Методическая разработка по развитию речи "Сабантуй татар халык бэйрэме"
материал по развитию речи (старшая группа) по теме
“ Сабантуй”.
А. Б. – Исәнмесез, балалар! Кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар, хәерле көн! Без бүген татар халкының олы бәйрәме- Сабантуена җыелдык. Сабантуй - ул хезмәт бәйрәме, Сабантуй - ул дуслык бәйрәме, Сабантуй - ул һәркемнең көтеп алган изге бәйрәме. Котлы булсын Сабан туйлары! Кадерле балалар! Балалар бакчасында эшләүче барлык тәрбиячеләр, апаларыгыз исеменнән сезгә бәхетле балачак, ныклы сәламәтлек телим. Алдагы көннәрегез дә бүгенге кебек ямьле, күңелле булсын. Өстәлләребездә ризыклар мул булсын!
Сабан туе, хезмәт туе,
Шатлык һәм бәхет туе
Бәйрәм итик көн буе!
Котлы булсын, балалар,
Ямьле Сабан туйлары!
Вед. Сабантуй - это праздник труда, праздник радости и счастья,в котором сливаются воедино и красивые обычаи народа, и песни его, и пляски, и обряды. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ. Уже за 2 недели до начала праздника начинался сбор подарков для победителей: молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей: вышитые платки и полотенца, куски ситца, куриные яйца. А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Поэтому девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, а подарки привязывали к длинному шесту. В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроегие, люди с утра шли на майдан. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков свои украшения.
С праздником вас всех, дорогие дети, с праздником вас сотрудники нашей “Пчёлки” и родители, с весёлым праздником Сабантуем!
( Җыр “Сабан туе”)
Уртага берничә бала чыга.
1 бала: Шатлыклар күңелебездә,
Ал кояш күгебездә,
Килегез, дуслар, кунакка
бергә: Сабантуй бүген бездә.
2 бала: Сабантуй, сабантуй!
Уйнап- көлеп, җырлап- биеп,
Гөрләп килә Сабантуй!
3 бала: Жилферди чиккән сөлгеләр,
Бүләкләр күбебезгә.
Көрәшик тә, узышыйк та,
бергә: Сабантуй бүген бездә !
4 бала: Сабантуй –веселый праздник
Это всем давно известно.
Сколько игр и зрелищ разных
Приходите – интересно!
5 бала: Снова песня зазвучала
Подпевай ей и танцуй!
Мы сегодня отмечаем
Бергә: Наш веселый Сабантуй!
6 бала: Күңелле Сабан туйлары,
Бүген бәйрәм, зур бәйрәм!
Матур җырлар җырлый-җырлый
Уйныйбыз әйлән- бәйлән.
7 бала: И пускай веселье длится
В Сабантуй до темноты.
Всем, кто хочет веселиться
Дарим песни, как цветы.
(Җыр «Кояшлы ил»)
Вед.: Ребята, а раньше в деревнях молодые парни и девушки шли на сабантуй и пели песни. Давайте посмотрим, как это было.
(гармун белән җыр һәм бию)
1 бала: А я еще знаю, что раньше на сабантуях играли в народные игры. Ребята, давайте и мы поиграем в игру «Угадай чей голосок»
(татар халык җырлы-биюле уены)
Вед.: Ребята, а вы знаете, что самое главное состязание сабантуя это- национальная борьба – көрәш. Вот я предлагаю вам начать наш сабантуй с национальной борьбы – көрәш и мы с вами определим главного батыра сабантуя.
(ведущий объясняет правила игры и начинает борьбу)
Вед. (объявляет главного батыра сабантуя и в этот момент забегает Камырша)
Камырша: Исәнмесез балалар! Здравствуйте дети!
Вед.: Ребята кто это пришел к нам на наш праздник?
Дети: Камырша!
Вед.: Камырша, у нас сегодня праздник, садись, посмотри и поучаствуй на состязаниях, посоревнуйся с детьми. Вот и главный батыр нашего праздника.
Камырша (расстроенный, почти со слезами на глазах): Как же так? А я? Я же целый год готовился, силы свои не тратил, ничего не делал, хорошо кушал…и не успел.
Вед.: Камырша, ты успокойся, не плачь, а наши ребята разрешают тебе посоревноваться с главным батыром.
(борьба батыра и Камырши, побеждает батыр)
Вед.: Камырша, ты садись и поиграй с нашими детками.
Камырша: Ур-ра! Спасибо вам ребята большое. Рәхмәт, балалар.
(садится)
Вед.:Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки. Разрешите начать соревнования.
(«Җайдаклар» биюе)
1.Вед.: Алай итик әле без,
Болай итик әле без.
Күңелле итеп бергә-бергә
Уйнап алыйк әле без.
«Ат чабышы»
2. Кемнәр җитез, кем өлгер, Кто шустрый, кто ловкий
Минем янга килегез. Приглашаем вас сюда.
Әйдә карыйк узышып, Одеваем мы мешки
Капчык киеп ярышып. И пускаемся в бега.
( капчык киеп йөгерү, бию “Әпипә” )
3. Кашыкка салып күкәйне Ложку в руки ты бери
Йөгерегез тизрәк. Яйца туда положи
Күрик әле, бу ярышта И к финишу беги!
Кайсыгыз җитезрәк?
( йомырка белән йөгерү )
4. Мактана дип уйламагыз Не боюсь я, не хвалюсь
Мин урынлы мактанам. А с горшочком разберусь
Чөнки бу чүлмәкне Глазки я закрою
Күрмичә дә ваталам. А горшочек разобью.
( чүлмәк вату )
5. Икегезгә ике капчык
Ягез әле, тотыгыз.
Сабан туенда ярышып
Сез дә бүләк алыгыз.
( капчык сугышы, җыр русча )
6. Менә сиңа сулы чиләк
Көянтә ал иңеңә.
Йөгер тизрәк, иң алдан кил
Егыла гына күрмә.
( су ташу )
7. – аркан тартыш
8. - кул көрәше
( ярышларда балалар белән бергә Камырша да катнаша )
Вед.: Сабантуй елга бер генә килә
Күңелле, олы бәйрәм.
Нур өстенә нурлар иңсен
Биеп алыйк ичмасам.
(татарча бию)
Камырша: Бик зур рәхмәт балалар, бик күңелле бәйрәм ясадыгыз, миңа бик ошады, киләсе елга да килермен. Большое спасибо ребята, мне праздник очень понравился, до встречи в следующем году.
Вед. Менә, дуслар, көтеп алынган Сабан туйлары да тәмам. Барыгызга да саулык - сәламәтлек телим. Киләсе елга да Сабан туйларында очрашырга язсын. Сау булыгыз! Ә хәзер бер биеп алабыз.
(бүләкләр өләшү, җыр “Мин яратам сине, Татарстан”)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chulpan_tatar_beyreme.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
“ Сабантуй”.
А. Б. – Исәнмесез, балалар! Кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар, хәерле көн! Без бүген татар халкының олы бәйрәме- Сабантуена җыелдык. Сабантуй - ул хезмәт бәйрәме, Сабантуй - ул дуслык бәйрәме, Сабантуй - ул һәркемнең көтеп алган изге бәйрәме. Котлы булсын Сабан туйлары! Кадерле балалар! Балалар бакчасында эшләүче барлык тәрбиячеләр, апаларыгыз исеменнән сезгә бәхетле балачак, ныклы сәламәтлек телим. Алдагы көннәрегез дә бүгенге кебек ямьле, күңелле булсын. Өстәлләребездә ризыклар мул булсын!
Сабан туе, хезмәт туе,
Шатлык һәм бәхет туе
Бәйрәм итик көн буе!
Котлы булсын, балалар,
Ямьле Сабан туйлары!
Вед. Сабантуй - это праздник труда, праздник радости и счастья,в котором сливаются воедино и красивые обычаи народа, и песни его, и пляски, и обряды. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ. Уже за 2 недели до начала праздника начинался сбор подарков для победителей: молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей: вышитые платки и полотенца, куски ситца, куриные яйца. А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Поэтому девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, а подарки привязывали к длинному шесту. В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроегие, люди с утра шли на майдан. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков свои украшения.
С праздником вас всех, дорогие дети, с праздником вас сотрудники нашей “Пчёлки” и родители, с весёлым праздником Сабантуем!
( Җыр “Сабан туе”)
Уртага берничә бала чыга.
1 бала: Шатлыклар күңелебездә,
Ал кояш күгебездә,
Килегез, дуслар, кунакка
бергә: Сабантуй бүген бездә.
2 бала: Сабантуй, сабантуй!
Уйнап- көлеп, җырлап- биеп,
Гөрләп килә Сабантуй!
3 бала: Жилферди чиккән сөлгеләр,
Бүләкләр күбебезгә.
Көрәшик тә, узышыйк та,
бергә: Сабантуй бүген бездә !
4 бала: Сабантуй –веселый праздник
Это всем давно известно.
Сколько игр и зрелищ разных
Приходите – интересно!
5 бала: Снова песня зазвучала
Подпевай ей и танцуй!
Мы сегодня отмечаем
Бергә: Наш веселый Сабантуй!
6 бала: Күңелле Сабан туйлары,
Бүген бәйрәм, зур бәйрәм!
Матур җырлар җырлый-җырлый
Уйныйбыз әйлән- бәйлән.
7 бала: И пускай веселье длится
В Сабантуй до темноты.
Всем, кто хочет веселиться
Дарим песни, как цветы.
(Җыр «Кояшлы ил»)
Вед.: Ребята, а раньше в деревнях молодые парни и девушки шли на сабантуй и пели песни. Давайте посмотрим, как это было.
(гармун белән җыр һәм бию)
1 бала: А я еще знаю, что раньше на сабантуях играли в народные игры. Ребята, давайте и мы поиграем в игру «Угадай чей голосок»
(татар халык җырлы-биюле уены)
Вед.: Ребята, а вы знаете, что самое главное состязание сабантуя это- национальная борьба – көрәш. Вот я предлагаю вам начать наш сабантуй с национальной борьбы – көрәш и мы с вами определим главного батыра сабантуя.
(ведущий объясняет правила игры и начинает борьбу)
Вед. (объявляет главного батыра сабантуя и в этот момент забегает Камырша)
Камырша: Исәнмесез балалар! Здравствуйте дети!
Вед.: Ребята кто это пришел к нам на наш праздник?
Дети: Камырша!
Вед.: Камырша, у нас сегодня праздник, садись, посмотри и поучаствуй на состязаниях, посоревнуйся с детьми. Вот и главный батыр нашего праздника.
Камырша (расстроенный, почти со слезами на глазах): Как же так? А я? Я же целый год готовился, силы свои не тратил, ничего не делал, хорошо кушал…и не успел.
Вед.: Камырша, ты успокойся, не плачь, а наши ребята разрешают тебе посоревноваться с главным батыром.
(борьба батыра и Камырши, побеждает батыр)
Вед.: Камырша, ты садись и поиграй с нашими детками.
Камырша: Ур-ра! Спасибо вам ребята большое. Рәхмәт, балалар.
(садится)
Вед.:Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки. Разрешите начать соревнования.
(«Җайдаклар» биюе)
1.Вед.: Алай итик әле без,
Болай итик әле без.
Күңелле итеп бергә-бергә
Уйнап алыйк әле без.
«Ат чабышы»
2. Кемнәр җитез, кем өлгер, Кто шустрый, кто ловкий
Минем янга килегез. Приглашаем вас сюда.
Әйдә карыйк узышып, Одеваем мы мешки
Капчык киеп ярышып. И пускаемся в бега.
( капчык киеп йөгерү, бию “Әпипә” )
3. Кашыкка салып күкәйне Ложку в руки ты бери
Йөгерегез тизрәк. Яйца туда положи
Күрик әле, бу ярышта И к финишу беги!
Кайсыгыз җитезрәк?
( йомырка белән йөгерү )
4. Мактана дип уйламагыз Не боюсь я, не хвалюсь
Мин урынлы мактанам. А с горшочком разберусь
Чөнки бу чүлмәкне Глазки я закрою
Күрмичә дә ваталам. А горшочек разобью.
( чүлмәк вату )
5. Икегезгә ике капчык
Ягез әле, тотыгыз.
Сабан туенда ярышып
Сез дә бүләк алыгыз.
( капчык сугышы, җыр русча )
6. Менә сиңа сулы чиләк
Көянтә ал иңеңә.
Йөгер тизрәк, иң алдан кил
Егыла гына күрмә.
( су ташу )
7. – аркан тартыш
8. - кул көрәше
( ярышларда балалар белән бергә Камырша да катнаша )
Вед.: Сабантуй елга бер генә килә
Күңелле, олы бәйрәм.
Нур өстенә нурлар иңсен
Биеп алыйк ичмасам.
(татарча бию)
Камырша: Бик зур рәхмәт балалар, бик күңелле бәйрәм ясадыгыз, миңа бик ошады, киләсе елга да килермен. Большое спасибо ребята, мне праздник очень понравился, до встречи в следующем году.
Вед. Менә, дуслар, көтеп алынган Сабан туйлары да тәмам. Барыгызга да саулык - сәламәтлек телим. Киләсе елга да Сабан туйларында очрашырга язсын. Сау булыгыз! Ә хәзер бер биеп алабыз.
(бүләкләр өләшү, җыр “Мин яратам сине, Татарстан”)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сабантуй татар халык бэйрэме
“ Сабантуй” көе яңгырый. Балалар флажоклар, обручлар, платочеклар белән мәйданга чыгалар, перестроение була. А. Б. – Исәнмесез, балалар! Кадерле балалар,...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."
1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)
1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...
Методическая разработка «Сенсомоторное развитие – основа художественно- эстетического воспитания и развития ребенка с ОВЗ».
Методическая разработка«Сенсомоторное развитие – основа художественно- эстетического воспитания и развития ребенка с ОВЗ».Воспитатель Лямина Лариса Владимировна ,ГБДОУ №53.Эстетическое вос...
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...