«Активизация словаря у дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи через использование подвижных игр»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
Материал содержит методические рекомендации для инструктора по физической культуре при подборке подвижных игр в средней логопедической группе для детей с ОНР в соответствии с тематическим планированием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Активизация словаря у дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи через использование подвижных игр»
Самара, 2013г.
Содержание:
- Пояснительная записка стр.3-5
- Методические рекомендации для инструктора по физической культуре. стр.6-7
- Список библиографии стр.8
1. Пояснительная записка.
Исходя из приоритетного направления для воспитанников групп с общим недоразвитием речи – формирование коммуникативной компетенции, а также реализуя комплексный подход к коррекции речевой патологии в нашем МБДОУ успешно сочетаются такие образовательные области как «Коммуникация», «Физическая культура» и «Здоровье».
Говоря о детях с общим недоразвитием речи Н.С.Жукова подчёркивала, что данный контингент дошкольников представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Кроме того, у данной категории детей наблюдается общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, присуще отставание в развитии двигательной сферы. Соответственно такие дети нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий: соблюдении режима дня, физиотерапии, физическом воспитании, массаже, ритмике, лечебной гимнастике и т.д.
Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми во время непосредственно образовательной деятельности с логопедом. Успех коррекционно работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Проблема: отсутствие научно-методических разработок и системы подвижных игр, подобранной с учётом тематического планирования МБДОУ, речевых и возрастных особенностей воспитанников групп для детей с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста.
Цель: активизация словаря у младших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование подвижных игр.
Задачи: 1. Анализ методической литературы по данному направлению.
2. Подобрать и систематизировать подвижные игры с учётом возрастных и речевых особенностей детей, а также с учётом тематического планирования в средней группе.
3. Разработка методических рекомендаций для инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп.
Работа всех педагогов МБДОУ строится с учётом общего тематического планирования. Кроме того, при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми другие специалисты, а в частности инструктор по физической культуре учитывает рекомендации, полученные от логопеда.
Активизация словаря, который был уточнён и дополнен в процессе непосредственно образовательной деятельности с логопедом, а также развитие общих двигательных умений, координации движений в младшем дошкольном возрасте у детей – данные задачи успешно решаются при использовании в коррекционной работе подвижных игр.
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.
Нами были подобраны и апробированы на базе МБДОУ № 46 подвижные игры для детей средней группы с общим недоразвитием речи в соответствии с тематическим планированием, которые использовались во время непосредственно образовательной деятельности с логопедом в качестве физминутки и совместной деятельности детей с инструктором по физической культуре.
2.Методические рекомендации для инструктора по физической культуре.
Месяц, неделя | Лексическая тема | Подвижная игра |
Сентябрь, 3 неделя | Детский сад Участок детского сада | П/и «Солнышко» |
Сентябрь, 4 неделя | Осень Признаки осени | П/и «Солнышко и дождик» |
Октябрь, 1 неделя | Овощи | П\и «Овощи» |
Октябрь, 2 неделя | Фрукты | П/и «Яблонька» |
Октябрь, 3 неделя | Лес. Грибы и ягоды. | П/и «Ягодка-малинка» |
Октябрь, 4 неделя | Игрушки. | П/и «Лошадка» |
Ноябрь, 1 неделя | Человек. Части тела | П\и «Молчанка» |
Ноябрь,2 неделя | Одежда | П\и «Колпачок» |
Ноябрь,3 неделя | Обувь | П\и «Что у нас на ногах?» |
Ноябрь, 4 неделя | Дом. Его части | П\и «Замочек» |
Декабрь, 1 неделя | Мебель | П/и «На стульчике» |
Декабрь, 2 неделя | Посуда | П/и «Посуда» |
Декабрь, 3 неделя | Зима | П/и «Снежная баба» |
Декабрь, 4 неделя | Новогодний праздник | П/и «Дед Мороз» |
Январь, 3 неделя | Зимующие птицы | П/и «Воробей» |
Январь, 4 неделя | Домашние птицы | П/и «Домашние птицы» |
Февраль,1 неделя | Домашние животные | П/и «Козлик» |
Февраль, 2 неделя | Дикие животные | П/и «Заинька» |
Февраль, 3неделя | Транспорт | П/и «Мчится поезд» |
Февраль, 4 неделя | Профессии на транспорте | П/и «Шофёр» |
Март, 1 неделя | Мамин праздник. Профессии мам. | П/и «Ушки» |
Март, 2 неделя | Весна | П/и «Зима прошла» |
Март, 3 неделя | Первые весенние цветы | П/и «На лужайке поутру» |
Март, 4 неделя | Цветущие комнатные растения | П/и «На окне в горшочках» |
Апрель,1 неделя | Дикие животные весной | П/И «Лесной переполох» |
Апрель, 2 неделя | Домашние животные весной | П/и «Козочка» |
Апрель, 3 неделя | Перелётные птицы | П/и «Ласточка» |
Апрель, 4 неделя | Аквариумные рыбки | П/и «Аквариум» |
Май | Наш город. | П/и «Ветер-ветерок» |
Май | Насекомые | П/и «Мотылёк» |
Май | Лето. Цветы на лугу | П/и «Речка», «На лужайке» |
3. Список библиографии
- Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет – Волгоград «Учитель» - 2012.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия – Екатеринбург, 1998г.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб., 2001
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы – СПб, 2005.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста – М.,2005
- Информационные образовательные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Педагогическая технология обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи через использование развивающего наглядного материала.
Педагогическая технология обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи...
Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»
Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...
План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи через использование техники"оригами".
Целью данного материала является изучение и использование в практике новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, овладение новыми ме...
План по самообразованию "Развитие пальчиковой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник рисования"
Целью данного плана является совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства, овладение новыми формами, методами и приёмами обучения детей нетрадиционным техникам рисования....
Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...