет перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает: "Где ты был до сих пор?" Опоздавший отвечает: "Задержал светофор".
Стайка (салочки) Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи. Активизация словаря по теме "Птицы". Воспитание спортивной сноровки. Описание игры: Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:
Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек — стайка: Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей, Эта птичка — совушка, Сонная головушка. Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель. Эта птичка — скворушка, Серенькое перышко. Эта — зяблик, Эта — стриж, Эта — развеселый чиж. Ну, а эта — злой орлан. Птички, птички — по домам!
Дети после этих слов разбегаются, а водящий ("злой орлан") старается кого-нибудь поймать.
Определи место игрушки Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу. Оборудование: Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др. Описание игры: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: "Между какими игрушками стоит пирамида?" Ребенок должен дать полный ответ: "Пирамида стоит между машиной и мячом". После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими. Методические указания: Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: "Мяч лежит между куклой и мишкой".
Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.
Аист Цель: Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия "право-лево". Оборудование: Шапочка аиста, корзиночка. Описание игры: Один ребенок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребенок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребенок обращается к нему:
Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова — правою ногой, Снова — левою ногой, После — правою ногой, После — левою ногой, Вот тогда придешь домой!
Ребенок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.
|