Диагностическое занятие по развитию речи "Волшебные цветы"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
На занятии в игровой форме можно выявить знания и умения детей по развитию речи: сформированность словаря, владение обобщающими понятиями, умение употреблять в активе различные части речи, умение согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными, умение образовывать новые слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическое занятие по развитию речи «Волшебные цветы»
Программное содержание: выявить уровень сформированности у детей словаря, владения обобщающими понятиями; умения употреблять в активе различные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, предложно-падежные конструкции); умения согласовывать числительное с существительным; умения согласовывать прилагательное с существительным; умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, умения образовывать относительные прилагательные. Развивать желание говорить правильно, словотворчество, интерес к родному языку. Воспитывать выдержку, умение слушать друг друга, радоваться успехам товарищей.
Оборудование: предметные картинки по различным лексическим темам по количеству детей; картинки овощей, фруктов, ягод; картинный материал « Антонимы»; Тематический словарь в картинках по теме: « Дикие и домашние животные», карточки с одним диким или домашним животным; картинки с изображением головы и хвоста диких животных; карточки с изображением овощей и фруктов; мебели и электроприборов; одежды, обуви и головных уборов; птиц и насекомых; транспорта; простой карандаш; кукла Буратино, плоскостные цветы с заданиями, разноцветные фишки, вазочки для фишек по количеству детей.
Ход занятия.
- Ребята, вас ждет сюрприз. Сегодня к нам в гости пришел лучший друг Мальвины и Артемона! Угадали кто это?
- Верно, это Буратино. Весельчак и проказник. Только мне кажется, что сегодня он что-то загрустил.
- Здравствуйте , ребята! Я пришел к вам за помощью. Эта голубоглазая девчонка Мальвина опять решила меня учить: « Буратино, вы не умеете правильно разговаривать, вы не знаете русского языка, давайте я вас научу» А я не хочу учиться, так ей про это и сказал. Тогда она послала меня ухаживать за цветами и предупредила, что если хоть один цветок засохнет, она не будет со мной дружить. А они все засыхают, сколько их не поливай. Артемон говорит, что они волшебные и растут только тогда, когда садовник выполняет их задания. Он мне и задания прочитал, только я выполнить их не могу. Помогите мне ребята!
- Конечно, Буратино, мы тебе поможем! Я уверена дети выполнят все задания. А чтобы ты увидел, что родной русский язык знают все дети, мы с тобой за правильные ответы будем раздавать детям фишки, а потом посчитаем, кто сколько набрал.
Детям раздают подписанные розетки для фишек.
Теперь давай посмотрим, что же это за цветы такие с заданиями.
Голубой цветок.
Детям раздаются предметные картинки.
1. Обобщающие понятия.
Назовите предмет на карточке и скажите, к чему он относится.
-Буратино вот тебе карточка. Скажи кто это? (бабочка)
- Правильно, а бабочка это кто? (наверное, птица)
- Нет, не птица. Ребята, бабочка это …. Насекомое.
- Каких еще насекомых ты знаешь?
Послушай, ребята сейчас тебе все расскажут.
Ребята, отвечать надо по очереди и самое главное не выкрикивать и не подсказывать.
Детям раздают желтые фишки за правильный ответ.
2. Подбор прилагательных.
Следующее задание: Подберите слова признаки к вашим словам.
Буратино, бабочка какая? ( красивая, маленькая, пестрая)
Молодец, Буратино! А теперь давай детей послушаем.
Детям раздают красные фишки за правильный ответ.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Назовите ваш предмет на картинке ласково.
Детям раздают зеленые фишки за правильный ответ.
4. Составление предложений с данным словом.
Придумайте предложение со словом, которое на вашей карточке.
Буратино, какое ты составил предложение?
Красивая бабочка села на цветок.
Молодец, теперь слушаем ребят.
Детям раздают голубые фишки за правильный ответ.
Желтый цветок.
Для выполнения задания желтого цветочка нам надо сесть за столы.
1.Образование относительных прилагательных.
Но чтобы найти свое место мы поиграем с вами в игру: « Чей хвост?»
Итак, голова рыси - Чья голова? (рысья) и т.д.
На столах лежат хвосты. Найдите правильно к каждой голове хвост.
Хвост рыси- чей хвост? (рысий) и т.д.
2. Обобщающие понятия.
На первой карточке надо зачеркнуть овощи, на второй – мебель, на третьей – одежду, на четвертой –птиц, на пятой – наземный транспорт.
3. Образование относительных прилагательных.
Ребята, Буратино шепчет, что хочет пить. Давайте приготовим ему сок из фруктов и ягод.
Выбирайте любую карточку, на которой нарисована ягода или фрукт, и скажите какой сок вы приготовите для Буратино.
Детям раздают синие фишки за правильный ответ.
Оранжевый цветок.
1.Антонимы. (прилагательные, приставочные глаголы, предложно-падежные конструкции)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот»
Детям раздают белые фишки за правильный ответ.
Физкультминутка. «Цветы»
Наступила весна. А весной вся природа оживает. Представьте, что вы маленькие сморщенные семена цветов. Лежите в холодной земле. Но солнышко пригревает все сильнее, земля прогревается, семенам становится тепло и они начинают проростать, сначала из земли появляется маленький, тоненький, зелененький росточек. С каждым днем он становится крепче, поднимается выше, набирается сил. Солнышко обогревает его ласковыми лучами, тучка поливает теплым дождем. Цветок растет и у него появляется бутон и через несколько дней бутон распускается в прекрасный цветок. Расскажите, какой цветок расцвел у каждого из вас.
Фиолетовый цветок.
1.Словарь, падежные формы существительных, согласование числительных с существительными.
Чтобы выполнить задания с этого цветочка нам надо вспомнить, каких животных мы знаем и как называют их детенышей.
Будьте внимательны, правильно называйте семью животных. Я буду показывать картину с семьей животного. Отвечать будет тот, у кого такое животное есть на маленькой картинке.
Детям раздают синие фишки треугольники за правильный ответ.
Красный цветок.
На этом цветочке написано: «Буратино, начинай учиться! Учи русский язык»
Буратино, теперь все от тебя зависит. Ты будешь учиться?
Буратино, вот мы и выполнили все задания волшебных цветочков. Давай теперь посмотрим, сколько фишек набрали дети.
- Ребята выложите фишки перед собой и посчитайте, у кого сколько.
Дети считают фишки и определяют, кто был самым внимательным и правильно выполнил все задания. Буратино благодарит за помощь. Дети приглашают его остаться на следующее занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры-занятия на развитие восприятия цвета.
Сенсорное воспитание. Помощь в формировании у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов....
Игры- занятия на развитие восприятия цвета
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом слу...
Конспект занятия по развитию речи " Цветы" средняя группа
Учить распозновать детей луговые, садовые, лесные цветы. Углублять знания детей всех цветов.Развивать речь, внимание, мышление, связную речь.Продолжать обогощать словарь детей....
игры-занятия по развитию чувства цвета у детей раннего возраста
Как отмечают многие исследователи, цвет особенно привлекает внимание ребенка, так как воспринимает его непосредственно, искренне, увлеченно, наконец, радуется цвету, яркой окраске предметов.(61.С.164-...
игры-занятия по развитию чувства цвета у детей раннего возраста
Мир цвета сказочен не только для ребенка. Когда погружаешься в разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказки и фантазии, каждое уже завершенное пособие дает толчо...
Конспект занятия по развитию речи «Цветы»
Конспект занятия по развитию речи «Цветы»...
Диагностическое занятие по развитию речи
Диагностическое занятие по развитию речи...