Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: "Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. "Весна" с добавлением последующих событий".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Познакомила детей с биографией Скребицкого Г.А. автора рассказа "Весна". Побуждала детей эмоционсально воспринимать образное содержание художественного текста, учила подбирать слова о весне .Вспомнили, какие ещё рассказы написал автор. Дала понять, что ведь весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу . Чтобы привить детям любовь к природе и эта искренняя любовь к природе стала ориентиром всего жизненного пути детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. «Весна» с добавлением последующих событий».
Цели и задачи:
-Образовательные: продолжать знакомить с приметами весны, учить отгадывать загадку о весне, расширить знания о творчестве детского писателя Скребицкого Г.А., прочитать отрывок из рассказа «Весна», учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию, учить добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.
-Развивающие: развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные, развивать творческое воображение и логическое мышление.
-Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Материал к занятию: фотография Г.А. Скребицкого, текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем. Методические приёмы: отгадывание загадки, чтение стихотворения наизусть Пожарского М.А. «Пришла весна», рассматривание иллюстраций, чтение произведения Г.А. Скребицкого «Весна», беседа, пересказ, работа с опорными картинками.
Лексический материал:
Части речи | Слова, сложные по смыслу | Слова, сложные по слоговой структуре |
Существительные | пригорок, ложбинка, труха, хворост, тритон, ящерица | пригорок, ложбинка, хворост |
Прилагательные | взъерошенный | длиннохвостый |
Глаголы | пригрело, очнулись | расправили, опустели |
Предварительная работа: заучивание стихотворения Пожарского М.А. «Пришла весна», загадывание загадок, чтение рассказов Г .А. Скребицкого «Первые листья», «Счастливый жучок», «Весна на пороге», «Грачи прилетели», «Весна – художник», словесные дидактические игры: «Скажи иначе» ( синонимы), «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи…), рассматривание иллюстраций о весне.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Организационная часть. Беседа о весне.
Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: (здороваются).
Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку: Снег тает, день прибывает, Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно, речь идёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна. А кто нам назовёт весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какой сейчас месяц? (апрель). – Как в народе называют этот месяц? (Апрель - снегогон или апрель- водолей). Почему? (ответы детей).
Игра «Думай, отвечай».
-Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.
-Сосульки ( что делают?) тают на солнце.
-Весной солнце ( что делает?) пригревает, светит ярче.
-Почки на деревьях… набухают.
-Ручей … бежит, журчит, течёт.
-Медведь… просыпается, выходит из берлоги.
-На лесных полянках появляются… (что?) первые проталины, подснежники, молодая травка.
-Птицы весной… (какие?) звонкие, радостные, голосистые.
Воспитатель: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу. В русской литературе много произведений о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожарского М. А., которое так и называется «Пришла весна».
Дети читают наизусть стихотворение:
Пришла весна.
Шумят леса, цветёт земля,
Поёт – звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна –
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна-
В гирлянде из цветов!»
II. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого Г. А.
1.Беседа о писателе.
Воспитатель: -Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого (1903 – 1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает факты из биографии.)
Георгий Алексеевич Скребицкий 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приёмный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная ещё в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…
2.Чтение рассказа Скребицкого Г.А. « Весна»
ВЕСНА.
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошёл ещё день, другой – и его уже вовсе не осталось. С пригорка по ложбинке побежал весёлый ручеёк, наполнил до краёв большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели зимние квартиры в старом пне, выбрались из – под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто - куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду. Вдруг под кучей хвороста что –то зашуршало…
Воспитатель разбирает лексическое значение новых слов:
Пригорок – небольшой холм у подножия горы. Ложбинка – узкий неглубокий овраг. Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев. Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.
Воспитатель задаёт вопросы по содержанию текста: Что сделало весеннее солнце? Как побежал ручеёк? Что стало с зимними квартирами? А жучки и букашки? Что сделал тритон? Что делала ящерица на пне? А лягушки? Кто появился из – под хвороста? (Версии детей.)
Динамическая пауза «Бывает весной или нет?»
Дети встают около стульев. Они внимательно слушают приметы. Если нет – то садятся на корточки.
3. Повторное чтение рассказа, пересказ с добавлением последующих событий (Дети составляют пересказ с использованием опорных картинок.)
4.Воспитатель читает версию писателя (продолжает рассказ).
…Вдруг под кучей хвороста что – то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках – сухая трава, листья. Выбрался ёжик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ёжик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.
III. Заключительная часть. Итог занятия.
Воспитатель спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему? Какое настроение автора вы почувствовали? Дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.
-Я горжусь вами и очень рада, что с этим заданием вы справились. Посмотрите, наши старания были не напрасны. Порадовали не только меня, но и Весну.
За ваши старания она приготовила для вас сладкие волшебные подснежники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему «Цветик-Семицветик»
Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. * Учить детей ассоциировать сод...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Дорога ДОБРА»
Данный конспект представляет собой занятие по развитию речи в подготовительной группе....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Провела воспи...
конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького»....
Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "
Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "...