НОД: Тема. «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Старовойтова Лидия Анатольевна

Закрепление представления о зиме, как времени года и её основных признаках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. «Зима».

Образовательные цели:

  1. закрепление представления о зиме, как времени года и её основных          признаках;
  2. введение в активный словарь детей имён существительных (зима, мороз, снег, лёд, снежинка, санки, снеговик), глаголов (мерзнуть, щипать, лепить, греться), имён прилагательных (белый, пушистый, холодный, мохнатый, средний), наречия (холодно);

—составление коллективного рассказа о зиме по картинному плану;

  1. учить согласовывать в речи имена прилагательные с именами существительными;
  2. расширять качественный словарь;

— закрепление основных цветов (белого, красного, синего, зелёного, жёлтого, чёрного);

  1. знакомить с тремя величинами и учить их определять: большой, средний и маленький;
  2. дать представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине);
  3. учить количественному счету.

Развивающие цели:

  1.  развитие всех видов моторики: общей, мелкой и артикуляционной;
  2.  развитие общих речевых навыков: дыхания, интонационной выразительности речи;
  3.  развитие чувства ритма, учимся координировать речь с движением;
  4.  развитие зрительного и слухового внимания, формирование речевого слуха (учимся различать близкие по звучанию слова— «Ух!» и «Бух!»);
  5.  развитие ВПФ (логического мышления, внимания, воображения; расширение активной творческой мыслительной деятельности детей).
  6.  развитие речевой и познавательной активности, артистичности, эмоциональности.

Воспитательные цели:

  1.  воспитание потребности бережного отношения к своему здоровью с помощью приёмов здоровьесберегающих технологий; учить выполнять самомассаж лица;
  2.  формирование дружеских отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; умения слушать товарища.

     Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятии:

- физкультурная (динамическая, музыкальная) пауза,

- игры (развивающие, дидактические, словесные, подвижные).

- дыхательное упражнение «Сдуй снежинку с рукавички».

 Оборудование. Коврограф. Пособия: «Снег идет», «Собери Снеговика», «Сдуй снежинку с рукавички». Аудиозапись музыкального сопровождения. Картинки для составления рассказа о зиме. Круги из белого картона разного размера для выкладывания снеговиков— по количеству детей; большая корзина, белые бумажные салфетки. Элементы костюма для героя «Снеговика».

Предварительная работа.

Рассказывание детям о смене сезонов года и показе пособия «Времена года». На нём, на примере одного дерева показаны сезонные изменения в природе. Напоминание детям, что весной, когда становится тепло, на деревьях вырастают молодые зеленые листочки. Все лето они шелестят на ветвях, а к осени начинают желтеть и опадать. Зимой, когда холодно и всюду лежит снег, деревья стоят без листьев. Они крепко спят в ожидании весеннего тепла. А когда придет долгожданная весна, все деревья опять покрываются молодой листвой.

Напомнить малышам рифмовку, а затем прочитать ее текст вместе, сопровождая слова движениями:

Раз, два, три, четыре, пять —

Это каждый должен знать.        (Шагать на месте.)

Лето, осень и зима,

А потом придет весна.        (Хлопать в ладоши.)

Помогать малышам называть сезоны года.

Во время прогулки вместе с детьми понаблюдать за изменениями, происходящими в природе. Повторять: «От времени года зависит погода».

Рассказать малышам о том, что летом было тепло, осенью прохладно, а зимой стало совсем холодно. На морозе вода замерзает: поэтому вместо дождя идет снег, а на реках и лужах появляется лед. Постепенно земля покрывается снежным одеялом, которое оберегает ее от морозов до самой весны. Пушистый белый снег лежит повсюду—и на земле, и на ветках деревьев, и на крышах домов... Снег согревает и землю, и деревья, и мелких животных, которые прячутся под снегом от зимних морозов.

Сказать, что людям мороз не страшен, потому что у нас есть теплые дома. Рассмотреть вместе с малышами морозные узоры на стекле. Обратить внимание детей, что, собираясь на прогулку, необходимо надевать теплую одежду и обувь, чтобы не замерзнуть на улице. Рассмотреть с детьми картинку «Город зимой».

     На прогулке понаблюдать с детьми за тем, как идет снег. Обратить внимание малышей, как плавно кружатся в воздухе снежинки, как не спеша они падают на землю.

     Предложить детям поймать снежинки на рукавичку и посмотреть, какой они формы.

     Походить вместе с детьми по свежевыпавшему снегу, послушать, как он скрипит под ногами. Когда снегопад кончится, взять  лопаты и вместе с детьми расчистить снег на дорожке, построить горочку, покатать куклу на санках. В другой раз всем вместе слепить из влажного снега снеговика. Сделать ему глаза и рот, вместо носа вставить морковку.

Принести в группу с улицы в ведерке снег и показать детям, что в тепле он тает и превращается в обычную воду.

Прочитать, а затем разучить с детьми стихотворение М. Познанской:

Тихо, тихо снег идёт

     Белый снег, мохнатый,

          Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой…

Вместе с детьми выполните объемную аппликацию «Всюду снег лежит». Разучить отрывок из стихотворения И.З.Сурикова «Зима»:

     Белый снег, пушистый

                                                 В воздухе кружится

                                                 И на землю тихо

                                                 Падает, ложится…

План занятия.

  1. 1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  1. 2. Основная часть.
  1. 2.1 Сообщение темы занятия.
  2. 2.2 Рассказывание о зиме.
  3. 2.3. Игра «Сдуй снежинку с рукавички».
  4. 2.4. Рассказывание отрывков из стихотворений: И.З.Сурикова    «Зима» и М.Познанской «Тихо, тихо снег идёт…».
  5. 2.5. Игра «Ух! Бух!».
  6. 2.6. Сюрпризный момент.
  7. 2.7. Самомассаж лица.
  8. 2.8. Игра «Сложи снеговика».  
  9. 2.9. Игра «Попади в цель!».
  1. 3. Итог занятия.

Тема. «Зима…»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

     Дети заходят  в группу, встают в полукруг – лицом к гостям, здороваются.

Воспитатель: « Ребятки, вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить, если отгадаете загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

      Радость детям подарила

     И на санках прокатила.

- Какое это время года?»

Дети: «Зима!»

  1. Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: « Сегодня мы поговорим о зиме».

Воспитатель: « Поскорее в круг вставайте и за мною повторяйте!

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем зиму мы встречать.           (Шагать на месте.)

Что зима нам принесла?          (Развести руки в стороны.)

Ветер, снег и холода.                (Хлопать в ладоши.)

  1. Рассказывание о зиме.   (Дети садятся на стульчики).

 

     Воспитатель: «Рассказывать о зиме мы будем по картинкам. Я буду начинать фразу, а вы - заканчивать. Наступила… зима (рисунок 1).

-  Какими словами можно рассказать о зиме?

- Зимой холодно (рисунок 2).

-  Значит, можно сказать, что зима какая… (холодная).

- Зимой бывают сильные морозы. Значит, можно сказать, что зима какая… (морозная).»

И так далее, постепенно воспитатель предъявляет малышам картинки и начинает фразы сам – дети их заканчивают.

Воспитатель показывает рисунок 3:

- Зимой часто … (идёт снег). Зимой много снега. Значит, можно сказать, что зима какая… (снежная).

Воспитатель: «Правильно! Запомните - от времени года зависит погода.

Давайте повторим наш рассказ о зиме ещё раз.

- Наступила… зима.

- Зимой очень… холодно.

- Потому что, пришла зима, какая… (холодная).

- Зимой бывают сильные… морозы.

- Потому что, пришла зима, какая… (морозная).

- Зимой часто … (идёт снег).

- Значит, пришла зима, какая… (снежная).

2.3. Игра «Сдуй снежинку с рукавички».

Воспитатель: «Отгадаете загадку про снег:

      С неба падают зимою

        И кружатся надо мною

                                                Легкие пушинки

Белые ... (снежинки).

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала».     (Снежинка).

Воспитатель показывает малышам пособие «Рукавичка», демонстрирует детям, как надо сложить губы трубочкой и подуть на снежинку, чтобы она слетела с рукавички.

Воспитатель: «Раз, два, три – подули! Какого цвета рукавичка?» (спросить у каждого малыша).

2.4. Рассказывание отрывков из стихотворений:И.З.Сурикова «Зима» и М.Познанской «Тихо, тихо снег идёт…».

     Воспитатель обращает внимание малышей на третью картинку (рисунок). Просит детей прочитать, выученный ранее отрывок из стихотворения (хором). Затем по желанию, один ребёнок – читает, остальные изображают движения снежинок.

Белый снег, пушистый                движение «пружиночка»

В воздухе кружится                      Дети кружатся,

И на землю тихо                            приседают,

Падает, ложится…                        садятся, ложатся.

     Воспитатель показывает малышам пособие «Снег идёт», слегка потряхивая его.

 Воспитатель: «Посмотрите, потрогайте и скажите ещё раз – снег какой?» (Белый, пушистый, холодный).

 Воспитатель просит детей вспомнить и прочитать, выученный ранее ещё один отрывок из стихотворения. Опять один ребёнок – читает, остальные изображают действие.

Тихо, тихо снег идёт

     Белый снег, мохнатый,

          Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой…

- Что мы с вами строили лопатами из снега (рисунок 4)? … (Горочку).

- Закончите мою фразу: «Зимой дети строят…из снега горку».

На чём можно кататься с горочки (рисунок 5)?...(На санках…).

- Закончите мою фразу: «Зимой дети любят…кататься на санках».

2.5. Игра «Ух! Бух!».

     Воспитатель: «Кто из вас катался с горки на санках?

Воспитатель: «Когда я была маленькая, я тоже любила кататься с горки на санках. И вот однажды, горка была очень крутая, санки катились быстро- быстро – ух! (Показ). Я не удержалась,  санки перевернулись и я упала в снег – бух! (Показ)».  

     Далее, воспитатель просит детей быть внимательными и в соответствии с репликами изображать быструю езду на санках или падение в снег.

Воспитатель: «Ух! Бух! Ух! Ух! Бух! Ух!...Славно покатались!» (Движения при этом не показывает).

2.6. Сюрпризный момент.

     Воспитатель: «Ой, кто-то к нам сюда стучит? Кто-то к нам сюда спешит? Отгадайте загадку и вы узнаете кто это:

Что за снежный человечек постучался к нам с утра?

Морковный нос, в руке метла –

Его слепила детвора.

                               (Снеговик).

Воспитатель: «Правильно, мы его с вами лепили, а теперь он сам к нам пожаловал…». Появляется следующая картинка (6).

Звучит шаловливая музыка, входит Снеговик.

     Снеговик: «Здравствуйте ребятки, давайте знакомиться (пожимает каждому руку, в ответ, каждый ребёнок называет своё имя).

- На улице мороз, я так замёрз!»

2.7. Самомассаж.

     Воспитатель: «Ребятки, давайте научим Снеговичка нашей рифмовочке, он будет за нами повторять и согреется…» (Движения выполняют стоя в кругу).

Ой, мороз, мороз, мороз –                                      Растираем ладони.

Щиплет щёки, щиплет нос,                                    Пощипываем себя

Щиплет ушки, щиплет губки,                                за щёки, нос, уши, губы.

Забирается под шубки.                                            Прячем руки под мышки.

Чтоб согреться – посмотри,                                     Трём ладони одна о другую.

Всё, как следует, потри:                                           Потереть ладонями

Щёки,                                                                         щёки,

Носик,                                                                        нос,

Уши,                                                                           уши,

Губы…                                                                       губы.

Пар пойдёт даже от шубы…                                     Развести руки в стороны.

     Снеговик: «Спасибо вам детишки, я теперь всегда так на морозе греться буду. Вот, только одному скучно!»

2.8. Игра «Сложи снеговика».

     Воспитатель: «Ребятки, давайте снеговику друзей сложим. А ты, Снеговик, присядь, посмотри, как это у нас получится?».

     Сначала на коврографе, а затем на столах дети выкладывают снеговиков, обращая внимание, что круги разной величины.

Воспитатель: «Какой круг должен быть внизу? … - посередине? …- наверху?

- Сколько комков вам потребовалось, чтобы сложить снеговиков? (Дети считают.  Три).

     Снеговик: «Вот спасибо, только чего-то моим друзьям не хватает?»

Воспитатель: «Ребятки, посмотрите на эти предметы и узнайте, где тут вещи Снеговичка?»

Дети выбирают: метлу, ведро, морковку.

Снеговик: «Вот теперь, вы молодцы! И я хочу с вами поиграть!»

2.9. Игра «Попади в цель!».

     Снеговик: «Детишки, для того, чтобы не замерзнуть даже в большой мороз, надо двигаться. Показывает рисунок 7. Узнаёте эту игру? … (Снежки). Давайте играть в снежки!».

     Раздать детям белые салфетки и показать, как их надо разложить, скомкать, скатать, чтобы получились круглые комочки. Когда комочки-«снежки» будут готовы, предложить малышам бросать их в корзину.

3. Итог занятия.

     Дети дарят снеговику, ранее сделанную коллективную работу «Зима».

Снеговик: «Спасибо, и я для вас кое-что приготовил…

                     Чтоб зимой вы не болели

                     Нужно, чтоб морковку ели…

- Вот вам полное ведро морковки!

- До свидания! Приходите ко мне гулять!»  (Снеговик уходит).

Воспитатель: «Дети, вам понравилось сегодня играть и заниматься? О каком времени года мы сегодня говорили?  Что понравилось больше всего?»

Ответы детей…

42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....