Предметно-развивающая среда - как средство развития связной речи детей с ОНР
статья по развитию речи по теме
Выбор темы определён тем, что количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению. Поэтому актуальна проблема поиска оптимальных путей развития связной речи.
В логопедической группе доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому именно наглядные дидактические средства будут оказывать более сильное влияние на процесс обучения детей с ОНР.
Предметно-развивающая среда, содержательное общение с взрослыми – вот необходимые условия, при которых ребенок будет расти и развиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razv._sreda.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с ОНР».
Выбор темы определён тем, что количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению. Поэтому актуальна проблема поиска оптимальных путей развития связной речи.
В логопедической группе доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому именно наглядные дидактические средства будут оказывать более сильное влияние на процесс обучения детей с ОНР.
Поэтому именно предметно-развивающая среда в группе может стать значимым фактором, влияющим на развитие речи детей.
Вопросами развития связной речи занимались такие учёные как Рубинштейн С.Л., Леушина А.М., Логинова В.И., Ушакова О.С. и другие учёные.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она реализуется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Детей с ОНР отличают: трудности планирования монолога; ограниченный словарный запас. Творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи дается с большим трудом, чаще не сформировано.
Проблема организации развивающей среды в ДОУ рассматривалась в работах Свирской Л.В., Новосёловой С.Л., Поляковой М.Н., Езоповой С.А.
Предметно-развивающая среда, содержательное общение с взрослыми – вот необходимые условия, при которых ребенок будет расти и развиваться.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытать и использовать свои способности. Исследователями были разработаны основные принципы организации предметно-развивающей среды.
Вместе с тем в работах Нищевой Н.В., Глухова В.П., Филичевой Т.Б. указывается на необходимость особых условий предметно-развивающей среды в логопедических группах.
Однако на сегодняшний день недостаточно разработан вопрос о специфике развивающей среды для развития связной речи детей с ОНР.
Большинство детей испытывают типичные трудности в развитии связной речи. Для них характерно нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность; бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка; пропуски смысловых звеньев и ошибки; повторы слов, паузы по тексту; трудности в языковой реализации замысла; необходимость в стимулирующей помощи.
Составляя рассказ по серии сюжетных картинок, дети не понимают смысла содержания этих картинок. При составлении фраз, пересказа дети долго «держат» паузу, подбирая нужные слова; испытывают затруднения в построении правильных конструкций предложения; нарушают логику изложения.
Развивающая среда группы не в полной мере учитывает индивидуальные особенности детей, их интересы и индивидуальные возможности в освоении форм связной речи.
Поэтому были разработаны дополнительные принципы организации предметно-развивающей среды для развития связной речи детей с ОНР.
Первый принцип – принцип ориентации предметно-развивающей среды на успешность и продуктивность речевой деятельности. В среду были включены центры активности по интересам детей. Некоторым детям интересен мир рыцарства, другим мир автомобилей, мир техники. Часть детей увлекается рисованием, природой, миром животных. Дети любят конструировать, играть в режиссёрские игры, рассматривать энциклопедии и детские журналы. В среде были организованы центры: «Город рыцарей», «Королевство волшебных мячей» и другие.
Следующий шаг – это составление плана работы во вновь организованных центрах. Например, для детей, которым очень нравится играть в машины, которые интересуются разными марками автомобилей, был создан центр «Автомобили нашего города». Задачи по развитию речи решались следующие: составление описательных рассказов о машинах; составление повествовательных рассказов «Моя любимая машина «Мерседес»», «Как мы путешествовали на машине»; составление рассказов по заданному началу «Как Кирилл помог Саше починить сломанный автомобиль»; составление творческих рассказов «Машина, перемещающаяся во времени».
Содержание оборудования: энциклопедия «Автомобили мира. Самые красивые и знаменитые», энциклопедия юного учёного «Техника. Автомобили, мотоциклы, поезда, электричество, компьютеры» (принесённые детьми); выставка-презентация детских коллекций автомобилей (рекомендации по работе с выставкой); мастерская по ремонту машин; разные раскраски с изображением автомобилей, детские рисунки машин; коллективная аппликация «Машина времени»; коллаж «Автомобильная дорога».
Содержание работы в условиях центра: рассматривание энциклопедий, беседа с детьми о транспорте, организация выставки детских машинок разных марок, игры «Угадай, о какой машине я говорю?», «Автомобильный салон»; изготовление коллажа «Автомобильная дорога»; рисование на тему «Автомобили нашего города», организация выставки работ и проведение экскурсий; режиссёрские игры с машинками; составление творческого рассказа о необычной машине-времени.
Второй принцип - принцип динамичности предметно-развивающей среды по развитию связной речи. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с этапами обучения формам монологической речи (пересказ, описание, повествование, творческое рассказывание).
Например, был организован центр «Город рыцарей». Вначале были внесены книги о рыцарях, книги-игры с целью удовлетворения детского интереса определённых детей и привлечения внимания, заинтересованности остальных. Детям читали рассказы о жизни рыцарей, дети рассматривали иллюстрации, интересовались названием необычной одежды, элементами защиты в костюме рыцаря (латы, шлем, забрало и т.д.). Далее мы работали над составлением описательных рассказов. Для этого была устроена выставка рыцарей. Никита представлял свою выставку и описывал своих рыцарей. Детям, которые любят рассматривать иллюстрации, были предоставлены книги на тему рыцарства. Они составляли описательные рассказы по иллюстрациям из книги; для детей, которые любят рисовать, были подготовлены предметные картинки-раскраски с изображением рыцарей. Сначала они их разукрашивали, а затем составляли описательные рассказы. Далее вносились в «центр» изготовленные детьми и родителями «замки» и работа шла над составлением повествовательных рассказов. Например: «Как мы с папой делали замок», «Много замков, сильнее оборона». С детьми проводились игры с мячом: «Правила рыцарей», «Качества рыцарей» с целью обогащения и расширения знаний детей о нравах, правилах эпохи рыцарства. Далее детям предлагалось составить рассказ по предложенному началу: «Вы увидели 3 дороги и столб. А на столбе 3 таблички: налево пойдёшь – красивую игрушку найдёшь; направо пойдёшь – с другом навсегда расстанешься; прямо пойдёшь – сделаешь доброе дело своему другу. Какую из дорог выберешь? Почему? Какое доброе дело можешь сделать своему другу. Далее детям предлагалось составление рассказов с элементами творчества, например, «Как дракон напал на замок рыцарей».
Таким образом, на интересном для ребят материале они проходят все этапы развития связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Развивающая предметно-пространственная среда, как средство развития связной речи
Развивающая предметно-пространственная среда, как средство развития связной речи...