По страницам сказок А.С. Пушкина
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranicam_skazok_a.s._pushkina.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина; воспитывать интерес к русской литературе; развивать устную речь, творческое воображение; учить выражать гнев, мечтательность, веселое настроение, воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, детская ширма, игрушки театра бибабо - старик, золотая рыбка, петушок; цветные стрелки, мешок, шатер, зеркальце, золотые орешки, трон для царя, костюмы для царицы, царя, звездочета, девицы, царевича.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите на этот портрет! Вы знаете, кто это? Правильно, это замечательный великий русский поэт А. С. Пушкин. В начале лета отмечается его день рождения.
Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много стихов, сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе. Все любят читать его произведения.
В детстве Пушкин сам очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его бабушка Мария Алексеевна и его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки.
Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать по этим замечательным сказкам. Согласны? (Ответ детей.) А отправимся мы в это замечательное путешествие на волшебной телеге. В ней всем хватит места.
Дети садятся на коврик. Выбирается Лошадка-ребенок с лентами-поводьями, один из детей управляет Лошадкой.
Воспитатель: Все уселись? Тогда в путь! А с чем в пути веселей? Правильно, с песней.
Исполняется песня «Телега», слова М. Пляцковского, музыка М. Минкова.
Ребенок: Тр-р-р-р, приехали! Слезайте с телеги! У дерева дети встречают Кота ученого- ребенок.
Кот ученый. У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей... Ребенок. Кот, а ты в самом деле петь умеешь? Кот. Конечно! Хотите послушать?
Кот идет направо и поет песню «Если добрый ты», слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.. - Дети поют вместе с Котом:
>
Ребенок. И сказки рассказывать умеешь?
Кот. Умею. И даже знаю, что по сказкам Пушкина вы сегодня путешествовать собрались. Верно? Ну что ж, тогда сегодня эти сказки сами о себе расскажут, а я помогу вам их найти. Хорошо?
Есть у меня четыре стрелочки разного цвета. Каждая из них приведет вас в одну из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вот вам красная стрелочка, ищите эту стрелочку на своем пути и ждите встречи со сказкой.
Воспитатель и дети берут красную стрелку. Такие же стрелки нарисованы на полу, которые приводят детей к ширме, к «Сказке о рыбаке и рыбке». На ширме появляется старик, закидывает невод в море.
Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за сказка? (Ответ.) А кто знает, как она начинается? (Дети читают.) А сколько раз закидывал старик невод в море? (Ответ.) А вы хотите, чтобы эта сказка ожила? (Ответ.) Тогда слушайте.
В третий раз закинул он невод —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой — золотою.
Как взмолилась золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим.
На ширме появляется Золотая рыбка. Старик убирает невод.
Золотая рыбка (кукла). Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Воспитатель: Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
Старик (кукла). Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Воспитатель: Ребята, а что было, когда старик вернулся к своей старухе? Давайте вспомним; (Рассказывают) А каким было море, когда старик приходил к нему в очередной раз? Давайте все вместе попробуем изобразить это море с помощью танца, который сейчас каждый придумает сам.
Исполняется танцевальная импровизация «Морские волны»
Воспитатель: Молодцы! Море у нас получилось почти настоящее.
Старик. Эх, ребятушки! А я вот поймал Золотую рыбку, видать, на беду свою. Воспитатель: Не печалься, старик. Ведь эта сказка не так и плохо для тебя закончилась. А как она закончилась, ребята? (Дети рассказывают.)
Старик. И то правда, пора мне к своей старухе возвращаться да самому починить ей разбитое корыто.
Воспитатель: Да и нам пора к ученому Коту возвращаться. (Прощаются, идут к Коту.)
Кот. Ну, и в какой вы сказке побывали? (Ответ детей.) А эта желтая стрелочка приведет вас в другую Пушкинскую сказку. Счастливого пути!
Идут по желтой стрелочке. («Сказка о золотом петушке»).
На троне сидит царь Дадон.
Воспитатель: Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Дадон. Смолоду был грозен я
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Воспитатель: Тут соседи беспокоить Стали старого царя,
Страшный вред ему творя...
Дадон. Что за жизнь в такой тревоге!
Воспитатель: Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Выходит Мудрец.
Воспитатель: Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.
Вынимает из мешка игрушку Петушка, (из театра бибабо)
Мудрец. Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю — на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны...
Вмиг тогда мой петушок... Закричит, и встрепенется,
И в то место обернется.
Воспитатель: Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Петушок (кукла). Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!..
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красив Петушок из этой сказки Пушкина! Давайте все на несколько минут тоже превратимся в петушков и весело потанцуем.
Исполняется танец-импровизация петушков.
Воспитатель:Молодцы! А что же было дальше в этой сказке? (Дети по желанию рассказывают.) Верно.
Вдруг шатер Распахнулся — И девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя...
Из палатки, оформленной под шатер, выходит восточная красавица, танцует «Восточный танец.
Воспитатель: И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела... (Уходят.)
А чем закончилась эта сказка, дети? (Дети рассказывают.)
Воспитатель: Правильно,
Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок!
А мы снова идем к Коту ученому.
Кот. А сейчас вы в какой сказки побывали в гостях? (Ответ.) А эта зеленая стрелочка готовит вам еще одну интересную встречу со сказкой Пушкина. Доброго пути!
Дети идут по зеленой стрелочке, приходят к сказке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Ребенок: Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним...
Выходит Царица с зеркальцем.
Царица. Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?
Ребенок. Что ж ей зеркальце в ответ?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Ребенок: Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет
Да по зеркальцу как хлопнет,
Царица.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь, какая подросла!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше?
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир, мне равной нет,
Так ли?
Ребенок. Зеркальце в ответ...
Зеркальце. А царевна все ж милее, Все ж румяней и белее. Воспитатель: Да, с зеркалами спорить трудно. Злая и завистливая царица приказала своей служанке вот что...
Царица. Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. (Уходит.)
Ребенок. И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Воспитатель: Вы, ребята, конечно, знаете, что случилось дальше с молодой царевной и кто ее спас? (Дети рассказывают.) Сказка закончилась хорошо, добро победило. А наше путешествие продолжается. Пора проведать нам с вами Кота ученого. (Идут к Коту.)
Кот. А сейчас вы из какой сказки возвращаетесь? (Ответ) А вот вам и последняя, голубая, стрелочка еще в одну сказку Пушкина. В путь, друзья!
Идут по стрелочке: «Сказка о царе Салтане». Их встречают 3 сестры.
Воспитатель: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 -я девица. Кабы я была царица, — Воспитатель: Говорит одна девица,—
1 -я девица. То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2-я девица. Кабы я была царица, — Воспитатель: Говорит ее сестрица, —
2-я девица. То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Воспитатель: Вот какие сестры-мастерицы были в этой сказке. Но и наши ребята кое-что умеют и свое мастерство сейчас покажут.
Исполняется песня-игра «Строим дом». Дети выполняют движения по ходу исполнения песни.
Воспитатель: А что же сказала третья сестра? Давайте послушаем. 3-я девица. Кабы я была царица, —
Воспитатель: Третья молвила сестрица, —
3-я девица. Я б для батюшки-царя
Родила богатыря!
Воспитатель: Царь женился на третьей, младшей сестре, а вскоре уехал воевать. Царица родила чудесного мальчика, а мачеха решила его погубить. Она подменила у гонца письмо, в котором написала царю...
Мальчик (гонец). Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
Воспитатель: Царицу с сыном посадили в бочку и бросили в море. Девица. Ты, волна моя, волна,
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь.
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Воспитатель: А что же было дальше, кто знает?
Девица. И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Воспитатель: Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
Мальчик: «Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?»
Воспитатель: молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Воспитатель: Вышли они на землю. Сын выстроил город и стал с матушкой жить да поживать. И много чудес было в этом городе. Вот одно из них.
Ребенок. Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Выходят Стражники и Белочка. Белка пляшет и поет.
Воспитатель: Ай-да белка, как она пляшет и поет! Чудо, да и только! А мы сейчас эту мелодию «Во саду ли, в огороде» исполним на музыкальных инструментах.
Исполняет оркестр «Во саду ли, в огороде». Белочка танцует.
Воспитатель: Дети, вы знаете, что у этой сказки тоже замечательный конец: добро победило зло, и царь нашел свою жену и сына.
Все сказки Александра Сергеевича Пушкина прекрасны и поучительны. И во всех побеждает добро.
Наше путешествие по пушкинским сказкам сегодня заканчивается. Я думаю, что после этого путешествия вы полюбили их еще больше. Правда? И мы с вами будем идти всегда только одной дорогой — дорогою добра.
Исполняется песня «Доброта».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "По страницам сказок А.С. Пушкина"
Цель: развитие познавательного интереса к сказкам А.С. Пушкина.Задачи:закреплять знания о прочитанных сказках А.С. Пушкина;развивать связную речь, умение пересказывать сюжет литератур...
Музыкально- поэтическое развлечение по страницам сказок А.С. Пушкина.
"Что за прелесть эти сказки"...
Игра-путешествие "По страницам сказок А.С.Пушкина"
Закрепить и обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина, о его сказках....