Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи.
Подготовила: учитель-дефектолог
Коровина О.В.
Раздел развитие речи является наиболее сложным разделом в системе воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта. В начале года на диагностическом этапе были выявлены множественные нарушения в речевом развитии детей нашей группы: 4 ребёнка – задержка речевого развития , 6 детей – общее недоразвитие речи, 1 ребёнок – системное нарушение речи ( Марк О.) и у 1 ребёнка речевое развитие по возраст(Даша ). Речь наших детей отличается низким словарным запасом (особенно глагольным), речь носила у многих детей звукоподражательный характер ( Егор, Богдан, Марк), грамматический строй речи грубо нарушен. Адаптационный период у детей был долгим, потому что в основном все дети вновь прибывшие. Некоторые дети вообще отказывались идти на занятия, не шли ни на какой контакт (Кирилл, Марк, Богдан)
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс наряду с традиционными приёмами использовали прием мнемотехники.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
При обучении детей составлению рассказов-описаний на занятиях по развитию речи использовали схемы Т.А.Ткаченко и схемы-модели мнемотаблиц Т.Б. Полянской, которые взяты за основу. Мнемотаблицы использовались при разучивании стихотворений для обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, пальчиковых гимнастик.
Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное мышление
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
Особенно эффективны при разучивании стихотворений - мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. При работе с мнемотаблицами включаются не только слуховые и зрительные анализаторы, но и тактильные анализаторы. Поэтому в своих мнемотаблицах мы ввели элементы тактильного ощущения. Наши дети легче вспоминают картинку, тальтильное ощущение, а потом припоминают слова. Мнемотаблицы изменяя и совершенствуя их по-своему, обращаем внимание на доступное изображение символов, на тактильное восприятие детей, красочность.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для наших детей. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
- Педагог выразительно читает стихотворение.
- Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотаблицы в моей работе по развитию связной речи детей использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов,
- при разучивании пальчиковых гимнастик.
Для обогащения словарного запаса наряду с традиционными дидактическими играми нами используются наиболее успешные следующие новые игры:
Игра «Цветик-семицветик»
Цель: обогащение глагольного словаря
Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.
Игра «Поезд»
Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.
Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками. Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.
Игра «Убираем урожай»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных
Содержание: Педагог приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают. И т.д.
Таким образом, используя на занятиях приём мнемотехники к концу учебного года мы достигли результатов
- На занятия с удовольствием стали идти Богдан, Егор, Кирилл.
- Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек у Егора, Саши М.,
- У Марка, Саши К., Владика словарный запас выходит на более высокий уровень;
- Настя, Кирилл , Богдан преодолевают робость, застенчивость.
Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к занятиям, а соответственно повышается их эффективность. В дальнейшем планируем продолжить работу и внедрять мнемотехнику в составлении рассказов, по временам года, по лексическим темам в развитие речи. В работе с родителями мы также обращали их внимание на заучивание стихотворений, составили рекомендации по заучиванию стихов наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-124646-1476209060.jpg)
Обучение детей с ОНР пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию связной речи
Система работы по обучению перессказу детей с речевыми нарушениями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-260631-1369845728.jpg)
"Использование метода мнемотехники в работе по развитию речи детей"
Этот материал может быть использован воспитателями детских садов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-151046-1353755790.jpg)
Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи.
Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи для заучивания стихов, загадок, составлению рассказов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/26/picture-716157-1448542022.jpg)
«Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ОНР»
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОНР . Мнемотехника п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-985043-1642538639.jpg)
«Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи» Консультация для воспитателей
В 20-х годах, прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основа...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/25/picture-1465815-1679774754.jpg)
Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи"
Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/10/picture-1452708-1731248444.jpg)
Мастер-класс «Играя – развиваем речь» (приоритетные направления работы использование мнемотехники на занятиях по развитию речи)
Занятия по развитию речи можно сделать увлекательным для дошкольников. Детям интересно быть артистами и музыкантами, режиссерами они даже могут самостоятельно придумать игру сами. Дети включаютс...