конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
конспект для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме:
« Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».
Программные задачи:
1) Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.
2) Речевые: а) обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «В зимнем парке»;
б) совершенствовать умение составлять распространенные предложения;
в) формирование словаря: обогащение (скрипучий, зеркальный, забавный);
активизация: (морозный, блестящий, скользкий);
3) Развивающие: развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение, общую мелкую моторику.
4) Формирование навыков учебной деятельности: продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
5) Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить свободное время.
Материал:
Демонстрационный: магнитная доска, картина М. Пишвановой « В зимнем парке» из серии демонстрационных картин «Круглый год» (Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005г.), игрушка снежного колобка, мнемотаблица – план для составления рассказа, модель круга.
Предварительная работа:
Чтение и обсуждение произведений И.С Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой « Первый снег», Г. Скребицкого «Зима», Игра « Подбери признаки».
Ход занятия:
1)Вводная часть.
Дети стоят в кругу, воспитатель вносит в группу игрушку снежного колобка.
- Сама бабушка Зима
Его из снега испекла.
Он - необычный колобок,
А колобок – снежный бок.
Он от бабушки ушел
И дорогу к нам нашел.
- Как и вы, ребята, колобок – снежный бок очень любит играть.
Давайте с ним сыграем в Игру: « Подбери признаки».
Я поочереди буду бросать вам колобка, и кто его поймает должен правильно подобрать признаки к зимним явлениям.
Игра малой подвижности: «Подбери признаки».
- Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.
- Ветер зимой (какой?) – колючий, холодный, сильный.
- Воздух зимой (какой?) – свежий, морозный, холодный.
- Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользкий.
Объявление темы:
- Опять колобок снежный бок покатился (дети садятся на стулья).
- Сегодня мы с вами будем учится составлять рассказ по картине о прогулке детей в зимнем парке (выставляется картина).
А колобок – снежный бок послушает.
2)Основная часть.
Беседа по картине М. Пишвановой « В зимнем парке»
- Рассмотрите картину скажите:
- Куда пришли дети?
(Дети пришли на прогулку в парк)
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
( На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях и кустах)
- Какие деревья вы видите на картине?
( Слева нарисована рябина с гроздями красных ягод, а справа – елка, вся в больших шишках. Вдалеке – другие заснеженные деревья.)
- Что делают дети в парке в ясный зимний день?
( Дети катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу)
- Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?
( Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются).
- Кого вы видите на картине слева?
( Мы видим мальчика в голубом комбинезоне, он катается на лыжах)
- Кого вы видите на картине справа?
( Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне).
- Что делает девочка, нарисованная в центре картины?
( Девочка лепит снежную бабу)
Предложить детям придумать имена.
- Какая снежная баба?
( Снежная баба большая и красивая. На голове у нее шляпа, а на шее шарф. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)
- Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нем?
( Рядом с ней сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок хочет лизнуть снежную бабу.)
- Какие еще животные есть на картине?
( На картине мы видим зимующих птиц: синичек, снегирей, воробья.)
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
( Картина вызывает радостное настроение.)
Физкультминутка « Прогулка»
- Дети, давайте мы со снежным колобком тоже погуляем по зимнему парку.
Раз, два, три, четыре, пять
(Дети загибают пальчики на обеих руках.)
В зимний парк пошли гулять.
( Дети шагают на месте)
Бабу снежную лепили,
( «Лепят» снежок ладонями.)
Птичек крошками кормили,
(« Крошат хлеб» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались,
( Ведут правой ладонью по левой.)
А еще в снегу валялись.
(«Отряхиваются» от снега.)
Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов педагога и опорой на мнемотаблицу.
- А теперь давайте научим колобка составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы. Но чтобы рассказ получился красивым и интересным, давайте вспомним основный части рассказа.
Воспитатель напоминает основные части рассказа.
- Любой рассказ состоит из частей: начало, середина, конец. Посмотрите на этот круг. (Воспитатель вывешивает на доску круг из трех частей). Он состоит из частей. Если я уберу одну часть, будет круг целым? Так и рассказ не получиться полным, если в нем не будет начала, или середины, или конца.
- С чего вы начнете рассказ?
(Мы начнем рассказ с описания времени года.)
- А чем вы расскажите?
( Мы расскажем о том, где лежит снег. Расскажем о деревьях.)
- А чем вы будете рассказывать дальше?
( Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.)
- О ком вы еще расскажите?
( Мы расскажем о птице и щенке.)
- Чем закончите рассказ?
( Мы закончим рассказ описанием настроения от картины)
Образец рассказа воспитателя.
В зимнем парке.
На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях: на рябине, на елке, и на всех деревьях вдалеке. Слева мальчик в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками.
Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У нее нос из морковки. На голове у нее шляпа, а на шее – шарф. Мы видим птиц: синичек, снегирей, воробья. Рядом со снежной бабой сидит маленький забавный щенок. Он хочет лизнуть снежную бабу. Дети на картине веселые. Им нравится гулять в парке. Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в зимнем парке.
Составление рассказа по картине (несколькими детьми по частям.)
3)Заключительная часть.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
Колобок – снежный бок благодарит детей за интересные рассказы и прощается с ними.
Предварительный просмотр:
Занятие с детьми в средней группе на прогулке (весна)
ПОСАДИМ ФАСОЛЬ
(беседа с элементами труда)
Цель: развивать навыки посадки крупных семян фасоли (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); воспитывать аккуратность при работе с землей, бережное и заботливое отношение к посадкам.
Ход занятия
1. Б е с е д а о ф а с о л и.
Воспитатель показывает картинку с изображением фасоли – растение с цветками и плодами.
– Что это за растение?
Дети рассматривают уже пророщенную фасоль, аккуратно берут в руки, что - бы не повредить корешок.
– Где используется фасоль? (супы, салаты)
Воспитатель. Хотите, чтобы у нас выросла такая же? А что для этого нужно? (Земля, емкости, инструменты, вода, семена…)
2. П о д г о т о в к а к т р у д о в о м у п р о ц е с с у.
Дети готовят необходимое оборудование и материалы для труда: берут стеки или палочки, семена, емкости для полива (на каждого ребенка - лейка), объясняют, что и для чего взяли. Обговаривают последовательность действий: сделать углубление, опустить заранее замоченную фасолину (объясняют, зачем замочили), присыпать землей, полить из лейки, поставить в теплое, светлое место.
Предлагает поставить условный знак (заранее приготовленный или нарисовать на занятии) и наклеить на емкость (дата посадки)
3.Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации, воспитание честности, творческого воображения, умение себя вести в коллективе .
Взрослый или водящий из числа детей идет за кругом и незаметно дотрагивается до руки одного из ребят. Тот, до кого дотронулся водящий, тут же становится «хитрой лисой». Дети хором спрашивают: - Хитрая лиса, где ты?!» - Я тут!!! и бежит ловить ребят. Все бросаются врассыпную. После 3 пойманных и осаленных детей игра заканчивается и всё начинается сначала.
4.Индивидуальная работа по худ-эстетической деятельности (Маша С.,
Даша Ф) рисование на асфальте цветными мелками геометрические фигуры со штриховкой.
5.Свободно-двигательная активность детей: катание на самокатах, игры в мяч, игры с выносными игрушками и песком.
Предварительный просмотр:
НОД по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ «Блистательный Санкт-Петербург» с детьми 6-7 лет
Подготовила: Светлана Сергеевна Федосеева, воспитатель высшей квалификационной категории.
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о Санкт-Петербурге
Задачи:
1.Закрепить и обобщить знания о достопримечательностях города и его архитектуре;
2.Развивать умения и навыки детей в познавательной деятельности, обогащать словарный запас, связную речь.
3.Формировать у детей гражданско-патриотические чувства, воспитывать чувства толерантности.
4.Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и ценить красоту своего города.
Оборудование, материалы:
- 3D макеты Петропавловский собор, Исаакиевский собор, Собор
Спас-на-Крови, загадки о достопримечательностях города
- схематическое изображение памятников
- архитектуры, разрезные картинки с изображением соборов. Презентация в power point с видами города.
Предварительная работа.
- Беседа «Град Петра»
- рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города
- чтение глав книги Л.Шиф «Путешествия по городу с Аликом и Гусариком»
- разучивание стихотворений о Санкт-Петербурге
- настольные игры «Вспоминай-ка»
- разрезные картинки «Виды города»
- строительно-конструктивные игры «Крепость», «Мосты».
Сценарий НОД по познавательно - речевому развитию
«Блистательный Санкт – Петербург»
Воспитатель: Дети, в каком мы городе с вами живём?
Дети: В Санкт-Петербурге
Ребенок: (Начало презентации) слайд №3
Посмотри вокруг, мой друг, | Здесь каналы и мосты. |
Воспитатель: Ребята, в этом году к нам в группу пришли новые ребята: Коля и Муса. Коля, ты из какой страны приехал (из Молдовы), а ты Муса? (из Дагестана). Коля и Муса еще не успели посмотреть всю красоту нашего города. Давайте сегодня вы будете экскурсоводами. По городу для Коли и Мусы совершим виртуальную экскурсию.
Воспитатель: И так начнем нашу экскурсию. Какое Первое строение было заложено на Заячьем острове?
Дети: – Петропавловский собор: (Показ слайда) слайд №5,6
Воспитатель: Маша, расскажи нам не много о Соборе (Показывает макет, рассказывает): «Кто же считается создателем крепости? Решение возвести ее принадлежало императору Петру Первому, он же лично присутствовал на церемонии ее торжественной закладки, видел, как в основание крепости был положен самый первый камень. Итак, идея принадлежала Петру, а вот воплощением плана занимался архитектор Доменико Трезини. На шпиле собора установлен флюгер, Ангел с крестом. На возведение крепости были брошены многие силы: ее строили русские солдаты, простые крестьяне и даже плененные Петром Первым шведы. Своим названием крепость обязана апостолам Петру и Павлу, в честь которых она и была названа. Крепость, и все здания, расположенные на ее территории, безупречно сохранились и считаются одним из величайших памятников Петербурга».
Воспитатель: Спасибо, Маша за интересный рассказ. Дети, давайте дальше прогуляемся по Санкт-Петербургу.
Как называется главная площадь города?
Дети: Дворцовая площадь
Воспитатель: Показ слайда. слайд № 7,8,9
Кто будет экскурсоводом по Дворцовой площади? Олег, расскажи нам о ней
Ребенок:
Площадь эта главная, | Где центр страны Российской |
Воспитатель: Ребята, что еще можно добавить, дополнить к рассказу Олега?
Дети: дополняют ответами (Арка Ген.штаба, недалеко находится Медный всадник) Показ слайдов № 9,10.
А сейчас физминутка: Игра «По болоту Петр шел»
Водящий находится в середине круга (Дети идут по кругу, со словами).
По болоту Петр шел Остров заячий нашел. Он собрал рабочий люд И построил крепость тут. Крепость новая стоит Пушками врагу грозит. Бам, бам, бам, бам! Не осталось зайцев там. | «Петр» (ребенок). Я по острову пойду, Шевельнется кто - найду. Дети – замирают. «Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились. «Петр»: Зайцы пушек испугались По кустам все разбежались. |
(Дети убегают на места).
Воспитатель:
Отправляемся дальше!
Видим мы кораблик не простой.
Высоко над головой,
Раздувая паруса,
Он несётся в небесах.
Полетать он так мечтает!
Жалко, шпиль ему мешает.
Что это?
Дети: Адмиралтейство.
Воспитатель:( показ слайда) слайд № 11
Кто будет экскурсоводом по Адмиралтейству? Арина, расскажи ребятам.
Ребенок: Корабли здесь Пётр строил,
Он их в море провожал.
Почему ж Адмиралтейству
Царь такое имя дал?
Название произошло от слова «адмирал» - владыка морей.
А Пётр хотел, чтобы российский флот всегда побеждал в сражениях. А раз победитель – значит главный или владыка.
Воспитатель: Предлагаю Вам немного поиграть. Разделится на 2 команды и собрать разрезные картинки. А что у вас получится, узнаем.
Дети собирают разрезные картинки с изображением Казанского собора и Адмиралтейства.
Воспитатель: Молодцы ребята, быстро справились с заданием. Отправляемся дальше по городу? Показ слайда. Слайд № 13
Вот, на пути явился нам,
чудесный храм, 9 куполов на нас глядят,
Сам храм с головы до пят
Одет в мозаичный наряд.
Дети: Храм Спас-на Крови
Воспитатель: Показ слайда. Слайд № 14,15
Кто проведет экскурсию по этому храму?
Катя, расскажи нам.
Ребенок: Храм Спас - на - Крови сооружён в память о том, что на этом месте в результате покушения был смертельно ранен император Александр II. Храм был сооружён как памятник, на средства людей собранных по всей России. Храм находится на канале Грибоедова. Внутри храма все стены и своды потолка выложены мозаикой. 9 куполов венчают храм.
Воспитатель: Спасибо, Катя.
Воспитатель: Кто еще хочет дополнить рассказ Кати (ответы детей: рядом находится Русский музей и т.д.) Показ слайда. Слайд № 16
Наша виртуальная экскурсия продолжается.
Воспитатель: Скажите, какой самый большой 102 м, самый богатый храм в России. Построен в честь Петра 1.Храм строился 40 лет. Внутри есть лестница, поднявшись по ней можно увидеть весь город. Что это за храм?
Дети: Исаакиевский собор.
Воспитатель: (Показ слайда и макета) Слайд № 17
Кто нам расскажет об этом храме? Экскурсовод Дмитрий.
Ребенок: Собору огромному равного нет,
Его возводили почти 40 лет,
Какой многотрудной должна быть работа,
Чтоб встали вокруг 120 колонн,
И купол в лучах засверкал золотой,
Но кто ж архитектор? Известен вам он!
Построил в столице собор – великан
Зодчий Великий… (Дети хором: Огюст Монферан)
Воспитатель: Слайд № 18,19
Кто еще хочет дополнить рассказ Димы? (ответы детей: Исаакиевский собор. Это один из крупнейших православных храмов Санкт – Петербурга. Это очень мощная, величественная, грандиозная постройка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Говорить об этом соборе можно много, предлагаю вам посетить этот храм вместе с родителями и увидеть, что находится внутри этого грандиозного сооружения. Ребята, наша экскурсия подходит к концу. Но я предлагаю прогуляться ещё немного по городу (пальчиковая гимнастика).
Люблю по городу гулять, Шесть - к Исаакию схожу | Семь - конечно, Летний сад, Девять - повстречался мне Десять - из-за поворота |
Воспитатель: Коля и Муса, конечно о нашем городе ребята рассказали вам совсем не много. Что вам запомнилось и что вам понравилось больше всего? Хотели бы вы еще отправиться на экскурсию по другим интересным местам города? Что нового вы узнали?
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия, спасибо экскурсоводам за рассказы о достопримечательностях города. До новых встреч. Слайд №20
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи (НОД) в старшей группе: «Птицы весной»
Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.
Ход занятия: Загадать детям загадки о птицах.
Знаешь ты, и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют.
Мошек, червячков клюют,
Что все время тук да тук,
ОН – леса верный друг.
Ищет для обеда
Усача и короеда. (ДЯТЕЛ)
********************************************
Вправо, влево, вверх и вниз.
Ветку каждую и лист
Оглядит, и от букашки
Будет лист надолго чист
С грудкой желтой знаем птицу,
Называется .(СИНИЦА)
**********************************************
Он весною прилетает,
Садоводам помогает,
Строим мы ему дворец,
В оперении блестящем, черном,
Из дальних стран летит певец,
И песней звонкою, задорно
Весну приветствует …(Скворец)
- Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии?
- С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. Как они называются? (перелетные птицы)
- Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды)
- Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи)
- Какую роль в природе играют насекомые? (опыляют растения, следовательно, образуется плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)
У различных птиц весна наступает в разное время.
- Какая птица прилетает раньше всех? Что за весенняя птица: черного цвета, любит за плугом ходить и кормиться? (Грач показать соответствующий рисунок)
Грачей называют «Вестниками весны» в народе говорят: Грач на горе – весна на дворе.
- За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:
На шесте дворец
Во дворце певец
Знаете его… (Скворец .показать соответствующий рисунок)
- Итак, вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки.
- Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Большая, пестрая. Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой. Почему? (Она питается гусеницами, которые собирает на деревьях. А гусениц становится больше после распускания листьев.)
- Какое основное занятие у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)
Давайте подумаем, о чем эта загадка:
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (гнездо)
- Зачем птицы строят гнезда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)
Пернатый народ строит свои гнезда в самых различных местах: на деревьях и кустах, травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях, используют постройки человека.
- Послушайте, что расскажут о своих гнездах птицы. (выступление детей в ролях дятла, ласточки, жаворонка)
Дятел: Я, дятел, хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.
- Где устраивает себе гнездо дятел?
Ласточка: я – ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.
- Как строит себе гнездо ласточка? Где?
Жаворонок: Я – веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти. Оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов.
- А у жаворонка где гнездо?
- Какая птица селится в домик, сделанный руками человека? (скворец, синица)
- Чем радует людей птицы? (пением)
- Давайте послушаем весенние песни птиц нашего леса и постараемся так себя вести за городом, чтобы сберечь эту красоту. (дети слушают аудиозапись с голосами птиц)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в страну Красивой Речи»
Задачи: ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"
Закреплять навыки правильного звукопроизведения....