конспекн НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Птицына Наталья Николаевна

закрепление знаний детей о русских народных сказках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Птицына Наталья Николаевна

Воспитатель второй категории

МБДОУ Д/С №84 г. Ельца Липецкой обл.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему:

 «Русские народные сказки из волшебного сундучка»

Программное содержание:  Дать детям понятие, что такое устное народное творчество,

Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;

Закрепить знание русских народных сказок;

Развивать речь детей, память, логическое мышление;

Закрепить произношение звука «Ч»,

Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных,

устное народное творчество).

Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок: «Царевна-лягушка», «Иван царевич и серый волк»,

«Финист-ясный сокол», «Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению»,

«Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун»,

«Колобок», «Гуси-лебеди».

Пересказ сказок: «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», с использованием

мнемотаблиц.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Рисование по сказкам: «Иван царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Лепка по сказке: «Три медведя»

Ход занятия:

В: Дети,а знаете ,в какой стране мы живём?

Д: В России.

В: Правильно, мы живём в России. Как называются жители нашей страны?

Д: Россияне.

В: Правильно. Россия-большая страна, и её населяет много народов. А на каком языке

говорят россияне?

Д: На русском.

В: Красив, могуч наш русский язык, В древние времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось

устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки,  потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.

Стук в дверь. Входит домовёнок Кузя. В руках сундук. Плачет.

В:Кто это к нам пожаловал?

К: Вы меня узнали?

В: Почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?

К: У меня большое горе, только вы можете мне помочь .Баба яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки. Какие хранились в моём сундучке.

В: Придётся помочь Кузе. Для этого нам нужно отправиться в чудесную страну сказок, надо произнести волшебные слова:

-В сказочное времечко, времечко чудесное

Тихо начинается сказка интересная. (звучит музыка)

Вот мы в сказочной стране. Что это за конверт? Да это же задание от Бабы Яги!

-На картинки посмотрите, всех героев назовите, что за сказка ? Подскажите.

Д/И «Назови героя, что за сказка?»

К: о коварная Баба Яга! Вы. Наверно, не справитесь!

В: постараемся. Давайте дадим характеристику каждому герою.

«Три медведя» - какие в сказке медведи?

«Волк и семеро козлят» - почему с козлятами случилось это несчастье? Какой волк в этой сказке? А мама-коза какая?

«Теремок»-добрые звери в этой сказке или нет?

«Заяц-хвастун» -можно ли про зайца сказать, что он- смелый?

«Колобок» -кто в этой сказке съел Колобка?

А вы обратили внимание, кто герои этих сказок? (животные)

Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают   звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.

Сказки о животных мы расколдовали. Кузя, клади свои сказки в сундук.

К: ой, спасибо, молодцы! Мои любимые сказки о животных!

В: а мы отправляемся дальше. Ещё конверт. Посмотрим, что приготовила нам Баба Яга ещё.

Покажу вам предметы чудесные, отгадайте, кому они были полезные?

  1. Лук и стрела. Из какой сказки предметы, какую роль они играли в сказке? ( Царевна-лягушка)
  2. Живая и мёртвая вода ( Иван-царевич и серый волк)
  3. Серебряное блюдечко и золотое яблочко. (Финист ясный сокол). Как использовала героиня эти предметы?
  4. Печка. Из какой сказки попала к нам печь? (Гуси-лебеди). Кому она помогла?
  5. Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме? (Снегурочка)

Вот и все сказки расколдованы. Чем похожи все эти сказки? ( В них встречаются превращения). Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса. Вот тебе, Кузя, волшебные сказки, складывай их в сундук. Всё, полный сундучок?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём и снова- в путь!

Василиса нам сказала:

Наклоняйся влево. Вправо.

Вот Снегурочки слова:

Приседайте, как пружинки,

Полетайте, как пружинки.

Конверт. « На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!»

МНЕМОТАБЛИЦЫ

  1. « У страха глаза велики». Про кого эта сказка?
  2. «Каша из топора». Какой солдат в этой сказке?
  3. «Вершки и корешки». О ком эта сказка?

К:вот спасибо!

В: подожди, Кузя, здесь ещё одна сказка. Ее ты будешь отгадывать!

К: Кузя не может отгадывать!

В: хорошо, мы ее тебе покажем с помощью жестов, движений, без слов.

Показ сказки «Репка» с помощью мимики.

А эти сказки называются  бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки. А теперь полный сундучок?

К: сейчас узнаем. (складывает в сундучок сказки. Звучит музыка). Вот и всё. Спасибо , ребята!

В: нет, чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть , про ковёр-самолёт. Нет, не праздный люди сказки слагали ,а слагал их мудрый русский народ. Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется? Какие сказки мы собирали в сундучок Кузе? Какие сказки называются волшебными? Бытовыми? О животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...