Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств детей.
методическая разработка по развитию речи на тему

Захарова Татьяна Михайловна
Данный материал представляется для ознакомления воспитателями детского сада. И содержит в себе влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hud.lit_.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств детей.

Захарова Т.М., воспитатель МБДОУ г .Кургана

«Детский сад комбинированного вида №14 «Елочка»

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения, и ставит общество перед опасностью моральной деградации. Поэтому возникает большая необходимость усиление воспитания, развитие нравственных качеств, становлению нравственных чувств еще в дошкольном возрасте, чтобы уберечь детей от этих негативных явлений.

 Основной задачей нравственного воспитания является становление и формирование нравственных норм, нравственного поведения, нравственных чувств и нравственных качеств.

 Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

 Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.

       Действенным средством воспитания нравственных чувств является художественная литература, в результате изучения которой у детей формируются такие чувства как: сочувствие, сопереживание, чувства гордости, совести, доброты.

 Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир.

 Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности, добра и справедливости, чувства гражданственности.                

А.С.Макаренко отмечал:

«…Расположение духовных сил человека имеет своё педагогическое оправдание. Наши дети должны вырастать цельными личностями…Герои детской книги должны быть цельными людьми, и между ними должна идти такая же цельная и напряжённая борьба. Симпатии слушателя должны без всяких колебаний становиться на сторону положительного героя…Дети должны различать своих героев и узнавать их с первого взгляда. Эти герои должны вызывать положительное или отрицательное чувство, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие уважение, третьи любование, четвёртые радостную улыбку, пятые заботу и нежность».

Поэтому воспитатель должен обратить особое внимание на отбор художественных произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям  с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

 Одним из наиболее действенных и распространенных видов художественной литературы является сказка.

А.С. Макаренко большую роль отводил сказке. «Хорошо рассказанная сказка, - писал он, - это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке в каждой семье был сборник сказок».

К сожалению, в наше время родители очень редко читают детям сказки и другую художественную литературу, поэтому воспитатели стараются восполнить этот пробел в детском саду, читая детям на занятиях, в свободное время, перед сном.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.

Ребенок в дошкольном возрасте знакомится со сказками: «Репка», «Курочка Ряба», затем «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и т.д..  Повествование их построено на повторах эпизодов, реплик. Повторы сосредоточивают внимание ребёнка, помогают пониманию содержания сказки и её запоминанию. В сказках о колобке, о козлятах и волке в текстах есть песенки, не все слова и выражения которых известны и понятны малышу. Не следует стараться объяснить что такое, например «…по сусекам скребён». Важно направить внимание на усвоение смысла сказки, научить его следить за развитием действия, вызвать сочувствие героям.

Сказки учат первым урокам развития логического мышления ребёнка, первым примерам формулы человеческой жизни, формулы, согласно которой доброта – хорошо, а злость и коварство – плохо, помощь малого может решить дело.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном.

В своей работе со старшими дошкольниками мы постоянно используем этическую беседу по прочитанным произведениям.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Например, прочитав детям сказку В.А.Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла» можно задать детям такие вопросы:

 – Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Почему радуются Белочка и бельчата: ведь они лишились части
своих зимних запасов?
(Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу,
а это главное.)
-
Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что
ему плохо.)
Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала
дятлу?
(Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.)
Воспитатель раскрывает значение слова «бескорыстный».

– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Воспитатель: Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить: сделать добро или остаться равнодушными.

– Какое дело совершила Белка?

В данном случае мы ставили перед собой следующие задачи:

Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;

-развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

-воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

-Закрепить понятие «бескорыстная помощь».

 Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Литературу для чтения детям мы подбираем из списка рекомендованной литературы  программой. Это произведения: В.Осеевой, Г.-Х. Андерсена,

А. Волкова, В. Катаева,  Р. Киплинга, В.А.Сухомлинского, М. Зощенко,

 Н. Носова, В. Одоевского, Г. Остера, М. Пришвина, А. С. Пушкина, А. Толстого, Э. Успенского, К. Чуковского и других писателей.

Критерии отбора книг для чтения и рассказывания детям раскрываются в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других. Ими разработано несколько критериев:

 • идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

 •высокое художественное мастерство, литературная ценность ( единство содержания произведения и его формы);

 • доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

 • сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

 • конкретные педагогические задачи.

Этими критериями мы и руководствуемся.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...

Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников

Статья содержит информацию о важности чтения художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников, а также критерии отбора книг для чтения...

Использование художественной литературы для развития нравственных качеств у дошкольников

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы....

«Использование художественной литературы в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста»

Актуальность. Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напра...