конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Федосеева Светлана Сергеевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме:

« Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Программные задачи:

1) Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.

2) Речевые: а) обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «В зимнем парке»;

                    б) совершенствовать умение составлять распространенные предложения;

                    в) формирование словаря: обогащение (скрипучий, зеркальный,   забавный);

                                                                 активизация: (морозный, блестящий,    скользкий);

3) Развивающие: развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение, общую мелкую моторику.

4) Формирование навыков учебной деятельности:  продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

5) Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить свободное время.

Материал:

Демонстрационный: магнитная доска, картина М. Пишвановой « В зимнем парке» из серии демонстрационных картин «Круглый год» (Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005г.), игрушка снежного колобка, мнемотаблица – план для составления рассказа, модель круга.

Предварительная работа:

Чтение и обсуждение произведений И.С Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой « Первый снег», Г. Скребицкого «Зима», Игра « Подбери признаки».

Ход занятия:

1)Вводная часть.

Дети стоят в кругу, воспитатель вносит в группу игрушку снежного колобка.

 - Сама бабушка Зима

   Его из снега испекла.

   Он  - необычный колобок,

   А колобок – снежный бок.

   Он от бабушки ушел

   И дорогу к нам нашел.

 - Как и вы, ребята, колобок – снежный бок очень любит играть.

Давайте с ним сыграем в Игру: « Подбери признаки».

Я поочереди буду бросать вам колобка, и кто его поймает должен правильно подобрать признаки к зимним явлениям.

Игра малой подвижности: «Подбери признаки».

 - Снег (какой?)  - белый, холодный, скрипучий.

 - Ветер зимой (какой?) – колючий, холодный, сильный.

 - Воздух зимой (какой?) – свежий, морозный, холодный.

 - Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользкий.

 Объявление темы:

 - Опять колобок снежный бок покатился (дети садятся на стулья).

 - Сегодня мы с вами будем учится составлять рассказ по картине о прогулке детей в зимнем парке (выставляется картина).

А колобок – снежный бок послушает.

2)Основная часть.

 Беседа по картине М. Пишвановой « В зимнем парке»

 - Рассмотрите картину скажите:

 - Куда пришли дети?

(Дети пришли на прогулку в парк)

  - Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

( На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях и кустах)

 - Какие деревья вы видите на картине?

( Слева нарисована рябина с гроздями красных ягод, а справа – елка, вся в больших шишках. Вдалеке – другие заснеженные деревья.)

 - Что делают дети в парке в ясный зимний день?

( Дети катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу)

 - Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

( Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются).

 - Кого вы видите на картине слева?

( Мы видим мальчика в голубом комбинезоне, он катается на лыжах)

 - Кого вы видите на картине справа?

( Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне).

 - Что делает девочка, нарисованная в центре картины?

( Девочка лепит снежную бабу)

Предложить детям придумать имена.

 - Какая снежная баба?

( Снежная баба большая и красивая. На голове у нее шляпа, а на шее шарф. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)

  - Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нем?

( Рядом с ней сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок хочет лизнуть снежную бабу.)

  - Какие еще животные есть на картине?

( На картине мы видим зимующих птиц: синичек, снегирей, воробья.)

 - Какое настроение вызывает у вас эта картина?

( Картина вызывает радостное настроение.)

Физкультминутка « Прогулка»

 - Дети, давайте мы со снежным колобком тоже погуляем по зимнему парку.

Раз, два, три, четыре, пять

(Дети загибают пальчики на обеих руках.)

В зимний парк пошли гулять.

( Дети шагают на месте)

Бабу снежную лепили,

( «Лепят» снежок ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(« Крошат хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,

( Ведут правой ладонью по левой.)

                А еще в снегу валялись.

(«Отряхиваются» от снега.)

Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов педагога и опорой на мнемотаблицу.

 - А теперь давайте научим колобка составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы. Но чтобы рассказ получился красивым и интересным, давайте вспомним основный части рассказа.

Воспитатель напоминает основные части рассказа.

- Любой рассказ состоит из частей: начало, середина, конец. Посмотрите на этот круг. (Воспитатель вывешивает на доску круг из трех частей). Он состоит из частей. Если я уберу одну часть, будет круг целым? Так и рассказ не получиться полным, если в нем не будет начала, или середины, или конца.

 - С чего вы начнете рассказ?

(Мы начнем рассказ с описания времени года.)

 - А чем вы расскажите?

( Мы расскажем о том, где лежит снег. Расскажем о деревьях.)

 - А чем вы будете рассказывать дальше?

( Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.)

 - О ком вы еще расскажите?

( Мы расскажем о птице и щенке.)

 - Чем закончите рассказ?

 ( Мы закончим рассказ описанием настроения от картины)

 Образец рассказа воспитателя.

В зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях: на рябине, на елке, и на всех деревьях  вдалеке. Слева мальчик в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками.

Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У нее нос из морковки. На голове у нее шляпа, а на шее – шарф. Мы видим птиц: синичек, снегирей, воробья. Рядом со снежной бабой сидит маленький забавный щенок. Он хочет лизнуть снежную бабу. Дети на картине веселые. Им  нравится гулять в парке. Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в зимнем парке.

Составление рассказа по картине (несколькими детьми по частям.)

3)Заключительная часть.

 Дифференцированная оценка деятельности детей.

 Колобок – снежный бок благодарит детей за интересные рассказы и прощается с ними.



Предварительный просмотр:

Занятие с детьми в средней группе  на прогулке (весна)

ПОСАДИМ ФАСОЛЬ 
(беседа с элементами труда)

 

Цель: развивать навыки посадки крупных семян фасоли  (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); воспитывать аккуратность при работе с землей, бережное и заботливое отношение к посадкам.

Ход занятия

1. Б е с е д а   о   ф а с о л и.

Воспитатель показывает картинку с изображением фасоли – растение с цветками и плодами.

– Что это за растение?

Дети  рассматривают уже пророщенную фасоль, аккуратно берут в руки, что - бы не повредить корешок.

– Где используется фасоль?  (супы, салаты)

Воспитатель. Хотите, чтобы у нас выросла такая же? А что для этого нужно? (Земля, емкости, инструменты, вода, семена…)

2. П о д г о т о в к а  к   т р у д о в о м у   п р о ц е с с у.

Дети готовят необходимое оборудование и материалы для труда: берут стеки или палочки, семена, емкости для полива (на каждого ребенка - лейка), объясняют, что и для чего взяли. Обговаривают последовательность действий:  сделать углубление, опустить заранее замоченную фасолину (объясняют, зачем замочили), присыпать землей, полить из лейки, поставить в теплое, светлое место.

Предлагает поставить условный знак (заранее приготовленный или нарисовать на занятии) и наклеить на  емкость (дата посадки)

3.Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации, воспитание честности, творческого воображения, умение себя вести в коллективе .

Взрослый или водящий из числа детей идет за кругом и незаметно дотрагивается до руки одного из ребят. Тот, до кого дотронулся водящий, тут же становится «хитрой лисой». Дети хором спрашивают: - Хитрая лиса, где ты?!» Я тут!!! и бежит ловить ребят. Все бросаются врассыпную. После 3 пойманных и осаленных детей игра заканчивается и всё начинается сначала.

4.Индивидуальная работа по худ-эстетической деятельности  (Маша С.,

Даша Ф) рисование на асфальте цветными мелками геометрические фигуры со штриховкой.

5.Свободно-двигательная активность детей: катание на самокатах, игры в мяч, игры с выносными игрушками и песком.



Предварительный просмотр:

НОД  по познавательно-речевому развитию с использованием  ИКТ «Блистательный Санкт-Петербург» с  детьми 6-7 лет

Подготовила: Светлана Сергеевна Федосеева, воспитатель высшей квалификационной категории.

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о Санкт-Петербурге

Задачи:

1.Закрепить и обобщить знания о достопримечательностях города и его архитектуре;
2.Развивать умения и навыки детей в познавательной деятельности, обогащать словарный запас, связную речь.

3.Формировать у детей гражданско-патриотические чувства, воспитывать чувства толерантности.

4.Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и ценить красоту своего города.

Оборудование, материалы:

  • 3D макеты Петропавловский собор, Исаакиевский собор, Собор

 Спас-на-Крови, загадки о достопримечательностях города

  • схематическое изображение памятников
  • архитектуры, разрезные картинки с изображением соборов. Презентация в power point с видами города.

Предварительная работа.

  • Беседа «Град Петра»
  • рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города
  • чтение глав книги Л.Шиф «Путешествия по городу с Аликом и Гусариком»
  • разучивание стихотворений о Санкт-Петербурге
  • настольные игры «Вспоминай-ка»
  • разрезные картинки «Виды города»
  • строительно-конструктивные игры «Крепость», «Мосты».

Сценарий НОД по познавательно - речевому развитию

«Блистательный Санкт – Петербург»

Воспитатель:  Дети, в каком мы городе с вами живём?

Дети: В Санкт-Петербурге

 Ребенок: (Начало презентации) слайд №3

Посмотри вокруг, мой друг,
ТЫ увидишь Петербург!
Это наш любимый город,
Он солидный, хоть и молод
Больше 300 лет назад
Был основан этот град.

Здесь каналы и мосты.
И соборы, и дворцы.
Летний сад и Эрмитаж - 
Как прекрасен город наш!
Есть у всех нас общий дом,
Где все вместе мы живём!

Воспитатель: Ребята, в этом году к нам в группу пришли новые ребята: Коля и Муса. Коля, ты из какой страны приехал (из Молдовы), а ты Муса? (из Дагестана). Коля и Муса еще не успели посмотреть всю красоту нашего города. Давайте сегодня вы будете экскурсоводами. По городу для Коли и Мусы совершим виртуальную экскурсию.

Воспитатель: И так начнем нашу экскурсию. Какое Первое строение  было заложено на Заячьем острове?

Дети: – Петропавловский собор: (Показ слайда) слайд №5,6

Воспитатель: Маша, расскажи нам не много о Соборе (Показывает макет, рассказывает): «Кто же считается создателем крепости? Решение возвести ее принадлежало императору Петру Первому, он же лично присутствовал на церемонии ее торжественной закладки, видел, как в основание крепости был положен самый первый камень. Итак, идея принадлежала Петру, а вот воплощением плана занимался архитектор Доменико Трезини. На шпиле собора установлен флюгер, Ангел с крестом. На возведение крепости были брошены многие силы: ее строили русские солдаты, простые крестьяне и даже плененные Петром Первым шведы. Своим названием крепость обязана апостолам Петру и Павлу, в честь которых она и была названа. Крепость, и все здания, расположенные на ее территории, безупречно сохранились и считаются одним из величайших памятников Петербурга».

Воспитатель: Спасибо, Маша за интересный рассказ. Дети, давайте дальше прогуляемся по Санкт-Петербургу.
Как называется главная площадь города?

Дети: Дворцовая площадь

Воспитатель: Показ слайда. слайд № 7,8,9

Кто будет экскурсоводом по Дворцовой площади? Олег, расскажи нам  о ней

Ребенок:

Площадь эта главная,
Площадь эта славная.
Побывать на ней все рады:
Тут проводятся парады, 
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты,
Бывают тут гулянья,
На лошадях катанья.
На площади Дворцовой

Где центр страны Российской
Вознёсся весь в граните
Здесь столп Александрийский
Он прадедов победы
Возводит на престол!
На нём хранитель Ангел
С крестом в руках парит
Наш город он от бедствий
И день и ночь хранит.

Воспитатель: Ребята, что еще можно добавить, дополнить к рассказу Олега?

Дети: дополняют ответами (Арка Ген.штаба, недалеко находится Медный всадник) Показ слайдов № 9,10.

А сейчас физминутка: Игра «По болоту Петр шел»

 Водящий находится в середине круга (Дети идут по кругу, со словами).

По болоту Петр шел

Остров заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

«Петр» (ребенок).

Я по острову пойду,

Шевельнется кто -  найду.

Дети – замирают.

«Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.

«Петр»:

Зайцы пушек испугались

По кустам все разбежались.

(Дети убегают на места).

Воспитатель:
Отправляемся дальше!

Видим мы кораблик не простой.
Высоко над головой,
Раздувая паруса,
Он несётся в небесах.
Полетать он так мечтает!
Жалко, шпиль ему мешает.
Что это?

Дети: Адмиралтейство.

Воспитатель:( показ слайда) слайд № 11

 Кто будет экскурсоводом по Адмиралтейству? Арина, расскажи ребятам.

Ребенок: Корабли здесь Пётр строил,
Он их в море провожал.
Почему ж Адмиралтейству
Царь такое имя дал?

Название произошло от слова «адмирал» - владыка морей. 
А Пётр хотел, чтобы российский флот всегда побеждал в сражениях. А раз победитель – значит главный или владыка.

Воспитатель: Предлагаю Вам немного поиграть. Разделится на 2 команды и собрать разрезные картинки. А что у вас получится, узнаем.

Дети собирают разрезные картинки с изображением Казанского собора и Адмиралтейства.

Воспитатель: Молодцы ребята, быстро справились с заданием. Отправляемся дальше по городу? Показ слайда. Слайд № 13

Вот, на пути явился нам,
чудесный храм, 9 куполов на нас глядят,
Сам храм с головы до пят
Одет в мозаичный наряд.

Дети: Храм Спас-на Крови

Воспитатель: Показ слайда. Слайд № 14,15

Кто проведет экскурсию по этому храму?

Катя, расскажи нам.

Ребенок: Храм Спас - на - Крови сооружён в память о том, что на этом месте  в результате покушения был смертельно ранен император Александр II. Храм был сооружён как памятник, на средства людей собранных по всей России. Храм находится на канале Грибоедова. Внутри храма все стены и своды потолка выложены мозаикой. 9 куполов венчают храм.

Воспитатель: Спасибо, Катя.

Воспитатель: Кто еще хочет дополнить рассказ Кати (ответы детей: рядом находится Русский музей и т.д.) Показ слайда. Слайд № 16

Наша виртуальная экскурсия продолжается.

Воспитатель: Скажите, какой самый большой 102 м, самый богатый храм в России. Построен в честь Петра 1.Храм строился 40 лет. Внутри есть лестница, поднявшись по ней можно увидеть весь город. Что это за храм?

Дети: Исаакиевский собор.

Воспитатель: (Показ слайда и макета) Слайд №  17

 Кто нам расскажет об этом храме? Экскурсовод Дмитрий.

Ребенок: Собору огромному равного нет,

Его возводили почти 40 лет,

Какой многотрудной должна быть работа,

Чтоб встали вокруг  120 колонн,

И купол в лучах засверкал золотой,

Но кто ж архитектор? Известен вам он!

Построил в столице собор – великан

Зодчий Великий… (Дети хором: Огюст Монферан)

 Воспитатель: Слайд № 18,19

Кто еще хочет дополнить рассказ Димы? (ответы детей: Исаакиевский собор. Это один из крупнейших православных храмов Санкт – Петербурга. Это очень мощная, величественная, грандиозная постройка. 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Говорить об этом соборе можно много, предлагаю вам посетить этот храм вместе с родителями и увидеть, что находится внутри этого грандиозного сооружения. Ребята, наша экскурсия подходит к концу. Но  я  предлагаю прогуляться ещё немного по городу (пальчиковая гимнастика).

Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский - раз, Зимний - два,
Три - красавица Нева,
А четыре - мост Дворцовый, 
Пять - гуляю по Садовой

Шесть - к Исаакию схожу
И на купол погляжу.

Семь - конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь - крепость у Невы,
были там, наверно, вы.

Девять - повстречался мне
Медный всадник на коне

Десять - из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.

Воспитатель: Коля и Муса, конечно о нашем городе ребята рассказали вам совсем не много. Что вам запомнилось и что вам понравилось больше всего? Хотели бы вы еще отправиться на экскурсию по другим интересным местам города? Что нового вы узнали?

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия, спасибо экскурсоводам за рассказы о достопримечательностях города.  До новых встреч. Слайд №20



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи (НОД) в старшей группе: «Птицы весной»

Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.

Ход занятия: Загадать детям загадки о птицах.

Знаешь ты, и знаю я,

Как пернатые друзья

Песенки в лесу поют.

Мошек, червячков клюют,

Что все время тук да тук,

ОН  – леса верный друг.

Ищет  для обеда

Усача и короеда. (ДЯТЕЛ)

********************************************

Вправо, влево, вверх и вниз.

Ветку каждую и лист

Оглядит, и от букашки

Будет лист надолго чист

С грудкой желтой знаем птицу,
Называется .(СИНИЦА)

**********************************************

Он весною прилетает,

Садоводам помогает,

Строим мы ему дворец,

В оперении блестящем, черном,

Из дальних стран летит певец,

И песней звонкою, задорно

Весну приветствует …(Скворец)

- Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии?

- С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. Как они называются? (перелетные птицы)

- Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды)

- Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи)

- Какую роль в природе играют насекомые? (опыляют растения, следовательно, образуется плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)

У различных птиц весна наступает в разное время.

- Какая птица прилетает раньше всех? Что за весенняя птица: черного цвета, любит за плугом ходить и кормиться? (Грач  показать соответствующий рисунок)

Грачей называют «Вестниками весны» в народе говорят: Грач на горе – весна на дворе.

- За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:

На шесте дворец

Во дворце певец

Знаете его… (Скворец .показать соответствующий рисунок)

- Итак, вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки.

- Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Большая, пестрая. Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой. Почему? (Она питается гусеницами, которые собирает на деревьях. А гусениц становится больше после распускания листьев.)

- Какое основное занятие у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)

Давайте подумаем, о чем эта загадка:

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (гнездо)

- Зачем птицы строят гнезда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

Пернатый народ строит свои гнезда в самых различных местах: на деревьях и кустах, травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях, используют постройки человека.

- Послушайте, что расскажут о своих гнездах птицы. (выступление детей в ролях дятла, ласточки, жаворонка)

Дятел: Я, дятел, хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.

- Где устраивает себе гнездо дятел?

Ласточка: я – ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.

- Как строит себе гнездо ласточка? Где?

Жаворонок: Я – веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти. Оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов.

- А у жаворонка где гнездо?

- Какая птица селится в домик, сделанный руками человека? (скворец, синица)

- Чем радует людей птицы? (пением)

- Давайте послушаем весенние песни птиц нашего леса и постараемся так себя вести за городом, чтобы сберечь эту красоту. (дети слушают аудиозапись с голосами птиц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....