НОД "Путешествие в весенний лес" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

НОД с использованием метода наглядного моделирования для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chetoshnikova_vn_nod.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Путешествие в весенний лес»

(старшая группа)

Интеграция образовательных областей:

  1. познание;
  2. коммуникация;
  3. чтение художественной литературы;
  4. здоровье.

Технологии:

  1. использование метода наглядного моделирования;
  2. метод проблемного обучения;
  3. игровые технологии, направленные на развитие слухового и зрительного внимания;
  4. информационные компьютерные технологии;
  5. здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз;
  6. технологии сохранения и стимулирования здоровья: физминутка;

Задачи:

  1. упражнять в практическом образовании притяжательных прилагательных;
  2. совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов;
  3. закрепление умения  детей делить знакомый текст на значимые части и зарисовывать его план;
  4. развитие мелкой моторики и графических навыков.
  1. развивать ассоциативное и образное мышление детей: учить детей соединять слова и рисунки-пиктограммы, объединяя их по замыслу
  2. упражнять в пересказе коротких текстов с помощью зарисовки ключевых слов.
  1. воспитывать у детей любовь к родному краю;

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, изображения диких животных по количеству детей, пиктограммы, большой конверт,  презентация занятия, фишки для звукового анализа слов,  листы с таблицей, простые карандаши, звездочки для поощрения детей в конце занятия, спокойная мелодия.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о диких животных, обучение детей делению небольших текстов на значимые части, знакомство детей с загадками о животных.

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

I. Вводная часть

Организационный момент

У каждого ребенка изображение дикого животного средней полосы России

Проблемная ситуация: снег растаял,  и животные не могут вернуться в лес, чтобы им помочь необходимо перевести животных в лес по мосту.

На ковре в ряд лежат пиктограммы в виде мостика. Ребенку предлагается задание: перевести по дорожке животных, правильно подбирая слова на каждой клеточке, как подсказывает рисунок.



  1. Назови животное ласково
  2. Представь, каким огромным станет зверь
  3. Назови детеныша животного
  4. Назови маму животного

Дети проходят по дорожке, отдают изображения животных воспитателю.

(встают полукругом возле экрана)

Млодцы, вы правильно справились с заданием, помогли перевести животных по волшебному мостику и оказались в лесу.

II. Сообщение темы занятия

(Слайд 2)  На слайде изображение весеннего леса.

Воспитатель: Посмотрите на слайд, какое время года изображено на слайде? Докажите, что это именно весна (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Как вы думаете, где мы сегодня будем путешествовать?

Дети: В лесу.

III. Основная часть

Профилактика дисграфии и дислексии.

  1. Чтение слов по первым звукам.

Ребята, что такое «лес»? (Ответы детей) В нашем лесу растут разные деревья, составьте их названия по первым звукам картинок.

Что получилось? (Слайды  3, 4, 5)

1. Работа с ребусами, изографами

Воспитатель: Ребята, сегодня в группе я нашла письмо. Как оно туда попало – не пойму. Утром оно лежало на столе. Посмотрите, на конверте написано:  КОМУ: Детский сад «Белоснежка», старшая группа «Теремок». Это нам?

ОТ КОГО: Какая-то странная подпись. Ребята, помогите мне разобрать, чья это подпись?

(Слайд 6) Изограф «Сорока». Дети читают ребус, после его прочтения на слайде появляется изображение сороки.

     Посмотрим, что она нам написала… Ребята, сорока известная скандалистка, и она в письме жалуется на двух животных. Их название она тоже зашифровала. Помогите мне разобраться, о ком идет речь?

(Слайд 7) Ребусы: заяц, волк, лиса. Дети отгадывают ребус. После того, как дети верно разгадали ребус появляется изображение того животного, название которого зашифровано.

2. Образование притяжательных прилагательных

Воспитатель: Понятно, значит вот в чём дело: летом звери играли в прятки и прятались от сороки, но она их  быстро нашла. Волк и заяц обвинили её в том, что она играла не честно. Сорока просит, чтоб вы разобрались: сорока играла не честно, или звери плохо спрятались. Она вам прислала фотографию, посмотрите.

(Слайд 8) Дети делают вывод, что звери плохо спрятались, доказывают свою правоту, образовывая относительные прилагательные.

3. Звуковой анализ и синтез слов.

Давайте сядем за столы и напишем ответ сороке. Но надо некоторые слова тоже зашифровать.

Летом заяц и волк были не правы. Правильно, мы так решили. Давайте напишем слова  «лиса», «волк» не буквами, а составим звуковую схему слова. Чем отличается буква от звука? На какие две группы делятся все звуки речи? Чем отличаются гласные звуки от согласных? На какие группы делятся согласные звуки?

(Слайд 9) Дети выкладывают схемы слов, по мере выполнения задания, правильный ответ появляется на слайде. Дети проверяют правильность выполнения и, выборочно дают характеристику согласным звукам с опорой на символы-подсказки.

 Символы – подсказки  для характеристики согласных:

  1. Твёрдый глухой согласный
  2. Твёрдый звонкий согласный
  3. Мягкий глухой согласный
  4. Мягкий звонкий согласный

IV. Динамическая пауза

Координация речи и движения «Водопой»

(Нищева Н.В.)

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

Дети идут по кругу друг за другом

За мамой-лосихой топал лосёнок,

Идут, громко топая

За мамой-лисицей крался лисёнок,

Идут крадучись

За мамой-ежихой катился ежонок,

Передвигаются в глубоком приседе

За мамой-медведицей шёл  медвежонок,

Идут вперевалку

За мамою-белкой скакали бельчата,

Скачут, руки перед грудью

За мамой-зайчихой – косые зайчата  

Скачут, сделав ушки  из ладоней

Волчица вела за собою волчат

Идут гордо, покачивая плечами

Все мамы и звери напиться хотят

Делают лакательные движения

V.  Развитие связной речи, работа со знакомым текстом

Воспитатель (Слайд 10)  Давайте и мы Сороке загадаем загадку  про любого животного, нарисованного на картинке. Пусть она попробует отгадать! Посмотрите, какие животные нарисованы, вспомните нужную загадку и зарисуйте её план.

  1. Самостоятельная зарисовка картинно-графического плана с детьми

(Играет тихая мелодия, дети зарисовывают планы своих загадок)

2. Демонстрация детьми  своего плана и озвучивание загадки.

VI. Итог.

Какие задания показались вам наиболее интересными?

Какие наиболее трудными?

(Слайд 11) Молодцы!

Примерные детские графические планы к загадкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Весенняя сказка" старшая группа

Непосредственно образовательная деятельность "Весенняя сказка" старшая группа...

НОД Комплексное занятие "Весенний каледоскоп" (Старшая группа)

Комплексное занятие аппликация и коммуникация . Для старший группы  на тему "Весна"....

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Весенняя полянка» (старшая группа).

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Весенняя полянка» (старшая группа).Цель: Закрепление знаний и умений воспитанников старшей группы использовать в продуктивной деятельности нетрадиционной...

Конспект ООД «Прогулка по весеннему лесу» (старшая группа)

Конспект ООД «Прогулка по весеннему лесу» (старшая группа)...

«Федорино горе» весенний утренник старшая группа

весенний утренник старшая группа № 10, 2017 Звучит музыка, дети заходят в зал. 1реб:...

Сценарий весеннего утренника "Весенний колокольчик" - Старшая группа

Весенний праздник для детей старшего возраста....