НОД: Тема. «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме
Закрепление представления о зиме, как времени года и её основных признаках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
— закрепление представления о зиме, как времени года и её основных признаках | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Зима».
Образовательные цели:
- закрепление представления о зиме, как времени года и её основных признаках;
- введение в активный словарь детей имён существительных (зима, мороз, снег, лёд, снежинка, санки, снеговик), глаголов (мерзнуть, щипать, лепить, греться), имён прилагательных (белый, пушистый, холодный, мохнатый, средний), наречия (холодно);
—составление коллективного рассказа о зиме по картинному плану;
- учить согласовывать в речи имена прилагательные с именами существительными;
- расширять качественный словарь;
— закрепление основных цветов (белого, красного, синего, зелёного, жёлтого, чёрного);
- знакомить с тремя величинами и учить их определять: большой, средний и маленький;
- дать представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине);
- учить количественному счету.
Развивающие цели:
- развитие всех видов моторики: общей, мелкой и артикуляционной;
- развитие общих речевых навыков: дыхания, интонационной выразительности речи;
- развитие чувства ритма, учимся координировать речь с движением;
- развитие зрительного и слухового внимания, формирование речевого слуха (учимся различать близкие по звучанию слова— «Ух!» и «Бух!»);
- развитие ВПФ (логического мышления, внимания, воображения; расширение активной творческой мыслительной деятельности детей).
- развитие речевой и познавательной активности, артистичности, эмоциональности.
Воспитательные цели:
- воспитание потребности бережного отношения к своему здоровью с помощью приёмов здоровьесберегающих технологий; учить выполнять самомассаж лица;
- формирование дружеских отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; умения слушать товарища.
Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятии:
- физкультурная (динамическая, музыкальная) пауза,
- игры (развивающие, дидактические, словесные, подвижные).
- дыхательное упражнение «Сдуй снежинку с рукавички».
Оборудование. Коврограф. Пособия: «Снег идет», «Собери Снеговика», «Сдуй снежинку с рукавички». Аудиозапись музыкального сопровождения. Картинки для составления рассказа о зиме. Круги из белого картона разного размера для выкладывания снеговиков— по количеству детей; большая корзина, белые бумажные салфетки. Элементы костюма для героя «Снеговика».
Предварительная работа.
Рассказывание детям о смене сезонов года и показе пособия «Времена года». На нём, на примере одного дерева показаны сезонные изменения в природе. Напоминание детям, что весной, когда становится тепло, на деревьях вырастают молодые зеленые листочки. Все лето они шелестят на ветвях, а к осени начинают желтеть и опадать. Зимой, когда холодно и всюду лежит снег, деревья стоят без листьев. Они крепко спят в ожидании весеннего тепла. А когда придет долгожданная весна, все деревья опять покрываются молодой листвой.
Напомнить малышам рифмовку, а затем прочитать ее текст вместе, сопровождая слова движениями:
Раз, два, три, четыре, пять —
Это каждый должен знать. (Шагать на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопать в ладоши.)
Помогать малышам называть сезоны года.
Во время прогулки вместе с детьми понаблюдать за изменениями, происходящими в природе. Повторять: «От времени года зависит погода».
Рассказать малышам о том, что летом было тепло, осенью прохладно, а зимой стало совсем холодно. На морозе вода замерзает: поэтому вместо дождя идет снег, а на реках и лужах появляется лед. Постепенно земля покрывается снежным одеялом, которое оберегает ее от морозов до самой весны. Пушистый белый снег лежит повсюду—и на земле, и на ветках деревьев, и на крышах домов... Снег согревает и землю, и деревья, и мелких животных, которые прячутся под снегом от зимних морозов.
Сказать, что людям мороз не страшен, потому что у нас есть теплые дома. Рассмотреть вместе с малышами морозные узоры на стекле. Обратить внимание детей, что, собираясь на прогулку, необходимо надевать теплую одежду и обувь, чтобы не замерзнуть на улице. Рассмотреть с детьми картинку «Город зимой».
На прогулке понаблюдать с детьми за тем, как идет снег. Обратить внимание малышей, как плавно кружатся в воздухе снежинки, как не спеша они падают на землю.
Предложить детям поймать снежинки на рукавичку и посмотреть, какой они формы.
Походить вместе с детьми по свежевыпавшему снегу, послушать, как он скрипит под ногами. Когда снегопад кончится, взять лопаты и вместе с детьми расчистить снег на дорожке, построить горочку, покатать куклу на санках. В другой раз всем вместе слепить из влажного снега снеговика. Сделать ему глаза и рот, вместо носа вставить морковку.
Принести в группу с улицы в ведерке снег и показать детям, что в тепле он тает и превращается в обычную воду.
Прочитать, а затем разучить с детьми стихотворение М. Познанской:
Тихо, тихо снег идёт
Белый снег, мохнатый,
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой…
Вместе с детьми выполните объемную аппликацию «Всюду снег лежит». Разучить отрывок из стихотворения И.З.Сурикова «Зима»:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
План занятия.
- 1. Организационный момент.
- Приветствие.
- 2. Основная часть.
- 2.1 Сообщение темы занятия.
- 2.2 Рассказывание о зиме.
- 2.3. Игра «Сдуй снежинку с рукавички».
- 2.4. Рассказывание отрывков из стихотворений: И.З.Сурикова «Зима» и М.Познанской «Тихо, тихо снег идёт…».
- 2.5. Игра «Ух! Бух!».
- 2.6. Сюрпризный момент.
- 2.7. Самомассаж лица.
- 2.8. Игра «Сложи снеговика».
- 2.9. Игра «Попади в цель!».
- 3. Итог занятия.
Тема. «Зима…»
Ход занятия.
- Организационный момент.
Приветствие.
Дети заходят в группу, встают в полукруг – лицом к гостям, здороваются.
Воспитатель: « Ребятки, вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить, если отгадаете загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Какое это время года?»
Дети: «Зима!»
- Основная часть.
- Сообщение темы занятия.
Воспитатель: « Сегодня мы поговорим о зиме».
Воспитатель: « Поскорее в круг вставайте и за мною повторяйте!
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем зиму мы встречать. (Шагать на месте.)
Что зима нам принесла? (Развести руки в стороны.)
Ветер, снег и холода. (Хлопать в ладоши.)
- Рассказывание о зиме. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: «Рассказывать о зиме мы будем по картинкам. Я буду начинать фразу, а вы - заканчивать. Наступила… зима (рисунок 1).
- Какими словами можно рассказать о зиме?
- Зимой холодно (рисунок 2).
- Значит, можно сказать, что зима какая… (холодная).
- Зимой бывают сильные морозы. Значит, можно сказать, что зима какая… (морозная).»
И так далее, постепенно воспитатель предъявляет малышам картинки и начинает фразы сам – дети их заканчивают.
Воспитатель показывает рисунок 3:
- Зимой часто … (идёт снег). Зимой много снега. Значит, можно сказать, что зима какая… (снежная).
Воспитатель: «Правильно! Запомните - от времени года зависит погода.
Давайте повторим наш рассказ о зиме ещё раз.
- Наступила… зима.
- Зимой очень… холодно.
- Потому что, пришла зима, какая… (холодная).
- Зимой бывают сильные… морозы.
- Потому что, пришла зима, какая… (морозная).
- Зимой часто … (идёт снег).
- Значит, пришла зима, какая… (снежная).
2.3. Игра «Сдуй снежинку с рукавички».
Воспитатель: «Отгадаете загадку про снег:
С неба падают зимою
И кружатся надо мною
Легкие пушинки
Белые ... (снежинки).
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла – и пропала». (Снежинка).
Воспитатель показывает малышам пособие «Рукавичка», демонстрирует детям, как надо сложить губы трубочкой и подуть на снежинку, чтобы она слетела с рукавички.
Воспитатель: «Раз, два, три – подули! Какого цвета рукавичка?» (спросить у каждого малыша).
2.4. Рассказывание отрывков из стихотворений:И.З.Сурикова «Зима» и М.Познанской «Тихо, тихо снег идёт…».
Воспитатель обращает внимание малышей на третью картинку (рисунок). Просит детей прочитать, выученный ранее отрывок из стихотворения (хором). Затем по желанию, один ребёнок – читает, остальные изображают движения снежинок.
Белый снег, пушистый движение «пружиночка»
В воздухе кружится Дети кружатся,
И на землю тихо приседают,
Падает, ложится… садятся, ложатся.
Воспитатель показывает малышам пособие «Снег идёт», слегка потряхивая его.
Воспитатель: «Посмотрите, потрогайте и скажите ещё раз – снег какой?» (Белый, пушистый, холодный).
Воспитатель просит детей вспомнить и прочитать, выученный ранее ещё один отрывок из стихотворения. Опять один ребёнок – читает, остальные изображают действие.
Тихо, тихо снег идёт
Белый снег, мохнатый,
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой…
- Что мы с вами строили лопатами из снега (рисунок 4)? … (Горочку).
- Закончите мою фразу: «Зимой дети строят…из снега горку».
На чём можно кататься с горочки (рисунок 5)?...(На санках…).
- Закончите мою фразу: «Зимой дети любят…кататься на санках».
2.5. Игра «Ух! Бух!».
Воспитатель: «Кто из вас катался с горки на санках?
Воспитатель: «Когда я была маленькая, я тоже любила кататься с горки на санках. И вот однажды, горка была очень крутая, санки катились быстро- быстро – ух! (Показ). Я не удержалась, санки перевернулись и я упала в снег – бух! (Показ)».
Далее, воспитатель просит детей быть внимательными и в соответствии с репликами изображать быструю езду на санках или падение в снег.
Воспитатель: «Ух! Бух! Ух! Ух! Бух! Ух!...Славно покатались!» (Движения при этом не показывает).
2.6. Сюрпризный момент.
Воспитатель: «Ой, кто-то к нам сюда стучит? Кто-то к нам сюда спешит? Отгадайте загадку и вы узнаете кто это:
Что за снежный человечек постучался к нам с утра?
Морковный нос, в руке метла –
Его слепила детвора.
(Снеговик).
Воспитатель: «Правильно, мы его с вами лепили, а теперь он сам к нам пожаловал…». Появляется следующая картинка (6).
Звучит шаловливая музыка, входит Снеговик.
Снеговик: «Здравствуйте ребятки, давайте знакомиться (пожимает каждому руку, в ответ, каждый ребёнок называет своё имя).
- На улице мороз, я так замёрз!»
2.7. Самомассаж.
Воспитатель: «Ребятки, давайте научим Снеговичка нашей рифмовочке, он будет за нами повторять и согреется…» (Движения выполняют стоя в кругу).
Ой, мороз, мороз, мороз – Растираем ладони.
Щиплет щёки, щиплет нос, Пощипываем себя
Щиплет ушки, щиплет губки, за щёки, нос, уши, губы.
Забирается под шубки. Прячем руки под мышки.
Чтоб согреться – посмотри, Трём ладони одна о другую.
Всё, как следует, потри: Потереть ладонями
Щёки, щёки,
Носик, нос,
Уши, уши,
Губы… губы.
Пар пойдёт даже от шубы… Развести руки в стороны.
Снеговик: «Спасибо вам детишки, я теперь всегда так на морозе греться буду. Вот, только одному скучно!»
2.8. Игра «Сложи снеговика».
Воспитатель: «Ребятки, давайте снеговику друзей сложим. А ты, Снеговик, присядь, посмотри, как это у нас получится?».
Сначала на коврографе, а затем на столах дети выкладывают снеговиков, обращая внимание, что круги разной величины.
Воспитатель: «Какой круг должен быть внизу? … - посередине? …- наверху?
- Сколько комков вам потребовалось, чтобы сложить снеговиков? (Дети считают. Три).
Снеговик: «Вот спасибо, только чего-то моим друзьям не хватает?»
Воспитатель: «Ребятки, посмотрите на эти предметы и узнайте, где тут вещи Снеговичка?»
Дети выбирают: метлу, ведро, морковку.
Снеговик: «Вот теперь, вы молодцы! И я хочу с вами поиграть!»
2.9. Игра «Попади в цель!».
Снеговик: «Детишки, для того, чтобы не замерзнуть даже в большой мороз, надо двигаться. Показывает рисунок 7. Узнаёте эту игру? … (Снежки). Давайте играть в снежки!».
Раздать детям белые салфетки и показать, как их надо разложить, скомкать, скатать, чтобы получились круглые комочки. Когда комочки-«снежки» будут готовы, предложить малышам бросать их в корзину.
3. Итог занятия.
Дети дарят снеговику, ранее сделанную коллективную работу «Зима».
Снеговик: «Спасибо, и я для вас кое-что приготовил…
Чтоб зимой вы не болели
Нужно, чтоб морковку ели…
- Вот вам полное ведро морковки!
- До свидания! Приходите ко мне гулять!» (Снеговик уходит).
Воспитатель: «Дети, вам понравилось сегодня играть и заниматься? О каком времени года мы сегодня говорили? Что понравилось больше всего?»
Ответы детей…
42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...