Комплексное занятие по развитию речи «Кокша – Богатырь»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Данное занятие посвящено празнику "День национального героя" (Талешке кече).
Цель занятия:
1. Прививать интерес к истории родного края;
2. Расширить знания о марийских богатырях, марийских легендах;
3. Помочь осмыслить идею и содержание новой сказки, сказки о победе добра над злом;
4. Развивать память, мышление, интонационную выразительность речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по развитию речи «Кокша – Богатырь»
Цели: 1. Прививать интерес к истории родного края;
2. Расширить знания о марийских богатырях, марийских легендах;
3. Помочь осмыслить идею и содержание новой сказки, сказки о
победе добра над злом;
4. Развивать память, мышление, интонационную выразительность
речи.
Словарная работа:
Бортник — человек, который занимается добычей меда диких пчел.
Розги — срезанная тонкая ветка, прут как орудие наказания.
Ил ем — хутор.
Вековое дерево — столетнее дерево.
Ристалище — площадь для конных и других состязаний.
Кандалы — железные кольца с цепями, надеваемые на руки и ноги плененных. Сажень —2,13 метра.
Патыр — богатырь.
Методика руководства:
1 часть.
НАШ ДОМ.
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну - наш общий дом.
Беседа по вопросам:
- Как называется наша большая Родина?
- Россия (Слайд)
- Россия - страна, в которой мы живем. Она занимает 1 -е место по территории среди всех стран мира. В России проживают разные народы. Когда мы говорим “Россия”, то представляем бескрайние просторы полей, полноводные реки, белые березы. (Слайд)
Дети исполняют песню «Моя Россия»
слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве
Как называется республика, в котором мы живем?
- Марий Эл.
Как называется столица нашей республики?
- Йошкар-Ола (Слайд)
Красив наш город, особенно летом. Любят горожане отдыхать, загорать на берегу реки, протекающей в черте города. Как называется эта река?
- Кокшага (Слайд)
А вы знаете, почему она так называется?
В давние-давние времена наша река была названа Кокшагой. Уже забыто, почему и кто ее так назвал, но до нас дошли легенды, сказки, предания об этом. Часто названия городам, рекам давали в честь богатырей. Мы живем на марийской земле, и у марийского народа есть свои богатыри. Вспомните их. (Чоткар, Акпарс, Онар, Акпатыр...) (Слайд)
- Легенду об Акпатыре мы можем узнать из оперы Э. Сапаева «Акпатыр». Это первая марийская опера. Мы послушаем клятву Акпатыра в исполнении наших ребят.
Песня «Акпатырын клятвыже»,
слова Г.Матюковского, музыка Э. Сапаева
- А еще есть богатырь Кокша, в его честь, говорят, и названа речка Кокшагой. Хотите послушать сказку о Кокше - богатыре?
- часть. Чтение сказки.
- часть. Беседа по содержанию.
- Почему же нашу реку назвали Кокшагой?
- Ответы детей.
В одном лесном илеме у бедных родителей появился на свет мальчик, его назвали... Кокшей.
В первую же ночь около колыбели появился богатырь... Кугурак. Он склонился над ребенком и сказал:
- Возьми, Кокша, мою силу, а смелости научит тебя отец.
На вторую ночь над колыбелью склонился богатырь... Чоткар:
- Бери, Кокша, мою ловкость, а доброту ты получишь от своей матери.
На третью ночь к избе явился... Акпарс:
- Я отдают тебе мудрость, Кокша, а любить нашу землю тебя научит народ.
«Марийский танец»
В сказках богатыри обычно растут быстро, так и в этой Кокша стал расти... не по дням, а по часам.
- Каким, ребята, вы себе представляете Кокшу-богатыря? (Прием устного рисования.) (Слайд)
- Итак, подарили ему богатыри силу, ловкость и мудрость. Чем сумел воспользоваться Кокша? Как это было?
- И бросили Кокшу в сорокасаженный колодец. Вот так Кокша был наказан за свое легкомыслие, за то, что не послушал вещего голоса мудрости.
- Какой, ребята, конец у сказки? Счастливый или несчастливый? Добрые или злые силы победили?
- Расскажите, как был спасен Кокша-патыр.
- Чему учит эта сказка? (Прежде чем что-то сделать — подумай! Один в поле не воин!)
4 часть. Драматизация детьми отрывка со слов: «Долго ли, коротко ли просидел Кокша в колодце, но однажды на край сруба села Сорока - белобока» до слов: «И тогда о страданиях богатыря узнали во всех лесных илемах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе "Волшебная водичка"
Знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнение значения её для всего живого; развитие любознательности, мышления и речи детей; введение в активный словарь детей слова: ж...
Комплексное занятие по развитию речи с элементами вырезывания для детей подготовительной группы с задержкой психического развития.
Программное содержание:1. Закреплять знания детей об овощах, об особенностях их произрастания, о способах их использования, о строении, о их полезных качествах.2. Учить детей делать логические выводы ...
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде».
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде»....
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию в младшей группе «Лунтик в гостях у ребят».
В конспекте находится доступный материал для малышей по ознакомлению со свойствами воды....
Конспект итогового комплексного занятия По развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Царство знаний и правильной речи».
Речевые задачи:Продолжать работу над формированием умения составлять на основе серии сюжетных картинок последовательные изложения, соблюдая структуру повествования. Продолжать учить в речи согласовыва...