Музыкально-литературный час "Люблю просторы русские..."
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цельметодической разработки: пробудить интерес детей к рдному району через знакомство с памятниками С.Есенину и Д.Шостаковичу, их творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovleva_oa.docx | 314.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Яковлева Ольга Анатольевна
Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга»
воспитатель
8 911 119 31 87
Конкурсная номинация № 1
Музыкально литературный час «Люблю просторы русские…»
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста и воспитатель.
Цель: познакомить детей со скульптурами С. Есенина и Д. Шостаковича, их творчеством; пробудить у детей интерес к родному району; обогатить речь детей.
Прогнозируемый результат: дети освоят понятия поэт, композитор, тумба, бронза, укрылась, накрылась, прикрылась; у детей появится желание посетить памятники С. Есенину и Д. Шостаковичу.
Материал: игра «Разрезанные картинки», иллюстрации с изображением памятников С. Есенину и Д. Шостаковичу, изображение березы, рябины; портреты С. Есенина и Д. Шостаковича; музыкальные произведения Д. Шостаковича.
Этапы проведения мероприятия
Предварительная работа
- Беседа о биографии С. Есенина и Д. Шостаковича.
- Разучивание произведений С.Есенина по мнемотаблицам.
Музыкально-литературный час «Люблю просторы русские…»
- Игровой момент – собрать головоломку (разрезанные иллюстрации памятников)
- Сравнение памятников между собой: что общего, чем различаются?
- Чтение стихов С. Есенина «Береза», «Черемуха» под музыку Д. Шостаковича.
- Беседа о стихах С. Есенина. Сравнение.
- Проведение хоровода «Во поле береза стояла».
- Чтение детям сказки С. Есенина «Сиротка».
- Обсуждение сказки.
- Итог мероприятия.
Завершающая работа
Пешеходная экскурсия к памятнику С. Есенину.
Конспект музыкально-литературного часа «Люблю просторы русские…»
Воспитатель - Дети, сегодня мне передали необычный конверт. Давайте посмотрим, что в нем (воспитатель достает из конверта разрезанные картинки - головоломки). Чтобы узнать, что изображено на картинках - их нужно собрать (дети собирают картинки).
Воспитатель - Как вы думаете – кто изображен на этих картинках? (ответы детей)
Воспитатель - Правильно, здесь изображены памятники поэту Сергею Есенину и композитору Дмитрию Шостаковичу.
Воспитатель - Скульптура Сергею Есенину находится на улице, носящей имя этого поэта – на месте пересечения с Северным проспектом, установлена 7.10.2009 г. Автор бронзовой скульптуры Альберт Чаркин. Поэт установлен в центре небольшого сквера, на природе, которую он любил больше всего на свете.
Сергей Александрович присел на тумбу, левой рукой держит пальто, переброшенное через плечо, а в правой руке - ветка рябины, сидит поэт полубоком.
А теперь давайте посмотрим на другую скульптуру. 25.09.2009 г в Санкт-Петербурге на пересечении улицы Шостаковича с проспектом Энгельса был открыт памятник Дмитрию Шостаковичу, работы скульптора Константина Гарапача. Бронзовая скульптура композитора сидит на скамье среди нот, за памятником находятся динамики музыки, а в сумерках вокруг загораются разноцветные фонарики.
Воспитатель - Давайте рассмотрим обе скульптуры более внимательно – чем они похожи, а чем отличаются?
Воспитатель – Оба памятника сделаны из бронзы, находятся в сидячем положении, у обоих - одухотворенные лица, как будто в данный момент они находятся в творческом порыве…
Воспитатель - Кто скажет, почему у Есенина в руке ветка рябины? (ответы детей)
Воспитатель - У Есенина есть красивое стихотворение «Рябина».
Дети читаю стихи, воспитатель включает музыку Шостаковича.
Воспитатель - Почему у памятника Есенину посажена береза? (ответы детей)
Воспитатель – Береза - символ нашей Родины, до глубины души волновала поэта красота русских раздолий любимых русских берез.
Дети читают стихотворение, воспитатель включает музыку Шостаковича.
Воспитатель - О чем это стихотворение, какой увидел березу поэт? (ответы детей)
Воспитатель - С чем сравнивает поэт опушенные ветки березы? (ответы детей)
Воспитатель – Да, с белой бахромой.
Воспитатель – Когда у человека возникает необходимость говорить стихами? (ответы детей)
Воспитатель – Человек сочиняет стихи и музыку, когда чувства переполняют душу.
Воспитатель – У какого времени года такие краски? (ответы детей)
Воспитатель – В стихотворении описан скрип снега, стихи Есенина мелодичны, величавы, в них широта и простор, характерные для русской природы.
Воспитатель включает музыку и водит с детьми хоровод «Во поле березонька стояла».
Воспитатель переодевается в бабушку - надевает платок и очки.
Бабушка - Внучата мои, а хотите послушать сказку, которую сочинил в 1914 Сергей Есенин?
В группе приглушенный свет, звучит негромкая музыка Шостаковича, под которую воспитатель читает сказку «Сиротка»
Воспитатель - Понравилась ли вам сказка? (ответы детей)
Воспитатель - Какие русские сказки вам она напоминает? (ответы детей)
Воспитатель - Дети, понравился ли вам наш литературно-музыкальный вечер? Что нового вы узнали? Я надеюсь, что на выходных вы посетите вместе с родителями эти памятники.
Приложение:
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Рябина
| |
Сиротка
(Русская сказка)
Маша - круглая сиротка.
Плохо, плохо Маше жить,
Злая мачеха сердито
Без вины ее бранит.
Неродимая сестрица
Маше места не дает,
Плачет Маша втихомолку
И украдкой слезы льет.
Не перечит Маша брани,
Не теряет дерзких слов,
А коварная сестрица
Отбивает женихов.
Злая мачеха у Маши
Отняла ее наряд,
Ходит Маша без наряда,
И ребята не глядят.
Ходит Маша в сарафане,
Сарафан весь из заплат,
А на мачехиной дочке
Бусы с серьгами гремят.
Сшила Маша на подачки
Сарафан себе другой
И на голову надела
Полушалок голубой.
Хочет Маша понарядней
В церковь божию ходить
И у мачехи сердитой
Просит бусы ей купить.
Злая мачеха на Машу
Засучила рукава,
На устах у бедной Маши
Так и замерли слова.
Вышла Маша, зарыдала,
Только некуда идти,
Побежала б на кладбище,
Да могилки не найти.
Замела седая вьюга
Поле снежным полотном,
По дороженькам ухабы,
И сугробы под окном.
Вышла Маша на крылечко,
Стало больно ей невмочь.
А другом лишь воет ветер,
А кругом лишь только ночь.
Плачет Маша у крылечка,
Притаившись за углом,
И заплаканные глазки
Утирает рукавом.
Плачет Маша, крепнет стужа.
Злится дедушка-мороз,
А из глаз ее, как жемчуг,
Вытекают капли слез.
Вышел месяц из-за тучек,
Ярким светом заиграл.
Видит Маша - на приступке
Кто-то бисер разметал.
От нечаянного счастья
Маша глазки подняла
И застывшими руками
Крупный жемчуг собрала.
Только Маша за колечко
Отворяет дверь рукой, -
А с высокого сугроба
К ней бежит старик седой:
"Эй, красавица, постой-ка,
Замела совсем пурга!
Где-то здесь вот на крылечке
Позабыл я жемчуга".
Маша с тайною тревогой
Робко глазки подняла
И сказала, запинаясь:
"Я их в фартук собрала".
И из фартука стыдливо,
Заслонив рукой лицо,
Маша высыпала жемчуг
На обмерзшее крыльцо.
"Стой, дитя, не сыпь, не надо, -
Говорит старик седой, -
Это бисер ведь на бусы,
Это жемчуг, Маша, твой".
Маша с радости смеется,
Закраснелася, стоит,
А старик, склонясь над нею,
Так ей нежно говорит:
"О дитя, я видел, видел,
Сколько слез ты пролила
И как мачеха лихая
Из избы тебя гнала.
А в избе твоя сестрица
Любовалася собой
И, расчесывая косы,
Хохотала над тобой.
Ты рыдала у крылечка,
А кругом мела пурга,
Я в награду твои слезы
Заморозил в жемчуга.
За тебя, моя родная,
Стало больно мне невмочь
И озлобленным дыханьем
Застудил я мать и дочь.
Вот и вся моя награда
За твои потоки слез...
Я ведь, Маша, очень добрый,
Я ведь дедушка-мороз".
И исчез мороз трескучий...
Маша жемчуг собрала
И, прислушиваясь к вьюге,
Постояла и ушла.
Утром Маша рано-рано
Шла могилушку копать,
В это время царедворцы
Шли красавицу искать.
Приказал король им строго
Обойти свою страну
И красавицу собою
Отыскать себе жену.
Увидали они Машу,
Стали Маше говорить,
Только Маша порешила
Прежде мертвых схоронить.
Тихо справили поминки,
На душе утихла боль,
И на Маше, на сиротке,
Повенчался сам король.
<1914>
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»
Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»Цель:Ø Формирование патриотических чувств и любви к родному краю ...
Сценарий музыкально – литературной композиции « Зимушка – зима» (по произведениям русских поэтов и композиторов)
Данное мероприятие развивает творческие способности дошкольников, а также расширяет кругозор детей по зимней тематике, воспитывает интерес и любовь к природе....
Музыкально-литературная гостиная "Для меня Россия - русские берёзы""
Музыкально-литературная гостиная для детей подготовительной группы, педагогов и родителей "Для меня Россия - русские берёзы""...
«ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!» (музыкально-литературный досуг для детей старшего дошкольного возраста)
laquo;ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»(музыкально-литературный досуг для детей старшего дошкольного возраста)...
Сценарий музыкально – литературной композиции «Зимушка – зима» (по произведениям русских поэтов и композиторов)
Зимняя музыкально-литературная гостиная в детском саду....
Музыкально-литературная гостиная, посвященная русскому поэту Сергею Есенину
На занятии ребята продолжают знакомиться с русским поэтом Сергеем Есениным.Такие занятия всегда проводятся совместно с родителями. Мы читаем стихи, слушаем музыку, проводим интересные мастер - классы....
Музыкально-литературная композиция "Сказ о русской душе или каждом из нас"
Сценарий предназнечен для детей старшего дошкольного возраста. Оригинальный и интересный сюжет по мотивам сказки «Теремок». Дети играют все роли, слова автора читает взро...